Как транспортировать тяжёлую и негабаритную спецтехнику

Многие виды работ, включая строительство зданий и дорог, обустройство городских территорий, планировка земельных участков, не обходится без применения спецтехники, отличающейся большим весом и нестандартными габаритами. Доставка такой техники к предполагаемому месту проведения работ практически всегда связана с решением множества проблем. Об особенностях транспортировки таких спецсредств и пойдёт речь в данной статье.

Особенности перевозки крупногабаритной и тяжеловесной техники
Как правильно перевозить крупногабаритную технику.

Перевозка габаритной техники

Понятие крупногабаритной/тяжёлой техники достаточно расплывчато: этим термином обозначают транспортные средства, вес и габариты которых не позволяют перевозить их обычными способами. Основными критериями, позволяющими идентифицировать любой груз как нестандартный, являются его масса, длина, ширина и высота. Существует классификация негабаритных грузов в зависимости от выраженности их размеров и веса:

  • тяжеловесной считается спецтехника, которая в погружённом на платформу ТС состоянии вызывает увеличенную сверх нормативных документов нагрузку на любую ось либо превышает любой параметр по допустимой (разрешённой) массе всего транспортного средства вместе с грузом;
  • крупногабаритной считается спецтехника, вызывающая превышение в погруженном на платформу ТС состоянии любого параметра, касающегося предельных габаритов подвижного состава (ПС);
  • длинномерным считается груз, выступающий за пределы заднего борта на расстояние, превышающее 2 метра.

Как перевозят технику

Таким образом, к числу негабаритной и тяжеловесной технике относятся спецсредства, габариты и вес которых вместе с размерами и массой перевозящего ТС превышают следующие характеристики:

  • по высоте – 4 метра;
  • по ширине – 2.5 метра;
  • по длине – 20 метров (допустимым является свес перевозимой спецтехники на 2 метра при условии соблюдения общей длины ПС 20 метров);
  • по совокупной массе ПС – 38 тонн.

Стоимость перевозки тяжеловесной и крупной техники напрямую коррелирует с указанными характеристиками – чем меньше размеры и вес, тем проще и дешевле осуществить транспортировку такой техники. К ней можно причислить строительные спецсредства (экскаваторы, бульдозеры, краны, погрузчики), дорожную технику (катки, асфальтоукладчики), сельскохозяйственную технику (комбайны, тракторы). Отметим, что в случае изменения весовой или габаритной характеристики перевозимой техники нужно производить новые замеры вместе с ТС, которое будет осуществлять транспортировку.

Перевозка тяжелой техники требует соблюдения правил и порядка, установленных действующим российским законодательством. Это касается как порядка размещения, крепления и транспортировки негабаритного груза, так и документального оформления перевозки, что делает грузоперевозки данной категории одними из самых сложных с точки зрения организационных и технических мероприятий.

Как перевозят крупногабаритную технику

Особенности транспортировки погрузчиков

Погрузчики – техника достаточно востребованная, используемая практически везде: в строительстве, сельском хозяйстве, на промышленных предприятиях, в складской деятельности. Погрузчики, подразделяющиеся на три больших класса (фронтальные, вилочные, экскаваторные), обладают целым спектром особенностей, предъявляющих конкретные требования к перевозке этой тяжеловесной техники:

  • поскольку большая часть погрузчиков имеет габариты, превышающие нормативные, чаще всего для их транспортировки используют низкорамные грузовые платформы. Перевозка тралами существенно упрощает их доставку на средние и длинные расстояния, особенно при проезде таких сложных участков, как мосты и тоннели. Упрощается и их погрузка/разгрузка на низкорамные тралы;
  • для удобства погрузки погрузчиков на гусеничном/колёсном ходу применяют специальные пандусы, при этом для гусеничной спецтехники угол наклона пандуса не должен быть большим, что достигается увеличением его длины;
  • фиксация погрузчиков на трале осуществляется в соответствии с правилами закрепления подобных грузов и особенностями конструкции конкретной модели погрузчика;
  • для осуществления перевозки погрузчиков, особенно обладающих функционалом экскаватора, требуется оформление достаточно обширного перечня разрешительных документов, что при самостоятельной перевозке может составить большую проблему.

Таким образом, перевозка подобной спецтехники является сложной и в ряде случаев дорогостоящей процедурой, особенно если осуществляется на приличные расстояния (межрегиональная транспортировка). Допускается доставка к месту назначения с использованием буксировки, но при этом скорость перевозки ограничивается показателем 8 км/час для дорог с твёрдым покрытием и 4 км/час для остальных типов дорог.

Транспортировка техники

Особенности перевозки экскаваторов

Являясь достаточно востребованной техникой, экскаваторы характеризуются неспособностью самостоятельно передвигаться на сколь-нибудь заметные расстояния. Поэтому задача их доставки к месту назначения может оказаться сложной, поскольку эта разновидность спецтехники принадлежит к категории одновременно крупногабаритных и тяжеловесных устройств. При этом главной характеристикой экскаваторов с точки зрения их транспортировки считается ширина колеи, и этим они отличаются от других спецсредств. Мощные модели обладают шириной, превышающей 2.5 метра, что может создать множество проблем как при документальном оформлении процедуры, так и собственно при транспортировке.

В частности, для осуществления перевозки экскаваторов нужно подготовить пакет разрешительных документов, включая согласованное в представительстве РосАвтодора разрешение, подписанное в ГИБДД. При превышении ширины подвижного состава 3.5 метров и/или высоты 4.5 метра перевозку следует осуществлять с транспортом сопровождения. Погрузка/разгрузка экскаваторов на платформу трала осуществляется следующими способами:

  • такелажным (с использованием специального оборудования);
  • самоходным;
  • с применением крана.

Если самостоятельный заезд возможен, это сильно упрощает процедуру, в противном случае нужно будет использовать кран повышенной грузоподъёмности или мощную лебёдку. Для экскаваторов предельно допустимый угол наклона пандуса составляет 15⁰. Если необходимо, при выполнении погрузки демонтируют ковш. Фиксация спецтехники осуществляется посредством растяжек. Правила перевозки гусеничной техники требуют безусловного их соблюдения, что позволяет существенно уменьшить вероятность возникновения аварийных ситуаций и повреждения дорогостоящей техники при транспортировке.

Особенности перевозки экскаваторов

Условия транспортировки тяжеловесной техники

Поскольку большинство разновидностей строительной, сельскохозяйственной, дорожной спецтехники характеризуется большими габаритами/весом, их транспортировка к месту проведения работ сопряжена с большими сложностями, особенно если предполагается переезд на большие расстояния. Проблемы начинаются на этапе документального оформления грузоперевозок, продолжаются при выполнении погрузочно-разгрузочных мероприятий, возникают сложности и с выбором подходящего транспорта (вагоны, траловые платформы обладают конкретной грузоподъёмностью).

Ещё одним важным нюансом при проведении погрузки тяжеловесной техники является необходимость оптимального распределения массы при размещении на платформе, требующее правильного расположения центра тяжести перевозимого груза, что позволит избежать таких дестабилизирующих факторов при перевозке, как крены и перекосы. Это достаточно непростая задача, для выполнения которой нужно производить специальные расчёты. Любая ошибка потребует дополнительные перемещения огромного груза, что достаточно трудозатратно. Основные положения, регулирующие условия транспортировки большегрузной техники:

  • использование для перевозки специальных платформ;
  • соблюдение при транспортировке предписанных нормативами скоростных режимов;
  • маркирование перевозимого спецтранспорта, снабжение его или подвижного состава световой сигнализацией или установленными опознавательными знаками;
  • выбор разрешённых для перевозки подобных грузов автомагистралей и маршрутов;
  • допустимость осуществления транспортировки только при наличии разрешительных документов;
  • сопровождение автопоезда сотрудниками ГИБДД при превышении установленных габаритов/веса.

Условия транспортировки тяжеловесной техники

При перевозках массивной техники определённые требования предъявляются и к ней:

  • необходимо предпринять все возможные меры, направленные на снижение по высоте центра тяжести размещённой на грузовой платформе спецтехники;
  • водитель ТС, которое будет заниматься транспортировкой, должен быть обеспечен круговым обзором;
  • автотранспорт необходимо обеспечить требуемой управляемостью и устойчивостью;
  • погрузку следует осуществлять таким образом, чтобы обеспечить равномерную осевую загрузку подвижного состава;
  • груз должен быть надёжно закреплён для обеспечения его неподвижности во время транспортировки.

Для перевозки тяжёлой техники используют следующие разновидности платформ:

  • лафетные (платформы, не имеющие дна);
  • низкорамные тралы;
  • высокорамные платформы.

Тяжёлая платформа, характеризующаяся небольшим клиренсом, может иметь габариты, в некоторой мере превышающие установленные стандарты. Разрешается также использование удлинителей базы.

Транспортировка тяжеловесной техники

Перевозка сельхозтехники

Транспортировка сельхозтехники – достаточно востребованная услуга, особенно накануне начала посевной кампании или перед уборкой урожая. Перевозка негабаритных комбайнов и тракторов, а также механизмов сельскохозяйственного назначения может потребоваться и при смене района проведения работ, при поломке техники с необходимостью отправки её на ремонт, при закупке новых механизмов. Правила перевозки сельскохозяйственной техники регулируются соответствующей нормативно-законодательной базой, действующей на всей территории РФ. Обычно для этих целей используется автотранспорт, но при межрегиональных перевозках может встретиться ситуация, когда без смешанного способа доставки не обойтись, и часть пути техника будет преодолевать железной дорогой.

Одним из наиболее специфичных сельхозмеханизмов в отношении его транспортировки считается дождевальная установка, габариты которой значительно превышают размеры грузовых платформ. Подобную технику приходится разбирать и осуществлять перевозку с использованием более чем одного транспортного средства. Комбайны также обладают значительными габаритами, особенно с учётом навесных устройств, размеры которых зачастую превышают длину и ширину самого комбайна. Поэтому и здесь практикуется раздельная погрузка.

Перевозка автотракторной техники также имеет свои нюансы. Поскольку они в большинстве случаев характеризуются расширенной колёсной/гусеничной базой, их также причисляют к негабаритной технике, перевозка которой требует документального оформления. Нередко для их транспортировки приходится использовать расширители/удлинители платформ, что сказывается на выборе допустимого маршрута передвижения. Если обобщить, то главной особенностью при перевозке сельхозтехники являются её большие габариты – масса в большинстве случаев находится в пределах нормы. Стоимость доставки зависит как от дальности, так и от необходимости перевозки техники вместе с навесным оборудованием, что увеличивает количество задействованных транспортных средств.

Перевозка сельхозтехники

Особое внимание при транспортировке крупногабаритной сельхозтехники следует уделить подготовительному этапу, который может потребовать привлечения самых разных специалистов: менеджеров, логистов, технических работников, такелажников, инженеров, что также удорожает стоимость перевозки сельхозтехники. При выборе типа транспортного средства для перевозки данной категории спецтехники следует учитывать именно габариты груза. Наиболее распространённый тип трала – низкорамный. Наличие аппарелей является плюсом, как и передний заезд на трал, поскольку это значительно облегчает процедуру погрузки/выгрузки техники.

Не менее важен выбор оптимального маршрута, учитывающий наличие естественных преград и ограничивающих передвижение крупногабаритных и тяжёлых грузов характеристик: грузоподъёмность мостов, допустимую весовую нагрузку на дорожное покрытие, наличие ЛЭП, тоннелей и других подобных преград, не позволяющих проехать слишком высокой или тяжёлой платформе. Наконец, при транспортировке сельхозтехнике нужно правильно укрепить габаритный груз, поскольку от этого зависит надёжность транспортировка. Ошибка в выборе центра тяжести, неправильный выбор крепёжных и такелажных деталей и элементов могут стать причиной таких серьёзных проблем как опрокидывание платформы.

Много проблем возникает из-за необходимости транспортировки всего комплекса дополнительного навесного оборудования, которое зачастую по габаритам может превышать сам тягач, будь то комбайн, трактор или грузовик. Для перевозки этого оборудования может потребоваться дополнительный состав транспортных средств, что в разы удорожает доставку, а ведь нужно учесть и наличие свободного пространства в месте разгрузки сельхозтехники.

Транспортировка строительной техники

Любое масштабное строительство предполагает использование строительной спецтехники, без которой производство многих операций становится невозможным или сильно затруднённым. Проблема заключается в том, что гидромолоты, экскаваторы, манипуляторы, краны, бульдозеры, используемые для рытья траншей/котлованов, погрузку, подготовку, транспортировку стройматериалов, имеют существенные ограничения в плане самостоятельного перемещения (в частности, очень низкую допустимую скорость передвижения). Поэтому их доставка к месту проведения строительно-монтажных работ может оказаться весьма хлопотным и затратным мероприятием. Для этого необходимо использовать транспортные средства, обладающие не только необходимой грузоподъёмностью, но и обеспечивающие более удобную погрузку тяжеловесной техники и возможность её надёжного закрепления.

Немало усилий придётся потратить и на оформление соответствующей сопроводительной документации, поскольку транспортировка габаритной/тяжеловесной спецтехники в пределах города требует наличия разрешения со стороны компетентных органов.

Перемещение на небольшие расстояния возможны своим ходом, но в большинстве случаев спецтехнику приходится перевозить достаточно далеко. Для этого используется несколько способов транспортировки:

  • буксирование с использованием достаточно мощных тягачей. Основной недостаток – невысокая скорость перемещения и затруднения с маневрированием в условиях ограниченного городского пространства. В силу этого такой тип доставки тяжёлой строительной техники используется редко и только на небольшие расстояния, когда перевозимое оборудование нельзя доставить своим ходом;
  • в некоторых случаях для этих целей могут быть задействованы открытые грузовые прицепы или контейнеры увеличенных размеров. Отметим, что к таким прицепам предъявляются повышенные требования в плане прочности и надёжности, а само транспортное средство должно иметь хорошую тормозную систему, обеспечивающую плавное и эффективное торможение грузовой платформы, характеризующейся большой инерцией. Более равномерного распределения нагрузки на прицеп позволяет добиться наличие дополнительных несущих осей;
  • наиболее распространённым средством транспортировки габаритной и/или тяжёлой строительной спецтехники является применение низкорамных тралов. Обладая малой высотой, такие конструкции существенно облегчают процесс погрузки/разгрузки техники. Наличие аппарелей позволяет заезжать на платформу своим ходом, а при отсутствии такой возможности можно воспользоваться мощным такелажным оборудованием или крановой техникой.

Транспортировка строительной техники

Транспортировка дорожной техники

Развитая дорожная инфраструктура – непременная составляющая любой развитой страны. Разветвлённая сеть автострад требует постоянного ухода, и поэтому прокладка и ремонт дорог являются очень распространенными видами работ, требующими использования специальной дорожно-строительной техники. Но поскольку современные асфальтоукладчики обладают огромными габаритами и массой, их доставка к месту проведения во многих случаях представляет собой достаточно сложную логистическую задачу. В большинстве случаев для этого используется автотранспорт – наиболее доступный и дешёвый способ транспортировки негабаритных грузов.

Грузовые платформы с несколькими осями и низко расположенным центром тяжести – самая распространённая техника для выполнения подобных работ. Основное преимущество тралов – малая погрузочная высота, существенно облегчающая загрузку массивной и габаритной дорожной спецтехники. Благодаря этому достигается и необходимая безопасность грузоперевозок, снижается риск опрокидывания грузового транспортного средства при поворотах или на неровных участках дорог с большими продольными и поперечными градиентами. Используемые для грузоперевозок тралы подразделяются на три категории:

  • имеющие откидную аппарель. Используются для перевозки габаритной и тяжёлой спецтехники;
  • обладающие раздвижной платформой, облегчающей транспортировку грузов, имеющих нестандартные размеры по длине;
  • модульные многофункциональные ТС, позволяющие осуществлять перевозку особо крупной и тяжёлой строительно-дорожной техники.

Важной составляющей таких перевозок является этап погрузки/разгрузки спецтехники. В большинстве случаев можно воспользоваться самостоятельным заездом асфальтоукладчика на трал, а если это в силу определённых обстоятельств невозможно – следует применить автокран, обладающий достаточной для этих целей грузоподъёмностью.

Ввиду нестандартных габаритов такие грузоперевозки необходимо согласовывать с соответствующими дорожными службами, для чего следует подать заявление о предстоящей транспортировке в территориальное отделение ФАСР, расположенное по месту нахождения начального этапа маршрута грузоперевозок.

Транспортировка дорожной техники

К тормозной системе тягача, осуществляющего перевозку дорожной спецтехники, предъявляются повышенные требования, связанные с обеспечением мягкого торможения при значительных инерционных нагрузках. Стояночный тормоз должен обладать характеристиками, способствующими удержанию подвижного состава на уклоне до 16º. Если при перевозке дорожно-строительной техники и оборудования ширина подвижного состава выходит за пределы 3.5 метров, а длина – 24 метров, требуется сопровождение ТС, которое осуществляется с участием автомобиля ГИБДД.

Транспортировка дорожно-строительной спецтехники с использованием трала – практически безальтернативный способ доставки подобных грузов на расстояния, измеряемые десятками и сотнями километров. На меньших дистанциях допускается перевозка своим ходом, которая связана с большим количеством неудобств и проблем.

Особое внимание следует уделить прокладке маршрута и времени грузоперевозки. Тщательное изучение местности (замер высоты ЛЭП, эстакад, мостовых пролётов, тоннелей, минимальной ширины дороги на маршруте следования) позволит предотвратить возникновение ситуаций, когда характеристики дорожного участка не позволяют проехать тяжеловесному и габаритному подвижному составу. От выбора времени зависит, будут ли создаваться помехи для обычного транспорта на автотрассах с оживлённым движением.

Перевозка крупногабаритной техники

Под данную категорию спецтехники подпадает большое количество транспортных средств, включая сельскохозяйственные машины, механизмы и навесное оборудование, строительная, карьерная, дорожная техника. Чему следует уделить особое внимание при планировании и осуществлении грузоперевозок негабаритной техники:

  • первая задача – выбор оптимального маршрута. От логиста потребуется тщательное изучение участка дороги, по которому будет осуществляться транспортировка на предмет наличия ограничений по размерам. Следует позаботиться и об комфортных условиях отдыха для водителей, учесть загруженность трассы на всём её протяжении, предусмотреть проезд платных участков автомагистрали. Выполнения этого комплекса мероприятий обеспечит доставку негабаритного груза в оговоренные сроки;
  • второй проблемой считается этап погрузки крупногабаритной спецтехники на грузовую платформу. Тралы с аппарелями позволяют выполнить погрузку большинству видов спецтехники своим ходом или с использованием соответствующего такелажного оборудования. Если трал не оборудован аппарелями, используются подъёмные краны. Фиксация габаритного груза – также очень ответственный этап, от которого зависит безопасность грузоперевозок. Здесь необходимо учитывать расположение центра масс, которое в случае специализированной техники совпадает с геометрическим центром в исключительных случаях;
  • оформление разрешения на перевозку негабаритных машин и оборудования также может потребовать немалых усилий;
  • собственно транспортировку следует доверить опытным и квалифицированным специалистам, предварительно застраховав перевозимый груз. Следует учесть при определении сроков доставки, что движение ТС, перевозящих негабаритный груз, должно осуществляться с определённой скоростью.

Перевозка крупногабаритной техники

В большинстве случаев самостоятельная доставка подобных грузов может оказаться трудновыполнимой задачей, поэтому использование компаний, специализирующихся на подобных работах, становится всё более востребованной услугой.

Экономичные перевозки для жизни и бизнеса