Каких правил следует придерживаться при перевозке строительных материалов

Строительные материалы применяются повсеместно. Регулярно осуществляется огромное количество строительных работ, в рамках которых используются всевозможные виды конструкций, сухих смесей, негабаритных изделий и пр. Все стройматериалы невозможно отнести к одной определённой категории грузов, поскольку они могут существенно отличаться между собой по весу, габаритам, техническим характеристикам. Различия настолько существенные, что не существует единых правил транспортировки для строительных материалов.

Правила перевозки различных видов строительных материалов
Особенности перевозки различных видов строительных материалов.

Также для перевозки активно применяются разные виды транспортных средств, включая авиацию. Но наиболее часто речь идёт о перевозке строительных материалов с помощью автомобильного транспорта. Важно учитывать, что разные материалы требуют особых условий хранения и перевозки. Если одни без проблем выдерживают транспортировку на несколько тысяч километров не самой быстрой железной дорогой, то другие хранятся буквально несколько часов с момента изготовления. Потому для них следует использовать соответствующие условия перевозки и способы транспортировки.

Используемые виды транспорта

При доставке стройматериалов применяются различные виды транспортных средств. Их можно разделить на несколько категорий:

  • Вертикальные ТС. Служат для погрузочных работ на производствах по изготовлению строительных конструкций. Также принимают участие в разгрузке при поступлении на строительный объект различных материалов и изделий. Необходимы при перемещении строительных грузов по вертикали с поверхности земли на точки, где выполняются работы;
  • Горизонтальные. Такие транспортные средства применяются при перевозке продукции с мест получения до строительных площадок, если речь идёт о строительстве целого комплекса. В отношении стройплощадки такие ТС делятся на объектные и внешние;
  • Внешние. С их помощью оборудование, материалы и конструкции поступают от заводов-изготовителей на строительные площадки;
  • Объектные. Эти транспортные средства применяются в пределах стройплощадки для внутреннего перемещения имеющихся грузов.

Перевозка строительных материалов

Если же говорить конкретно про виды транспортных средств, то в строительной отрасли используется практически всё. Можно выделить несколько основных категорий, которые активно используются в доставке стройматериалов.

  1. Автомобили. На долю автомобильных транспортных средств приходится порядка 80% от всех осуществляемых перевозок строительных материалов. Машины обладают такими преимуществами как скорость, манёвренность и возможность передвигаться по ограниченным и сложным участкам. Потому с помощью автотранспорта грузы легко доставляются непосредственно на строительные объекты. Наиболее широко автотранспорт применяется в условиях жилищного строительства.
  2. Тракторные ТС. Транспортные средства тракторного типа используют преимущественно для доставки тяжеловесных грузов в условиях плохой дороги и бездорожья. Но важно учитывать, что тракторные ТС ограничены по применению в условиях города и не предназначены для перевозки на большие расстояния. Это обусловлено малой скоростью.
  3. Железнодорожный транспорт. Занимает сравнительно большую долю рынка по перевозке строительных материалов и конструкций. Используется преимущественно как внешний вид транспорта и предназначен для преодоления больших расстояний, где использование машин финансово менее выгодно. Начальные затраты на использование железной дороги достаточно большие. Но когда требуется выполнить крупные объёмы строительных работ, затраты быстро окупаются, и железнодорожная доставка становится крайне выгодной в финансовом плане.
  4. Водные виды транспорта. Считается самым дешёвым видом транспортировки, если требуется выполнить грузоперевозки на внушительные расстояния. На его долю по обслуживанию приходится около 5% от всего строительных площадок. Но существует важный недостаток в виде сезонности использования.
  5. Воздушные ТС. Их актуально использовать, если груз нужно доставить на труднодоступные объекты. Для этого применяются специальные большегрузные самолёты и вертолёты.
  6. Спецтранспорт. К нему можно отнести подвесные дороги, транспортировку по трубопроводам, пневматические транспортные средства, ленточные транспортёры и пр. Применяются преимущественно при работе в условиях пересечённой местности или при наличии различного рода преград. Дополнительно спецтранспортом можно считать ТС, выполняющие одновременно несколько функций. Ярким примером считаются автобетономешалки, которые перевозят строительные смеси, параллельно перемешивая составы для поддержания требуемого агрегатного состояния. Спецтранспорт такого плана широко востребован на строительных объектах, поскольку позволяет сэкономить на использовании отдельных машин и устройств.

Спецтранспорт

Правильный выбор транспорта во многом влияет на строительные процессы, а также финансовые аспекты выполняемых работ. Если ТС не смогут вовремя доставлять материалы, либо строительный груз будет терять свои свойства из-за неправильной транспортировки, застройщик столкнётся с серьёзными проблемами. Это приведёт к увеличению конечной стоимости строительства, а также спровоцирует затягивание сроков по сдаче объекта.

Категории стройматериалов

При перевозке строительных грузов следует предельно грамотно подойти к вопросу выбора подходящего вида транспорта. Чтобы облегчить решение этой задачи, специалисты разделили строительные материалы на несколько основных категорий. Такая классификация позволяет объективно оценить груз и подобрать для него оптимальные условия транспортировки. Строительные материалы, выступающие в качестве грузов, бывают:

  • Сыпучими;
  • Бьющимися и хрупкими;
  • Негабаритными и тяжеловесными;
  • Скоропортящимися;
  • Требующими особых условий хранения и перевозки.

К сыпучим относят песок, щебень, строительный гравий, а также различные сухие смеси, которые перевозятся при наличии специальной упаковки или без неё. Бьющимися считаются кирпичи, разные виды плитки, брусчатка и иные, подобные им материалы. Их также называют форменными.

Транспортировка негабаритных стройматериалов

При транспортировке бьющихся и хрупких изделий крайне важно перевозить их предельно аккуратно. Негабариты и тяжеловесы подразумевают железобетонные изделия, металлоконструкции в собранном виде либо же их компоненты, а также всевозможные пиломатериалы. Не стоит забывать о скоропортящихся грузах и тех, которые требуют соблюдения особых условий. К этим категориям относят готовые смеси, битумы, асфальт и пр. Теперь следует разобраться в особенностях перевозки каждой из представленных категорий строительных материалов.

Сыпучие стройматериалы

Обычно при транспортировке таких строительных материалов как щебень, песок или гравий, когда требуется выполнить доставку в пределах одного населённого пункта или между двумя близко расположенными городами, используют автомобильный вид транспорта типа самосвалов. Это параллельно позволяет решить вопрос с выгрузкой продукции на месте размещения строительной площадки, поскольку самосвальные механизмы не требуют применения дополнительного оборудования. Сами же сыпучие материалы загружаются на самосвалы и иные виды транспорта с помощью строительных экскаваторов.

При использовании обычных грузовых машин, прицепов или открытых железнодорожных вагонов, загрузка может осуществляться путём выкладки на погрузочную платформу мешков. Здесь уже, в основном, задействуют физическую человеческую силу, поскольку использование экскаватора или манипуляторов может привести к повреждению тары. Если цемент и иные сухие строительные смеси перевозятся в мешках, для них создаётся дополнительная влагозащита. Если используется фургон, вагон или прицеп открытого типа, поверх мешков обязательно укладывается водонепроницаемый защитный материал. При транспортировке в закрытых конструкциях такие меры становятся необязательными.

Сыпучие стройматериалы

Хрупкие и бьющиеся материалы

Чаще всего грузовые перевозки строительных материалов связаны с транспортировкой кирпича. Чуть менее популярными в этом плане считают плитку и брусчатку. Все эти изделия потенциально могут легко разбиться. Потому грузоперевозчик обязан соблюдать определённые правила для доставки таких строительных грузов. Чтобы перевозимые изделия для строительных работ не повредились и остались целыми, для перевозки обычно используют автомобильный специальный транспорт. В определённых ситуациях оптимальным решением становится железнодорожный вид транспорта.

Практика наглядно показывает, что преодолеваемое расстояние напрямую влияет на количество разбитого строительного материала. Чем больше километров требуется преодолеть транспорту для доставки продукции к конечной точке, тем выше процент повреждённых изделий. Чтобы минимизировать ущерб от порчи хрупких и бьющихся материалов, перевозка строительных грузов сопровождается обязательным использованием упаковки. Транспортирование такой категории стройматериалов предусматривает применение полиэтилена, картона, специальных плёнок и иных защищающих видов упаковки.

При перевозке следует придерживаться особых правил, предусмотренных для конкретного вида строительного груза. Если рассматривать тот же кирпич, то его необходимо транспортировать обязательно путём установки под углом относительно борта погрузочной платформы транспортного средства. Далеко не все изделия можно выкладывать друг на друга, поскольку во многих ситуациях действуют правила по ограничению высоты. Запрещается укладывать плитку в большое количество ярусов, поскольку нижние изделия будут разрушаться и трескаться из-за воздействия тяжёлого веса сверху расположенной плитки.

Перевозка плитки

Негабаритные и тяжеловесные

У перевозок строительных конструкций есть свои особенности, которые обязан соблюдать перевозчик. Здесь приходится сталкиваться с некоторыми ограничениями и необходимостью в получении специальных разрешений. Если требуется перевести металлическую или деревянную конструкцию, которая превышает габаритные размеры используемого автотранспортного средства по длине, высоте и ширине, здесь действуют правила перевозки негабаритного типа груза. Чтобы выполнить грузоперевозку, сначала требуется согласовать процедуру с местными властями и получить соответствующие разрешения.

Дополнительно грузоперевозчику необходимо составить маршрут, учитывая имеющиеся на пути следования вертикальные потенциальные препятствия, а также ширину дорожного полотна, чтобы не создавать проблемы остальным участникам дорожного движения. В противном случае на перевозку строительных лесов и металлоконструкций контролирующие органы могут не выдать разрешение. Транспортировка без такой документации подразумевает серьёзные штрафы для перевозчика и самого грузовладельца. Потому нарушать установленные правила и инструкции настоятельно не рекомендуется.

При транспортировке тяжеловесного типа строительных материалов придерживаются практически аналогичных правил. Если требуется перевести на строительную площадку железобетонное изделие, тогда перевозчику понадобится специальное разрешение от автоинспекции. Чтобы перевозить стройматериалы, которые относятся к категории тяжеловесных грузов, подбираются специальные виды транспорта, обладающие необходимой грузоподъёмностью. Причём он должен иметь определённый запас грузоподъёмности, зависящий от массы самого груза. Погрузо-разгрузочные работы для негабаритного и тяжеловесного строительного материала осуществляются с использованием автомобильных или башенных кранов под управлением квалифицированного специалиста с соответствующими допусками и разрешениями.

Строительные материалы скоропортящегося типа

Здесь действуют особые правила и способы перевозки строительных грузов с небольшим сроком годности. Некоторые стройматериалы с момента своего изготовления имеют минимальный запас времени, чтобы их могли использовать. Потому доставка должна осуществляться не только быстро, но и с соблюдением определённых условий. Такие изделия считаются скоропортящимися, потому к ним предъявляются особые требования при транспортировке. Практически каждый вид строительного раствора является скоропортящимся. После завершения процесса смешивания сухих компонентов с водой или иными растворителями, начинается активное застывание, которое может занимать буквально несколько часов.

У каждого раствора есть свой срок годности. Он определяет время, в течение которого строительный материал требуется использовать для проведения отделочных и иных видов работ. После его завершения раствор становится непригодным к применению, а потому строитель несёт убытки из-за вовремя не доставленных смесей. Чтобы замедлить процесс застывания, в состав добавляют специальные пластификаторы.

Перевозка осуществляется автотранспортом в специальных миксерах-бетономешалках. Раствор загружается в них сразу после приготовления, а в течение всего пути следования от производства смеси до строительной площадки миксер вращается, перемешивая скоропортящийся груз. Это способствует поддержанию состава в нужном агрегатном состоянии, то есть позволяет избежать преждевременного застывания.

Перевозка бетона

Стройматериалы с особыми требованиями по хранению

Это касается, в основном, стройматериалов, изготовленных на базе нефтепродуктов. Они должны поставляться на объект в горячем или минимум тёплом виде. Обычные бетономешалки и подобные цистерны с такой задачей не справятся, поскольку даже при непродолжительной перевозке температура будет быстро опускаться. Подобные строительные материалы широко применяются при строительстве дорог и подъездных путей, но могут использоваться в иных сферах.

Чтобы материал не потерял своих характеристик и свойств, транспортировку осуществляют в специальных цистернах, оснащённых системами подогрева. Если не поддерживать определённую температуру, материал начнёт застывать, а потому станет непригодным для дальнейшего использования.

Особенности транспортировки

У строительных материалов действительно различные технические характеристики и свойства. Потому при транспортировке строительных грузов применяются различные способы перевозки. Чтобы доставка была выполнена с соблюдением всех норм и правил, такую работу следует доверять опытным и квалифицированным специалистам. Любые грузовые перевозки строительных материалов осуществляются по специальным правилам, предусмотренным для конкретного изделия, смеси или сыпучего вещества. Одновременно с этим существует несколько общих правил и особенностей, актуальных для всех стройматериалов. А именно:

  • Расстояние. Основная масса строительных материалов преодолевает сравнительно небольшое расстояние от склада или производства до строительной площадки;
  • Если не учитывать некоторые исключительные ситуации, большинство изделий перевозится не более чем на 200-300 километров. Есть категории материалов, такие как растворы и битумы, которые ограничены по максимальному расстоянию от места загрузки до конечной точки. Они перевозятся максимум на 100-200 километров. Это обусловлено тем, что строителям финансово выгоднее организовать производства или сотрудничать с изготовителем, находящимся на небольшом удалении от строительной площадки, чем тратить большие деньги на транспортировку и рисковать целостностью дорогостоящих строительных смесей;
  • Стоимость стройматериалов. Цены на строительные материалы относительно невысокие. Потому застройщикам не выгодно осуществлять сложные и дальние перевозки;
  • Выгода дальних перевозок. Её можно получить только в тех ситуациях, когда транспортируют редкие, дорогостоящие и фирменные изделия. К ним можно отнести европейскую керамику, природные камни, плитку высокого качества и пр.

Доставка сыпучих строительных материалов

Следуя актуальным правилам транспортировки строительных грузов, перевозчик сумеет максимально сэкономить и обеспечить доставку продукции в полной сохранности. Необходимо тщательно подходить к вопросу выбора подходящего транспорта, а также выполнению погрузо-разгрузочных работ. Если перевозчик несёт материальную ответственность за перевозимую продукцию, это повысит шансы заказчика на получение стройматериалов в строго оговоренные сроки и без повреждений.

Важно понимать, что в процессе транспортировки практически невозможно избежать потерь. Некоторые изделия могут деформироваться, потрескаться, определённая часть строительных смесей застынет в процессе доставки. Потому требуется заготавливать всё с определённым запасом, чтобы в процессе строительных работ не возникало срочной необходимости в доставке небольшой партии кирпича, бетона или гравия. Теперь вы знаете правила перевозки различных видов строительных материалов. Но если всё-таки после прочтения статьи у вас остались вопросы, то смело задавайте их в комментариях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экономичные перевозки для жизни и бизнеса
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: