Коносамент в международных морских перевозках

В международной практике торговли при морских перевозках одним из самых важных документов считается коносамент, имеющий давние исторические корни. Впервые его регламентировал британский закон о коносаментах, принятый ещё в 1855 году, хотя самого термина «коносамент» в нём ещё не было. После этого последовало принятие ещё целой серии подобных законов, конвенций и правил. В наше время без этой бумаги, по существу, невозможен процесс международной купли-продажи, поскольку морской коносамент является доказательством того, что на борт осуществлена погрузка, то есть свидетельствует о факте экспорта товара из одной страны в другую.

Коносамент в международных морских перевозках
Что такое коносамент в международных морских перевозках.

Какие функции выполняет коносамент

По своему юридическому существу данная бумага – это особенная морская накладная с информацией о перевозящемся грузе. Как важному юридическому документу, непременно сопровождающему перевозку товаров с помощью суден, ему приходится выполнять многие доказательные функции, без которых при международных морских перевозках не обойтись. На практике в правовой базе наиболее часто используются следующие функции:

  • Накладная с подписью ответственного лица и датой этой подписи являет собой расписку о том, что на борт конкретного судна для последующей перевозки по определённому маршруту принят тот или иной товар. Такая расписка знаменует собой начало целого ряда дальнейших транспортных, юридических, банковских и прочих действий. В частности, она необходима для проведения нужных банковских операций с целью оплаты перевозки данного груза;
  • выполняет роль товарораспределительного документа, на основании которого тот, кто владеет его оригиналом, получает право осматривать указанный в нём товар, ревизовать его и т. п.;
  • является доказательством того, что на перевозку указанного в этом документе товара заключён контракт.

Международные юристы отмечают также, что наличие бумаги доказывает:

  • факт заключения договора о перевозке товара морем;
  • факт экспорта данного товара в течение определённого времени, диапазон которого фиксируется в документе. Без него товар может быть заблокирован в порту принимающей судно страной в связи с невыполнением международных соглашений о перевозках морем;
  • факт состояния перевозящегося груза.

Назначение документа

Какие различают виды коносамента

При грузовой транспортировке коносамент морской перевозки имеет разные виды зависимо от особенностей перевозки товара. В международной практике принята соответствующая градация этих видов, ключевыми из которых считаются следующие:

  • бортовой — удостоверяет, что принятый к перемещению груз действительно погружен на данное судно;
  • на грузы, принятые в порту для погрузки в ожидании подходящего за ними судна;
  • долевой — используют с подтверждением со стороны капитана судна тогда, когда грузополучатель частично продал товар до его получения;
  • именной — составляется на имя конкретного получателя. На основании такой бумаги получить в порту груз может лишь то лицо, которое указано в документе. Другой человек может получить этот товар лишь после юридического заключения сделки, которая оформляется по всем требуемым правилам;
  • бланковый — оформляют на предъявителя и вручают, обменивая на груз;
  • ордерный — товар передают на основании пометки о том, кому его следует вручить. Это может быть представитель не только грузополучателя, но и грузоотправителя или банка;
  • сборный — применяют в случае нескольких грузов, которые предназначены для разных получателей;
  • линейный — выдаёт судоходная компания или, по её поручению, её представитель, при курсировании грузового судна по регулярному маршруту;
  • с оговорками, именуемый также «нечистым» или «грязным». Он предусмотрен тогда, когда при проверке обнаружено повреждение груза или его упаковки;
  • прямой, покрывающий перемещение товара одним и тем же судном напрямую по линии непосредственных портов загрузки и выгрузки товаров.

Чем регулируется коносамент

Международные морские перевозки по коносаменту регулируются рядом специальных международных договоренностей. Впервые такой регламентный документ был принят Испанией ещё в 1255 году. В последующее века его нормы постепенно шлифовались и совершенствовались, пока не приняли окончательный вариант в XX веке. Ключевые моменты таких перевозок и, соответственно, оформления сопровождающих грузы документов вытекают из Гамбургских правил 1978 года, ратифицированных затем Конвенцией ООН 1992 года.

Необходимо заметить, что требования Конвенции ООН о коносаменте до настоящего времени ратифицировали лишь 26 морских стран мира.

Правила работы с коносаментом

Процесс международной грузоперевозки оформляется документально. Правила оформления предусматривают соблюдение ряда важных моментов, из которых необходимо выделить следующие условия работы с официальной бумагой:

  • составляется бланк, пример формы, образец которой согласован морским международным сообществом;
  • перевозчик выдаёт его отправителю после того, как груз принят к перевозке;
  • составителем является перевозчик, который берёт за основу подписанное отправителем заявление;
  • обязательно должен включать информацию о названиях грузового судна и перевозчика, о месте, где груз будет принят или погружен, об отправителе, месте транспортировки груза, о его получателе и прочие сведения. Само собой, указываются все важные данные о самом грузе (его наименование, вес, объём и т. п.);
  • составляется нужное количество экземпляров официальной бумаги, которые вручаются всем заинтересованным сторонам;
  • обязательно должны присутствовать подписи ответственных исполнителей (капитана судна или другого представителя перевозящей стороны), указываются место его составления и время выдачи.

Документ составляется с учётом строгих требований международных образцов, что позволит законно переместить товар и затем отпустить его товарополучателю.Пример морского коносамента

Коносамент морской перевозки и его особенности

Важно отметить также и то, что существует еще несколько замечательных свойств этой морской накладной. Речь идёт о том, что документ имеет универсальный характер и многоцелевое функционирование. Его составление вовлекает все заинтересованные стороны в особенное правовое поле, а сама процедура происходит с учётом имеющихся форм и бланков. В силу этого его масштабно используют практически во всех видах современного судоходства, включая линейный, трамповый и торгово-промышленный. Без него не обходятся при организации самых разных видов транспортировки грузов, в том числе смешанных, интермодальных и мультимодальных.

Также существует и ещё один немаловажный момент, на который требуется особенно обратить внимание, — это невыполнение требований к оформлению морской накладной. Если стороны пошли на это нужно иметь в виду, что такие действия приравниваются к внесению заведомо ложных, необъективных данных. А это чревато серьёзными неприятностями. Обычно в качестве наказаний за нарушения применяют всевозможные штрафные санкции, включая финансовые штрафы, задержку товара и прочее. Подобные вещи иногда встречаются при международной транспортировке товаров.

Зачем нужен коносамент

Имеет место фиксация немалых случаев, когда неправильно, с ошибками оформленный документ играл ключевую роль в длительных судебных разбирательствах, приводя хозяев, перевозчиков и получателей грузов к весьма нежелательным проблемам. Поэтому во избежание эксцессов от составителей этой официальной и обязательной бумаги требуются предельная четкость и пунктуальность, неукоснительное выполнение всех предъявляемых к нему международным морским сообществом требований.

Экономичные перевозки для жизни и бизнеса