В конце осени 2015 года стартовала система «Платон» для регулирования грузовых перевозок. Что это за система, особенности регистрации, оплата и штрафы обозначены законодательно. В 2023 году пользование системой «Платон» практически не изменилось, но владельцы грузовиков отметили ряд недостатков и возможностей улучшения системы.
Что такое система «Платон»
Есть дословное разъяснение, что такое система получения оплаты с грузовых автотранспортных средств «Платон». Название сокращено из: «плата за тонны». Система функционирует уже более семи лет, регулярно улучшаясь. А полученные деньги идут на ремонт дорог, улучшение ряда бесплатных государственных услуг для водителей и развитие инфраструктуры.
Система взимания платы была введена специально по причине значительного ущерба дорожному полотну. Из-за большегрузов появляются трещины, ямы, а многие перевозчики работали по «серым» схемам. За время существования системы «Платон» из тени вышло более половины недобросовестных грузоперевозчиков, а ситуация с дорогами улучшилась.
Что включает в себя и цель создания
Распространяется система на 51 тысячу километров дорог РФ. Стабильная работа налажена благодаря следующим факторам:
- информационным центрам;
- геоинформационной и автоматической расчетной системе;
- наличию бортовых устройств, производящим замеры и расчеты;
- стационарному и мобильному контролю;
- сайтам, обеспечивающим круглосуточную поддержку;
- Call центру, дающему информацию 24/7.
Финансы, полученные благодаря системе «Платон», идут на следующие государственные нужды:
- развитие дорожной и транспортной инфраструктуры;
- ремонт, строительство и поддержание дорог федерального значения.
Функционирование этой государственной программы не только улучшает состояние дорог, но и снижает нагрузку на муниципальную и государственную казну. Таким образом, повышаются транспортно-эксплуатационные параметры.
Для каких автомобилей применяется
Согласно Федеральному Закону N 257, оплаты вносят водители или грузоперевозчики (владельцы компаний) за каждое транспортное средство, имеющее разрешенную массу более 12 тонн. В этот показатель входит сам груз, водитель, экспедитор и пассажиры. Максимальная масса указана в ПТС или инструкциях.
Какие авто не платят в 2023 году за грузоперевозки:
- большегрузный транспорт, ориентированный на перевоз людей;
- служебные авто, имеющие специальную аэрографию и маячки. К таковым относятся пожарные, медицинские авто, полицейские машины;
- военная техника, находящаяся в ведомстве Министерства Обороны России;
- легковые и грузовые машины с максимальной массой до 12 тонн.
Данные указаны на начало 2023 года. Но предполагаются изменения касательно легковых авто с прицепами к концу года.
Как работает
Чтобы понять, что такое система взимания платы с большегрузов, нужно углубиться в ее принцип работы. Авансовая и постоплатная плата регламентированы Постановлением российского Правительства от №504. Для регуляции и расчета водители используют на постоянной основе бортовое устройство или маршрутную карту разово. Чтобы обеспечить контроль передвижения на дорогах, устанавливаются бортовые устройства с GPS и ГЛОНАСС.
Мониторинг с последующим распознаванием по базе Реестра большегрузов, которые попадают под действие системы «Платон», проводятся мобильным контролем и рамной конструкцией, установленной над дорогой. Мобильная система способна уловить и зарегистрировать административное нарушение ТС, после чего информация передается в правоохранительные органы. Государственная инспекция списывает штрафы в случае нарушения эксплуатации карты или устройства.
Маршрутную карту или устройство оформляют через центр информационной поддержки, личный кабинет на официальном сайте или мобильное приложение. Владельцу грузовика нужно пройти регистрацию в системе. Средства для оплаты вносятся через кассу или терминал, в Сбербанке, личном кабинете или на сайте. Если возникают какие-то вопросы, круглосуточно работает Call центр, специалисты которого помогут с регистрацией.
При помощи бортового устройства (обязательного для перевозчиков) автоматически передается информация о передвижении авто. С учетом того, по каким дорогам движется машина, ее путь, масса списываются средства с учетной записи.
«Платон» не забирает автоматически деньги за проезд по дорогам федерального значения и платным.
Как воспользоваться системой «Платон»
«Платон» – система, которая действует только через расчетную запись и реестр. Что это такое и как оформляется? Расчетная запись создается одним из доступных способов для введения в Реестр персональных данных водителя и автотранспортного средства. Каким образом можно зарегистрироваться:
- Через официальный сайт системы.
- В центре информационной поддержки.
- В терминале.
- Через приложение.
Верификация занимает примерно 3 недели, после чего приходит извещение на электронную почту и телефонный номер. В личном сайте можно совершать следующие действия:
- вносить в базу или удалять транспортное средство;
- менять личные данные: имейл, номер телефона;
- вносить деньги в Расчетную запись по реквизитам карты, возмещать вред (целевой платеж);
- активировать или отключать оповещения;
- контролировать счет и менять баланс;
- сверять данные по маршрутной карте: оформлять, проводить оплату;
- общаться с оператором и задавать уточняющие вопросы.
Опциями программы можно пользоваться как на сайте после ввода логина и пароля, так и в мобильном приложении, которое работает на iOS, Windows и Андроид.
Возможные нарушения и штрафы
На 2023 год есть установленные правительством правила и тарифы за пользование дорогами ТС допустимой массой свыше 12 тонн. Компании, занимающиеся грузоперевозками, а также частные водители должны оформить бортовое устройство для постоянной работы или маршрутную карту единоразово. Обычно работодатели (компании) сразу делают на всех водителей бортовые устройства.
В правительственном Постановлении №504, нарушениями со стороны водителей и владельцев грузовиков-большегрузов считаются:
- отсутствие бортового устройства (БУ);
- неисправное или выключенное устройство;
- передвижение по федеральным дорожным полотнам без маршрутной карты;
- данные не сходятся с маршрутной картой: водитель ездит большее количество времени или неверно обозначил вес груза;
- внесенные средства в качестве платы были исчерпаны, но движение не остановлено.
Статьей 12.21КоАП были установлены штрафы за проезд грузовиков без оплаты по системе «Платон»:
- водители, работающие на иностранные компании-перевозчики – 5 тысяч рублей;
- собственники транспортных средств, не принадлежащие к иностранным компаниям-перевозчикам – 5 тысяч рублей.
Штраф удваивается при повторном нарушении. Перевозчика могут лишить права на работу с грузом, если и последующие разы не будет проводиться оплата за передвижение.
Законы, регулирующие работу системы «Платон»
Систему взимания средств «Платон» регулируют законы, нормативно-правовые акты и документы, разработанные с 2005 года и действующие сегодня:
- Транспортная стратегия РФ в последний редакции до 2030 года;
- ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах…»;
- Правительственные Постановления: № 843, № 928, №1191 (коэффициент с размером платы) и № 474;
- ФЗ Российской Федерации № 68;
- Правительственное распоряжение № 1662-р.
Также в регуляции системы участвует КоАП, где указаны правонарушения и штрафные санкции.
Недостатки системы
За время работы с программой «Платон» водители, а также представители органов власти увидели значительные плюсы в экономической сфере и порядке на дорогах. Но до сих пор имеется несколько минусов:
- увеличение стоимости грузоперевозок автотранспортным средством;
- недостатки в техническом оснащении автопарка и мониторинге;
- риски недостаточно идентифицированы, возможны технические сбои;
- водители все же находят способы не оплачивать проезд по дороге.
Также небольших трудностей добавили санкции, значительно ухудшив ситуацию с перевозками. Но это уменьшило нагрузку на дорожное полотно.
Стоимость проезда по системе «Платон»
Индексация на 2023 год еще проведена не была, поэтому действуют тарифы с февраля прошлого года. Километр пробега стоит 2,54 рубля вне зависимости от веса автомобиля. Оплата должна проводиться своевременно на автомобильное средство, указанное в Реестре.
Согласно правительственному Постановлению № 843, ежегодно 1 февраля будет проводиться индексация, определяющая, сколько стоит километр пути по российским дорогам общего пользования.
Варианты оплаты проезда по платным дорогам
Для того чтобы пополнить счет и оплатить услугу сервиса, достаточно зайти в личный кабинет. Реквизиты банковской карты сохраняются, поэтому оплата проходит в течение нескольких минут. Также заплатить можно с помощью терминала, через кассу Сбербанка или в центре поддержки пользователей.
Авансовая схема платежей и постоплата
Собственники машин, установившие бортовое устройство, могут оплачивать по постоплате. Доступно оформление устройства компаниями для водителей, а также частными предпринимателями, предлагающими услуги по грузоперевозкам.
Чтобы авансом оплатить за проезд по дороге большегруза при наличии маршрутной карты, достаточно пополнить счет в личном кабинете или терминале самообслуживания. Владелец грузовика должен зарегистрировать ТС в системе «Платон» путем прохождения регистрации.
Оплата за фактически пройденное расстояние
Большинство компаний использует платеж за фактическое расстояние, которое проехало авто. По платным автомагистралям в систему «Платон» оплата маршрутной карты проводится вручную или автоматически, если установлено БУ.
Система «Платон» ежегодно возвращает в государственную казну порядка 11 млрд рублей. За эти средства регулярно проводятся ремонтные работы всего дорожного полотна страны, а также улучшается инфраструктура. С расчетами и тарифами не согласны многие водители, о чем говорят письменные жалобы. Но за время существования системы ситуация на дорогах значительно улучшилась.