Особенности международных авиаперевозок грузов

В сложившейся в течение последних десятилетий международной системе авиаперевозок существенное место занимает перевозка грузов. По сравнению с другими распространёнными способами их транспортировки – посредством железных, автомобильных дорог, речного, морского транспорта – международные авиаперевозки грузов являются самыми молодыми: они появились лишь в 20-х годах прошлого столетия и имеют свою, присущую только им, специфику, зависящую от многих факторов.

Международные авиаперевозки грузов
Как правильно осуществлять международные авиаперевозки.

Чем выгодны международные авиационные грузоперевозки

По сравнению с другими форматами транспортировки грузов, их международная перевозка воздушным транспортом не является самой масштабной из-за высоких тарифов. Согласно статистике, на неё выпадает лишь 1% от всего веса перевозимых товаров и 10% от их стоимости. Тем не менее, она обладает целым рядом преимуществ, зачастую характерных исключительно для неё. Основными из этих преимуществ являются следующие:

  1. Авиаперевозки стали самым быстрым видом транспортировки грузов. По времени их передвижения по воздуху не может сравниться ни один из остальных традиционных вариантов, применяемых людьми. Только благодаря авиаперевозкам, например, на рынках многих стран практически отсутствовали бы многие виды продуктов питания, другой скоропортящейся продукции, живых цветов и т. д. Огромная скорость перевозки грузов позволяет очень оперативно перемещать из одного места в другое медицинские, фармацевтические препараты, в которых нередко остро нуждаются тяжелобольные.
  2. За счёт скорости авиаперевозок к минимуму сводятся риски транспортировки множества высокоценных, редких товаров – типа ювелирных изделий, произведений искусства и др.
  3. Размер страховых премий при авиаперевозках, как правило, в 2 раза меньше, нежели при морских перевозках. Для сравнения: они составляют, соответственно, 0,3% и 0,7% от стоимости перевозимого груза.
  4. Таможенную пошлину могут взимать с брутто веса груза, который при воздушных перевозках ниже, чем при транспортировке морем.
  5. При воздушной транспортировке почти всегда практикуются самые лёгкие, дешёвые упаковочные варианты.
  6. Такие перевозки почти всегда более выгодные, чем морские или железнодорожные, со складской точки зрения. Нередко при таком способе перевозки грузы вообще не нуждаются в складировании – их после разгрузки прямо из аэропорта отправляют по месту назначения, что позволяет избегать лишних расходов на оплату складского хранения товаров.

Эти и другие преимущества авиаперевозок дают возможность суммарно экономить на перевозке грузов значительные средства, существенно компенсируя более высокую стоимость такого вида транспортировки.

Погрузка груза на борт

Как происходит перевозка авиационным транспортом

Мощный современный авиатранспорт международные воздушные грузоперевозки сделал вполне обыденным явлением, характерным для большинства действующих аэропортов, причём их масштабы и интенсивность растут с каждым годом. Постоянно открываются все новые и новые транспортные авиамаршруты, совершенствуется практика перевозки грузов. Повсеместно разработаны чёткие алгоритмы такой перевозки, среди особенностей которых можно выделить следующие:

  • авиационный груз доставляют пассажирским самолётом вместе с багажом тех, кто летит на самолёте;
  • широко распространена также практика перемещения грузов с помощью комбинированных воздушных судов, оснащённых специальными грузовыми отделениями;
  • большой объём перевозок, особенно если транспортируются крупногабаритные грузы, осуществляют мощные грузовые воздушные суда, среди них немало настоящих гигантов (так, знаменитый Боинг-747 F способен взять на борт и взлететь с грузом весом в 100 тонн и больше);
  • при необходимости организовываются специальные грузовые авиарейсы, в том числе чартерные, групповые: такая методика широко распространена при необходимости оказать помощь пострадавшим от стихийного бедствия или эпидемии, при форс-мажорных ситуациях, военных операциях, в других неотложных случаях.

Международная транспортировка груза

Международные стандарты авиаперевозок

Ключевыми международными ориентирами авиаперевозок грузов являются безопасность полётов, надёжность и гарантированность доставки любого груза в требуемое место. В каждой из практикующих это дело авиационной стране действуют свои системные разработки, цель которых – состыковка с аналогичными нормами в других государствах. Чтобы свести все эти многочисленные форматы, у которых нередко много серьёзных отличий друг от друга, к общему знаменателю, специалистам IATA – Международной системы воздушного транспорта – пришлось прибегнуть к созданию в 2003 году единой системы аудита безопасности авиационных структур.

Среди авиаперевозчиков известна она в качестве международного стандарта IOSA, требования которого обязан выполнять каждый, без исключения, член ассоциации. Этот стандарт выгодно отличается от аналогичных систем многих стран за счёт своей системности, минимизации рисков, зависящих от личностного фактора, чёткой системы обратной связи, сокращением затрат на страхование и лизинг, заметно уменьшенного количества всевозможных проверок, ревизий, жёстких требований к сотрудникам, их недюжинного мастерства и прочих аспектов.

Сопровождающие документы

Для перемещения грузов с помощью авиатранспорта и их приёма в каждом конкретном случае необходим набор специальных документов, касающихся этих грузов и сопровождающих их. Без такой документации они не будут приняты ни в одном аэропорту. Такая группа основных целевых документов оформляется в виде:

  1. Инвойсов. Так называют счёт-фактуру с указанием стоимости товара. Нередко инвойс выступает также в роли накладной. Чаще всего его выписывает покупателю продавец товара. Различают также проформу-инвойс, содержащую данные о цене товара, однако, такой формат не представляет собой, как в первом случае, платёжного документа.
  2. Упаковочных листов. Здесь указывают каждую позицию груза, схему его расположения на транспортных местах, вес каждого из таких мест, габариты, другую информацию.
  3. Грузовых накладных. Прерогатива их выписки принадлежит отправителю груза, подтверждающему свой договор с тем, кто выступает в роли перевозчика груза. О важной юридической роли грузовой накладной говорит тот факт, что при возникновении разногласий, споров по поводу ответственности отправителя груза и перевозчика именно она является базовой, на её основании начисляются штрафные санкции.
  4. Грузовых манифестов. Предназначение этого документа – оптимизировать разгрузочный процесс в транзитных аэропортах. Здесь приводятся данные о перевозящемся каждым конкретным рейсом грузе, полученных из накладных для каждой грузовой партии. Причём в каждом пункте разгрузки требуется наличие отдельного грузового манифеста.
  5. Паспортов безопасности, которые оформляются при перевозке опасных грузов (химических, сыпучих веществ, жидкостей и т. п.).
  6. В постсоветских странах при отправке грузов за их пределы оформляют также экспортные накладные.

В каждом конкретном случае действующий в современном авиационном пространстве договор международной воздушной перевозки регламентирует ответственность перевозчика. Содержание такого договора оговаривает принципиальные моменты осуществления перевозки в реальных условиях, с учётом специфики разных стран.

Оформление авиаперевозки груза

Какие грузы преобладают

В силу специфики грузовой перевозки авиатранспортом преобладающими при этом на практике являются виды следующих товаров:

  • генеральных;
  • опасных;
  • ценных;
  • скоропортящихся;
  • тяжеловесных и крупногабаритных;
  • требующих срочной доставки за короткое время (например, лекарств);
  • животных, у которых отсутствует сопровождение.

Нюансы процесса

Несмотря на отработанную практику, где зачастую предусмотрены все важные нюансы, авиатранспортировка грузов иногда сопровождается нештатными ситуациями, выход их которых приходится искать в рабочем режиме. Тогда многое зависит от профессионализма тех специалистов, которые осуществляют эти перевозки, начиная от лётного состава грузового борта и заканчивая диспетчерским, инженерным, иным персоналом, дистанционно помогающим ему проводить полёт. В последние десятилетия заметные коррективы наметились на политической почве в связи с осложнением международной обстановки в целом ряде регионов планеты.

Нюансы международных авиаперевозок

Правовое регулирование и правила

Фундаментальными нормативными документами, определяющими правовое поле международных авиаперевозок грузов, являются положения Варшавской и Монреальской (1999 года) конвенций. Эти документы создают базу для унификации основных норм международных перевозок авиатранспортом. На их основе созданы и действуют также многие другие нормативные документы международного характера. Они регламентируют основную массу типичных случаев транспортировки грузов, меру и диапазон ответственности их перевозчиков и заказчиков и т. д. В частности, перевозчика освобождают от ответственности за утрату или порчу груза, если ему удастся доказать, что это случилось по вине того лица, которое требует возмещения убытков от грузоперевозки.

Одним из ключевых правил является то, что международные авиаперевозки не должны транспортировать грузы, способствующие глобальному терроризму, насилию над человеком и подобным им вещам: за это предусмотрены весьма жёсткие правовые наказания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экономичные перевозки для жизни и бизнеса
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: