Морские грузоперевозки стремительно набирают популярность. Это востребованный вид транспортировки самых различных товаров. В основном, используется в международной торговле. Услуга по транспортировке груза морем пользуется заслуженной популярностью. Но важно также учитывать, что такой вид услуги сопряжён с определёнными рисками и потенциальными проблемами. Потому требуется грамотно и в соответствии с актуальными требованиями составлять договора морских перевозок. Соглашения заключаются между заказчиков и транспортной компанией, которая берёт на себя обязательства по доставке товара грузовладельца. У подобных договоров есть множество особенностей и нюансов. Потому следует изучить основные моменты, а также юридические аспекты контрактов на морские грузоперевозки.
Участвующие стороны
Договором о морской перевозке называется документ, который предусматривает условия транспортировки, а также права и обязанности сторон, принимающих участие в соглашении. При этом он является обязательным элементом в вопросе доставке товара морскими путями. Если этого не сделать, возникнет множество проблем и сложностей, справиться с которыми самостоятельно крайне проблематично. В основном, сложности связаны с прохождением государственного контроля. Такие услуги предоставляются на основании различных видов договоров морских перевозок грузов. Но отсутствие контракта станет причиной наложения внушительных штрафных санкций. Контролирующие органы внимательно подходят к изучению сопроводительной документации на морской груз, поскольку в последнее время участились факты мошенничества. Исходя из понятия договора о морской перевозке груза, в соглашении принимает участие 2 стороны:
- Перевозчик или транспортная компания. Это сторона договора, которая выполняет непосредственную процедуру доставки груза от отправной точки к пункту назначения;
- Заказчик или грузовладелец. Заказчиком может выступать сам владелец перевозимого груза либо посредник, который занимается вопросами по организации грузоперевозки.
Важно заметить, что любая разновидность морских перевозок, для которых предусмотрены соответствующие виды договоров, должна осуществляться только при наличии у транспортной компании юридического статуса. При этом компания не обязательно должна быть резидентом РФ. В роли заказчиков обычно выступают:
- индивидуальные предприниматели;
- организации, имеющие статус юридического лица;
- физические лица.
В большинстве случаев при составлении соглашения между сторонами применяется стандартная форма договора на грузоперевозки морским транспортом. Стороны подтверждают согласие на оговоренные в контакте пункты своими подписями, дополненными расшифровками. В некоторых ситуациях обязательным требованием является наличие на документе печати организации с юридическим статусом. В зависимости от формы перевозки груза морем (линейной или трамповой), договор составляется без условия предоставления морского суда или его части либо с таким условием.
В первом случае речь идёт о линейной перевозке, а во втором о трамповой. Если договор подписывается на условиях предоставления всего транспортного средства либо его части, тогда такой контракт называют договором фрахтования. В линейном судоходстве подавляющее большинство грузоперевозок осуществляется с использованием коносамента. Он имеет важное значение в вопросах взаимоотношений владельца судна и получателя перевозимого груза. По факту это единственный документ, регулирующий отношения между сторонами. У коносамента есть три функции:
- подтверждение договора на грузоперевозку;
- расписка грузоперевозчика о приёме товара на бор;
- товарораспорядительный документ.
Существует несколько разновидностей такого договора (коносамента). А именно:
- Коносамент на товар и груз, загружаемый на борт морского суда. Он же бортовой коносамент;
- На груз, принимаемый к транспортировке. Коносамент такого типа выдаётся после того, как судовладелец принял от грузоотправителя товар, но ещё не погрузил его на борт. Далее этот документ меняется на бортовой либо превращается в него за счёт указания в коносаменте информации о погрузке товара на борт. При этом важно внести данные о фактической дате загрузки;
- Чартерный. Актуален для трампового судоходства;
- Линейный. Используется в линейном судоходстве и имеет более расширенное содержание в сравнении с чартерным, поскольку включает в себя все особые условия, имеющие отношение к грузоперевозке;
- Сквозной. Он выдаётся в ситуациях, когда к пункту назначению груз доставляется не тем же морским судном, на котором товар выходил из порта отправления;
- Смешанный. Появление такого коносамента обусловлено широким распространением контейнерных грузоперевозок. В результате груз доставляется смешанным способом, где используется различный вид транспорта.
Профессиональные транспортные компании прекрасно разбираются в таких вопросах. Потому грузоотправителю стоит обратиться за помощью к ним, чтобы специалисты могли проконсультировать и подсказать наиболее оптимальный вариант по реализации морской грузоперевозки.
Условия договора
Следует отдельно разобраться в условиях договора о морской перевозке груза. Это считается важнейшим пунктом договора между сторонами. Потому грузоотправитель обязан тщательно изучать этот вопрос. В условиях соглашения обычно прописывается информация о:
- полном наименовании используемого для отправки груза к пункту назначения судна;
- виде и характеристиках перевозимого товара;
- месте, где осуществляется погрузка;
- месте прибытия товара;
- сроках выполнения условий грузоперевозки;
- сроках подачи морского судна под загрузку товаром грузоотправителя;
- дате выдачи товара в пункте прибытия (порту);
- маршруте, который будет использован для транспортировки товара;
- различных дополнительных условиях.
Если стороны подписывают договор, они автоматически подтверждают своё согласие на все приведённые в документе условия. При этом нельзя вносить какие-либо изменения и корректировки в одностороннем порядке уже после подписания. В таких ситуациях требуется согласование со второй стороной. По мере необходимости контракт переписывается на обновлённых условиях. Но это возможно только при согласии всех сторон, подписывающих контракт на морскую грузоперевозку.
Права и обязанности
Каждая из сторон, которая принимает участие в подписании договора на грузоперевозку морским транспортом, обладает определёнными правами и имеет свои обязанности. Без наличия согласованной ответственности передавать в руки перевозчика товар не следует. Чтобы эффективно и безопасности перевезти товар, по договору морской перевозки груза нужно согласовать все важные моменты. Прописанные обязанности и права регламентируют, что именно должна строго выполнять каждая из сторон, а также какими законными правами они обладают. Со стороны перевозчика требуется:
- Заранее проводить проверку технического состояния морского судна, используемого для грузоперевозок. Также следует своевременно оснащать и комплектовать морское судно, что позволит выполнить перевозку конкретного типа товара;
- Извещать грузополучателей доступными способами о том, где будет осуществляться загрузка. Делается это в тех ситуациях, когда приходится изменить начальные планы, и перевести погрузочные работы в иной порт;
- Хранить, обрабатывать и поддерживать в соответствующем состоянии согласно пунктам, прописанным в договоре;
- Выполнять все требования при возникновении необходимости проведения специальных мероприятий, связанных с перевозкой, загрузкой и хранением товара;
- Следовать по маршруту, который был предусмотрен в договоре.
Что же касается стороны грузоотправителя, то и у него есть свои важные обязанности. Отправители товаров, которые перевозят продукцию морским транспортом, должны определить оптимальный и безопасный порт, где возможно выполнить погрузочные работы для загрузки перевозимого товара. То есть порт подбирается таким образом, чтобы выбранное судно могло без проблем к нему добраться и провести все погрузочные, разгрузочные и прочие подготовительные мероприятия.
Составляя договор морской перевозки грузов, следует учитывать, какую роль в доставке играет грузоотправитель и перевозчик. Все договорённости следует прописать в контракте. Устные соглашения не имеют юридической силы. А потому при предъявлении претензий в связи с невыполнением устных договорённостей ни на какую компенсацию стороны рассчитывать не смогут.
Несение ответственности
Права и обязанности перевозчика и отправителя товара по договору морской перевозки груза накладывают соответствующую ответственность. Большую роль юристы, практикующие вопросы разрешения конфликтов при морских грузоперевозках, уделяют ответственности сторон. Опираясь на прописанные в контракте условия, отправитель и перевозчик обязаны прикладывать максимальные усилия для соблюдения предусмотренных моментов. В противном случае им придётся нести ответственность, выплачивать компенсации и пр. Перевозчики не будут нести ответственность в случае порчи, повреждения, частичной или полной утраты груза, если это возникает в результате:
- непреодолимой силы (в основном это касается стихийных бедствий на море);
- случайных или опасных ситуаций, актуальных для морского пути;
- возникновения необходимости спасти людей;
- пожара, возникшего не по вине грузоперевозчика;
- особых распоряжений сотрудников береговой охраны или местных властей;
- военных действий;
- природных катаклизмов;
- народных бунтов и митингов;
- действий или бездействий грузоотправителей и грузополучателей;
- обнаружения скрытых дефектов или брака товара;
- иных факторов, произошедших не по вине транспортной компании.
При этом сам грузоотправитель будет нести ответственности и обязан компенсировать все убытки грузоперевозчика, если не были доказаны факты его виды в случившемся.
Ответственность грузоперевозчиков в таких видах транспортировки груза очень разнообразная и имеет ряд нюансов. Чаще всего это касается таких моментов:
- Просрочка. Просрочкой признают те ситуации, когда по тем или иным причинам перевозчик груза не смог выполнить свои обязательства в сроки, предусмотренные договоров;
- Утраченный груз. Он считается таковым, если уполномоченное для принятия товара лицо не выполнило свои обязательства в течение более чем 30 календарных дней;
- Полномочия по сохранности груза. Обязанности по обеспечению сохранности груза передаются грузоперевозчику с момента загрузки на борт до непосредственной выгрузки в пункте назначения.
В обязанности грузоперевозчиков могут входить также другие обязанности и моменты ответственности. Ярким тому примером является то, что в договоре зачастую предусмотрен пункт, согласно которому грузоперевозчик принимает на себя обязательства по хранению и обслуживанию перевозимого товара после отгрузки и до принятия груза уполномоченным лицом.
Важно понимать, что в раздел договора, предусматривающий ответственность, права и обязанности сторон может входить очень широкий список пунктов. Каждый из них следует внимательно изучать и обсуждать. Причём приступить к изучению договора рекомендуется заранее, чтобы до момента подписания оставалось некоторое время.
Транспортные компании часто предлагают использовать типовой договор. К таким вариантам следует относиться внимательно и изучать возможность внесения корректировок. Не все перевозчики готовы пойти на такой шаг. Это должно подтолкнуть на мысль о том, что в готовом типовом контракте прописаны не самые выгодные для грузоотправителя условия. Рынок морских грузоперевозок достаточно обширный, потому всегда есть возможность поискать другую транспортную компанию, готовую к конструктивному диалогу в отношении контракте на доставку товара.
Нюансы оформления договора
Перед заказом морской перевозки грузов каждый грузоотправитель имеет право изучить шаблоны и пример договора на оказание транспортных услуг. Бланк и образец могут предоставить сами компании, в услугах которых заинтересован клиент. Большинство организаций, занимающихся грузоперевозками морем, пользуются собственными бланками. Другие же могут воспользоваться свободной формой договоров морской перевозки грузов. При этом каждый контракт имеет определённые правила и законные требования по оформлению документа. На это во многом влияют и сами виды грузоперевозок, с помощью которых будет осуществляться доставка товара из пункта отгрузки к месту назначения.
Для начала следует запомнить, что ни один из пунктов договора между сторонами не может нарушать действующее законодательство РФ, а также тех стран, куда направляется груз морским видом транспорта. Если же нарушение будет выявлено, тогда соглашение признают частично или полностью недействительным. Надёжные транспортные компании, обладающие хорошей репутацией на рынке услуг по перевозке грузов морем, сами обычно предлагают клиентам образцы контрактов для ознакомления. При этом следует обязательно воспользоваться такой возможностью. Так заказчик изучает все нюансы и особенности контракта, акцентирует внимание на особо важных пунктах, а также рассматривает возможность внесения некоторых изменений, которые важны для конкретной ситуации.
Договор на морские грузоперевозки включает в себя несколько основных разделов:
- Наименование транспортной компании. В контракте следует указывать полное название согласно юридическим документам, которые подтверждают право организации осуществлять свою профессиональную деятельность по оказанию транспортных услуг морем;
- Номер соглашения. Каждому контракту присваивается свой уникальный номер, который в обязательном порядке вносится в договор;
- Место, где заключается договор. Обычно достаточно указать название населённого пункта. Но будет лучше, если в контракте пропишут полный адрес расположения офиса транспортной компании, где подписывалось соглашение;
- Дата. В договоре следует указать дату, когда стороны составили договор. При этом в этот же день ставить подписи не обязательно;
- Личные данные. Прописывается фамилия, имя и отчество всех лиц, которые отвечают за составление договора. То есть здесь вносится информация про самого заказчика и исполнителя, которой выступает транспортная компания;
- Ссылки на законы. В документе важно указать ссылки на все законодательные акты, которые выступают основой для подписания договора о международных морских перевозках грузов;
- Цель соглашения. Следует сформулировать цель, согласно которой между заказчиком и исполнителем составляется это соглашение;
- Условия. Большое значение при составлении договора уделяют вопросам согласования всех условий, на которых будет осуществляться перевозка грузов;
- Пошлины. Прописываются вопросы, касающиеся оплаты фрахта и других обязательных выплат при прохождении государственного контроля и иных процедур;
- Права и обязанности. Не менее важным пунктом, который некоторые считают основным, является вопрос распределения прав и обязанностей сторон, подписывающих контракт на осуществление морских грузоперевозок;
- Ответственность. Она накладывается на перевозчиков, фрахтователей и грузоотправителей;
- Споры. В документе необходимо указать, как будут решаться спорные вопросы при их возникновении. Это касается в основном ситуаций с невыполнением обязательств перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем;
- Даты. Здесь уже указываются даты, начиная с которых документ приобретает статус официального и вступает в силу;
- Стороны и их подписи. В конце договора участники вписывают свои имена и ставят подписи.
Помимо всего прочего, при составлении договора на перевозку груза морским транспортом необходимо акцентировать внимание на реквизитах, предъявляемых сторонами. Стандартно список реквизитов состоит из:
- ИНН;
- ОГРН;
- адресов;
- КПП;
- К/С;
- расчётных счетов;
- ОКПО;
- БИК и пр.
Одновременно с этим важно запомнить главное: в законодательстве не существует стандартной, общепринятой и унифицированной формы для составления подобных контрактов. Некоторые считают это положительным моментом. Другие называют недостатком, поскольку из-за отсутствия чёткой формулировки возникают определённые сложности при составлении контракта между сторонами. Ведь всё равно заказчик и исполнитель обязаны строго следовать законодательным нормам. Также многих интересует, допускается ли изменение условий подписанного договора уже после его официального заключения.
Подобный сценарий следует предусмотреть заранее. Морские перевозки сопряжены с определёнными рисками и потенциальными проблемами, из-за которых стороны порой вынуждены изменить условия контракта. Потому в теории и на практике корректировка соглашения возможна. Но чтобы внести какие-либо изменения в действующий контракт, требуется выполнить два основных условия:
- Взаимное согласие. Обе стороны должны согласиться с вносимыми изменениями. Любые корректировки без ведома одной из сторон невозможные, а потому будут считаться недействительными;
- Соответствие законодательству. Вносимые изменения не могут противоречить действующим законодательным нормам.
Если эти условия соблюдаются, тогда стороны обязаны составить дополнительное соглашение, которое станет частью основного контракта на выполнение грузоперевозок морским транспортом. Причём в дополнении рекомендуется максимально детально описать все изменения, которые вносятся в двухстороннее соглашение.
Международный формат документа
Практика наглядно показывает, что использование морского транспорта для грузовых перевозок часто осуществляется не внутри одной страны, а между разными государствами. Для таких транспортных услуг также требуется обязательное наличие соответствующего контракта на доставку груза. У подобной процедуры по оформлению договора международного образца есть свои нюансы. А именно:
- К стандартному списку документов следует добавить перечень дополнительных обязательных бумаг, предусмотренных международными законами о морских грузоперевозках;
- К договору прикладывается его копия, переведённая на язык тех стран, куда перевозится груза либо через которые проходит морской грузовой транспорт. При этом копия с переводом контракта обязательно заверяется нотариально;
- Все пункты договора обязательно соответствуют действующим законам всех стран, через которые проходит морской транспорт. Плюс особое внимание уделяется законодательным актам, регулирующим международные морские перевозки.
То есть основой договора международных морских перевозок груза являются нормативные документы, на основании которых все транспортные компании, выполняющие доставку грузов и товаров в другие страны, осуществляют свою профессиональную деятельность. Контракт имеет огромное значение, поскольку регулирует взаимоотношения между сторонами, распределяет права и обязанности, а также контролирует вопросы несения ответственности в тех или иных ситуациях.