Сложно переоценить значимость лекарственных препаратов для множества людей. Кто-то принимает лекарства периодически из-за возникающего недомогания или простуды. Другие же буквально зависят лекарств, поскольку с помощью медикаментов они поддерживают своё здоровье. Но для обычного покупателя нет ничего сложного в том, чтобы зайти в ближайшую аптеку и приобрести необходимое средство. А для самих аптек и фармацевтических компаний продажа является только одним из составляющих целого ряда важнейших этапов. Чтобы человек мог прийти в аптеку и купить товар, для начала эти лекарства следует доставить. А делается это не так просто. Перевозка медикаментов имеет ряд сложностей, жёстких требований и ограничений. Только при учёте и соблюдении перевозчик может рассчитывать на работу в такой сфере.
Перевозчики и используемые методы транспортировки
По сложности перевозки фармацевтической продукции они существенно опережают негабаритные и даже скоропортящиеся товары. Здесь важно соблюдать особые условия транспортировки, а также строго придерживаться законодательных норм. В России доставка лекарств является частью фармацевтической деятельности, а потому требуется обязательное наличие специальной лицензии. Это говорит о невозможности заключения договора с любой транспортной компанией, которую выбирает владелец аптеки. Чтобы перевозить по территории РФ лекарственные средства, транспортная компания должна получить специальную лицензию, дающую разрешение на подобную деятельность.
Если посмотреть на такое правило с теоретической точки зрения, то всё выглядит совершенно логично и правильно. Но в действительности целый ряд транспортных компаний попросту отказываются от траты денег и времени на получение лицензии. В связи с этим у клиентов возникают определённые сложности в поиске перевозчика. Согласно действующим правилам перевозки медикаментов, заниматься таким видом доставки грузом могут:
- транспортные компании, получившие специальную лицензию;
- компании, осуществляющие перевозку на личном транспорте;
- фармацевтические организации с помощью арендованных машин для транспортировки.
В случае с арендой машин фармацевтическими компаниями есть свои нюансы. Такие отношения подразумевают фрахтование. Но здесь не придётся искать водителя или самому садиться за руль. В действительности фрахтование во многом аналогично обычной перевозке. Фармацевтическая компания не участвует в транспортировке, а просто оплачивает услугу по доставке. Отличительной особенностью является то, что здесь действует договор аренды транспорта, а не соглашение о доставке продукции. Потому следует тщательнейшим образом подходить к вопросу составления двухстороннего договора.
Это обусловлено тем, что транспортные компании, предоставляющие машины по условию аренды, за сам груз по умолчанию не несут никакой ответственности. Оптимальным решением считается работа с крупными транспортными компаниями, которые готовы предложить широкий перечень услуг, а также располагают не только лицензиями, но и специальными машинами для обеспечения надлежащей доставки лекарственных препаратов. Важно, чтобы грузоперевозка осуществлялась в соответствии с действующим законодательством, а также между сторонами был подписан правильный договор. В случае проверки документации возникают серьёзные риски, если бумаги на перевозку медикаментов были оформлены неправильно.
Используемый автотранспорт
При перевозке медицинских препаратов ряд лекарственных средств требуют соблюдения определённых условий хранения при транспортировке. Их нарушение способствует порче самого товара, а потому наносит серьёзный финансовый ущерб производителю. Поскольку согласно договору перевозчик также может нести ответственность за сохранность груза, он обязан чётко придерживаться всех установленных правил. Перевозка лекарственных средств для медицинского применения, в основном, осуществляется в рефрижераторных машинах. Сама марка или модель не имеет большого значения. Здесь главное, чтобы используемое рефрижераторное оборудование поддерживало заданную температуру и контролировало основные рабочие параметры. Ключевым элементом рефрижераторной установки считается термодатчик. Используется 2 типа этих устройств:
- Плёночные. Практически одноразовые температурные индикаторы. При изменении температуры в сторону снижения или увеличения датчики плёночного типа меняют свой цвет. Главный недостаток заключается в том, что они не способны отражать длительность работы при нарушенном режиме. Практически невозможно узнать, как долго груз находился при неправильной температуре. Выигрывают такие датчики только за счёт более низкой цены;
- Электронные. Такие датчики способны делать замеры внутри рефрижераторного контейнера или фургона с заданным интервалом, который составляет от нескольких минут до нескольких дней. Данные с измерительного прибора легко заносить в таблицы и графики, тем самым контролировать состояние медицинского груза.
Рефрижераторным оборудованием оснащается множество марок и моделей автомобилей, подходящих для выполнения таких задач. Наиболее часто медицинские рефрижераторы создают на основе таких машин:
- Scania;
- Mercedes;
- Volkswagen;
- MAN;
- Iveco;
- Opel;
- Renault;
- Ford;
- Peugeot и пр.
Отечественные машины не так популярны в этой сфере, поскольку к ним предъявляются повышенные требования к техническим возможностям и оснащению транспортных средств. Потому перевозчики отдают предпочтение импортным авто, оптимально адаптированным под транспортировку медикаментов. В зависимости от объёмов грузоперевозок подбираются машины с соответствующей грузоподъёмностью. Некоторые автомобили для перевозки медикаментов обладают способностью перевозить до 2-3 тонн груза. Есть и такие, которые рассчитаны на 10-15 тонн. Помимо рефрижераторных машин, в доставке лекарственных препаратов принимают активное участие изотермические фургоны. Наиболее часто их создают на базе коммерческих автомобилей Renault, Peugeot, Opel и Ford.
Изотермический фургон является прочной и герметичной конструкцией с функцией контроля доступа ко внутреннему пространству. Специальные установки позволяют поддерживать внутри заданную температуру в течение необходимого времени. Чтобы защитить перевозимые медикаменты от любых внешних воздействий, фургон обшивается высокопрочным пластиком, металлическими листами и ламинированной фанерой. Вне зависимости от типа автотранспорта, для перевозки медикаментов все машины обязательно оснащаются карантинной зоной. Это специальный кузовной отсек, ограниченный от остального пространства и промаркированный. Его используют при необходимости доставки лекарств с повреждённой упаковкой.
Особенности температурного режима
Для обеспечения надлежащей доставки медикаментозных препаратов к конечным точкам требуется строго соблюдать установленные температурные ограничения. Именно тем и сложна перевозка медикаментов, что здесь необходимо придерживаться жёстких правил. Любое нарушение потенциально приводит к порче дорогостоящей продукции. Если лекарства транспортируются с нарушением условий доставки и хранения, их употребление потенциально очень опасно для здоровья и даже жизни человека. Поэтому перевозчик должен понимать, какая ответственность лежит перед ним. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам, в настоящее время в РФ регламентируются только специальные требования относительно препаратов иммунобиологической группы. В остальном свои требования должна предъявлять сама фармацевтика.
Действующие правила говорят о том, что каждый производитель лекарственных препаратов обязан указывать требования и условия по хранению медикаментов на упаковке. А требования по перевозке аналогичны условиям хранения. Это вызывает дополнительные сложности для перевозчиков, поскольку они не могут перевозить продукцию с разными требованиями в одном рефрижераторном или изотермическом фургоне. Для этого требуется наладить грамотную логистику и организовать грузоперевозки так, чтобы не транспортировать полупустые машины. Специалисты распределяют груз, в зависимости от предъявленных производителями требований по обеспечению температурного режима, и фасуют в соответствующие фургоны. Это позволяет грамотно и в соответствии со всеми нормами доставлять потребителям медикаменты.
Основные правила перевозки
Чтобы груз был доставлен в целостности и в полностью пригодном к реализации и потреблению состоянии, следует придерживаться нескольких ключевых правил.
- Защита. Перевозчик обязан обеспечить надлежащий уровень защиты транспортируемых медикаментов от механических ударов, атмосферных воздействий, загрязнений и пр. С особым вниманием следует относиться к таблетированным лекарственным препаратам, которые упаковываются в бумажные блистеры. Если на них попадает влага, портится не только товарный вид, но и меняются фармакологические свойства. Причём не в лучшую сторону. Из-за этого используемые фургоны и машины обязаны быть герметичными и проходить тщательную санитарную обработку перед загрузкой каждой последующей партии лекарств.
- Сопровождение. Если транспортируются медикаменты сильнодействующей, иммунобиологической и наркотической группы, помимо самого водителя, груз обязан сопровождать уполномоченный человек. В определённых случаях к грузоперевозкам привлекаются представители охранных службы и компаний, занимающихся вопросами обеспечения безопасности. Перед транспортировкой такие категории грузов подлежат обязательному опломбированию фургона.
- Разные свойства. Если лекарственные препараты различаются по физическим, химическим свойствам, а также имеют разные агрегатные состояния, перевозить их вместе на одном автомобиле категорически запрещено. Препараты в виде таблеток, суспензий и ампул перевозятся на разных машинах.
- Укладка товара. Всю тару с медикаментами следует располагать предельно плотно, чтобы между ними не оставалось пустот и промежутков. Внимательно изучается маркировка каждой тары, поскольку она может отличаться по степени хрупкости. Наиболее хрупкий товар размещается сверху остальных коробок, но на участках, максимально защищённых от возможного падения.
- Препараты с сильным запахом. Некоторые медикаментозные средства отличаются интенсивным запахом, в связи с чем перевозить их вне герметичной отдельной упаковки нельзя.
Не стоит забывать ещё и о том, что лекарственные средства выпускаются в различном виде. В зависимости от этого применяются специальные правила транспортировки автомобилями. Здесь стоит выделить 3 основные категории:
- Сырьё растительного происхождения. Его транспортировка осуществляется в консервированном или сухом виде. Чтобы упаковать лекарственные высушенные растения, применяются специальные фанерные или деревянные ящики, мешки из ткани или деревянные бочки. Если это консервированные виды сырья, тогда требуется использовать металлические ёмкости и герметичные бочки;
- Жидкости, характеризующиеся способностью легко воспламеняться. К ним относят разные виды спиртов, эфиров и лекарственных препаратов, изготовленных на их основе. Упаковываются они так, чтобы стенки ящиков были выше закрытых ёмкостей с легковоспламеняющимися медикаментами минимум на 5 сантиметров;
- Жидкие лекарства. Их перевозят в стеклянной таре внутри ящиков, где для каждой отдельной ёмкости предусмотрена жёсткая фиксация. Если требуется, свободное пространство между ёмкостями заполняют упаковочными мягкими материалами.
К отдельным группам и категориям медикаментов фармацевтические компании могут предъявлять дополнительные и ещё более жёсткие требования. Потому транспортным компаниям следует детально изучать все условия хранения и перевозки, чтобы эффективно и безопасности осуществить доставку медикаментов к месту назначения.
Использование личного авто
Многих интересует, допускается ли транспортировка медицинских средств с помощью личного автотранспорта. Стоит отметить, что физические лица не обязаны получать специальную лицензию для перевозки в собственной машине, если речь не идёт о крупных объёмах. При этом для транспортируемой небольшой партии лекарственных средств требуется создать оптимальные условия, соответствующие требованиям производителя. Для таких целей были созданы специальные контейнеры. Используя контейнеры, можно без особых проблем транспортировать медикаменты различных групп на собственном транспортном средстве, не рискуя при этом испортить фармакологические свойства препаратов. Специальные мини-холодильники активно используются при перевозке:
- вакцины;
- инсулиновых препаратов;
- гормонов;
- пептидов и пр.
Выбирая контейнер, следует учесть, как именно он функционирует. Некоторые конструкции мини-холодильников требуют подключения к стационарной электрической цепи. Есть и более адаптированные под условия обычных машин контейнеры, для работы которых достаточно подключиться к аккумуляторной батарее автомобиля, либо к прикуривателю через специальный кабель.
Вопросы таможенного оформления
Если при транспортировке медикаментов требуется пересекать границу, тогда груз потребуется обязательно оформить на таможне. Таможенное оформление в этом вопросе довольно жёсткое, поскольку медикаментозные средства входят в так называемую группу риска. Регулярно через государственные границы предпринимаются попытки провезти наркотические и иные запрещённые препараты под видом самых обычных и безобидных лекарств, таблетированных витаминов и пр. В России действует правило обязательной сертификации всех лекарственных препаратов, которые затем оказываются на полках в аптеках. Если лекарство не пройдёт эту процедуру и не получит разрешительный сертификат, его продажа на территории РФ будет нелегальной. Процедура сертификации занимает достаточно много времени и является сложным процессом.
Таможенное оформление осуществляется на основании общих правил. А потому сначала медикаментозный ввозимый груз требуется задекларировать, подать необходимые документы на таможенный пункт, подтвердить происхождение фармакологической продукции и в результате получить допуск на въезд в Россию. Если в рамках таможенного оформления возникают какие-то сложности, то их решением является перемещение груза в специальные склады для временного хранения. Они также оснащаются необходимым оборудованием для поддержания требуемой температуры, уровня влажности воздуха и пр.
Оформление не будет сопровождаться никакими проблемами только в том случае, если перевозчик правильно подготовит документы в соответствии с актуальными требованиями и действующим законодательством. Попытка провезти запрещённые лекарственные средства или избежать уплаты государственных пошлин грозит привлечением к административной и уголовной ответственности. Если осуществляется транспортировка медикаментов, то следует предусмотреть обязательное подписание договора с учётом обеспечения страхования груза транспортной компанией. То есть так перевозчик возьмёт на себя ответственность за сохранность лекарственных препаратов.
Будьте внимательными с теми компаниями, которые не хотят страховать груз и обеспечивать вас какими-либо гарантиями. Это говорит о низком уровне профессионализма перевозчика, сотрудничество с которым может привести к целому ряду проблем.