В развитии транспортной логистики главнейшую роль играют контейнерные перевозки. Они наиболее востребованы не только на внутренних, но и на международных рынках, что обусловлено высокой эффективностью способа доставки и экономичностью транспортировки. Контейнеры позволяют безопасно перевозить грузы разных габаритов и обеспечивают их надёжную защиту от влияния внешних факторов, как воздействия окружающей среды, так и хищения перевозимого имущества. Морские грузовые модули применяют также под склады для хранения товаров, нередко они переоборудываются и в иные объекты. Использовать их удобно при перевозках различными видами транспорта, в том числе при мультимодальных транспортировках, когда участие в процессе принимают несколько транспортных средств.
Исторически так сложилось, что единицей измерения размеров морских контейнеров стала служить английская мера «фут», теперь применяемая в международном масштабе и равная 0,3048 м. Чаще всего эта цифра и имеется в виду, когда речь заходит о футе. Наиболее востребованы универсальные 20- и 40-футовые морские модули, именно они широко применяются для перевозки и хранения грузов, но существуют и другие, менее популярные стандарты 10, 30, 45 футов и прочие. Так путём нехитрых математических вычислений можно рассчитать в метрах размер морского контейнера 40 футов, он будет равен 12,192 м., соответственно 20 футов = 6,096 м. При этом цифры параметров разных конструкций одного и того же типа тары могут незначительно отличаться.
Технические характеристики контейнеров
При выборе подходящей транспортной тары важно обращать внимание не только на внешние параметры контейнера, но и внутренние, поскольку именно от них зависит вместимость. Необходимо учитывать также показатели веса груза и тары. Производят боксы из разных материалов, их конструкции также многообразны, поэтому сколько весит морской контейнер, определяет его тип. Самые распространённые универсальные 20-футовые модули весят 2250 кг., имея объём 33 куба, 40-футовые боксы стандартной высоты – 3640 кг. с объёмом 67 кубов. Существует несколько разновидностей контейнеров, которые отличаются по параметрам и могут быть применены в зависимости от характеристик перевозимого груза, зачастую достаточно универсальных модулей, подобранных в соответствии с габаритами, но иногда тара изготавливается также под заказ.
При производстве модулей 20, 40, 45 футов используется высококачественная легированная сталь, обеспечивающая прочность и надёжность изделию. Как правило, стенки модуля представляют собой стальные гофрированные листы толщиной 1,5 – 2,0 мм., приваренные к соединённым между собой швеллерам, днище чаще всего сделано из многослойной фанеры (40 мм.), сверху обработанной битумом, в основании пола также используются холодногнутые швеллеры. Конструкция также адаптирована для работы с применением погрузчика. В случае с 20-футовыми контейнерами речь идёт о специальных карманах по бокам, а 40 и 45-футовые предполагают литые угловые фитинги, благодаря которым можно осуществить захват специальной техникой. Модули снаружи обрабатываются лакокрасочным покрытием высокого качества, обеспечивающем конструкции защиту от внешних воздействий в любых, даже самых экстремальных условиях окружающей среды. Ранее этот факт выгодно отличал морские контейнеры от железнодорожных, теперь же морские боксы применяются и при трансфере грузов посредством ж/д сообщения.
Морские контейнеры бывают как стандартной конструкции, так и специально оборудованными для перемещения особенных грузов, требующих специальных условий. Например, перевозимый объект не всегда имеет стандартные габариты или должен транспортироваться исключительно при определённых температурных показателях.
Типы морских контейнеров по ISO-688
Международным стандартом определены следующие основные виды морских контейнеров для перевозки грузов:
- Общего назначения (подходящие для перемещения большинства типов объектов, в т. ч. тара повышенной вместимости, которая применяется для трансфера более объёмной поклажи);
- Особого назначения:
- Вентилируемые боксы с естественной (предполагается перфорация в конструкции) или принудительной вентиляцией (с применением соответствующих механизмов). Такая тара предполагается для товаров, которым нужна циркуляция воздуха при хранении и перевозке;
- Open Top. Верх ёмкости съёмный, изготовлен из брезента и позволяет выполнять загрузку/выгрузку через него. Как вариант с данной целью может использоваться и Hard Top, отличающийся жёсткой съёмной крышей;
- Flat racks. Платформы для тяжёлых или негабаритных грузов, которые могут выступать за пределы тары. Флетреки представлены в разных вариантах: со складными торцевыми стенками или жёсткими, а также вообще без таковых.
- Специализированные:
- Рефрижераторы для трансфера скоропортящихся продуктов и прочих грузов, требующих соблюдения температурных условий содержания. Такие конструкции оборудованы холодильным оборудованием и термоизолирующими материалами, для поддержания температуры установка предполагает подключение к источнику электропитания транспортного средства;
- Изотермические контейнеры. Они являют собой изолированные модули, имеющие внутреннюю обшивку, благодаря чему долгое время поддерживают температуру, при этом они не оснащены холодильной установкой;
- Контейнеры-танки, представляющие собой цистерны, применяемые для жидкостей и газообразных веществ;
- Насыпные боксы для сыпучих с люками на крыше и дверях, а также боковых стенках;
- Блок-контейнеры для трансфера животных.
Встречается разная специализированная тара, максимально подходящая требованиям перевозки определённых грузов, в т. ч. с подогревом или другим спецоборудованием внутри модуля.
Таблица параметров 20, 40, 45-футовых модулей стандарта ISO
Размеры приведены в метрах, весовые параметры в тоннах, объёмы тары в кубометрах. При планировании доставки важно учесть, что показатели внутренних характеристик немного отличаются у различных производителей.
Тип контейнера | 20 футов DC | 20 футов HC | 40 футов DC | 40 футов HC | 45 футов PW |
Размеры внешние, м. | |||||
Длина | 6,058 | 6,058 | 12,192 | 12,192 | 13,716 |
Ширина | 2,438 | 2,438 | 2,438 | 2,438 | 2,500 |
Высота | 2,591 | 2,896 | 2,591 | 2,896 | 2,750 |
Размеры внутренние, м. | |||||
Длина | 5,898 | 5,898 | 12,093 | 12,093 | 13,513 |
Ширина | 2,350 | 2,350 | 2,330 | 2,350 | 2,444 |
Высота | 2,390 | 2,693 | 2,372 | 2,693 | 2,549 |
Размеры дверного проёма, м. | |||||
Ширина | 2,336 | 2,340 | 2,336 | 2,340 | 2,416 |
Высота | 2,291 | 2,597 | 2,291 | 2,597 | 2,439 |
Другие параметры | |||||
Порожний вес тары (т) | 2,1 | 2,3 | 3,6 | 3,7 | 4,1 |
Грузоподъёмность (т) | 21,9 | 21,7 | 24,4 | 28,3 | 29,9 |
Максимальная масса (т) | 24 | 24 | 28 | 32 | 34 |
Вместимость (м3) | 33 | 37 | 67 | 76 | 85 |
*Обозначения:
DC (Dry Cube) – сухогрузный стандартный модуль;
HC или HQ (High Cube) – повышенной вместимости, увеличенный по высоте;
PW (Pallet Wide) – увеличенный размер, количество стандартных паллет вмещается больше на 2-6 единицы.
Стандартный контейнер 20 футов
Морской контейнер в 20 футов в стандартном исполнении наиболее востребован юридическими и частными лицами, поскольку адаптирован для большинства объектов трансфера и может перевозиться различным транспортом. Они очень удобны в обращении, благодаря особенностям конструкции могут легко быть перемещены с одного транспортного средства на другое при мультимодальных перевозках. Пользоваться тарой можно не только по прямому назначению, использование морского контейнера размером в 20 футов под складские помещения или другие нужды является распространённым явлением.
Параметры модуля могут отличаться в зависимости от его типа, производителя, а также с учётом погрешностей при пересчёте с английской системы измерения. Разница незначительна, но её тоже следует учитывать. Габариты 20-футового универсального морского бокса позволяют комфортно расположить внутри объект соответствующих параметров. Как правило, размеры универсального модуля выглядят таким образом:
- Внешние: 6,058 х 2,438 х 2,591 м.;
- Внутренние: 5,898 х 2,350 х 2,390 м.
Параметры дверных проёмов могут обсуждаться в индивидуальном порядке с заказчиком, в зависимости от характеристик загружаемых объектов используются разные параметры. Высота НС-контейнера 2,896 м., внутренняя – 2,693. Такие модули применяются при перевозке более объёмных грузов. Вес пустого контейнера варьирует до 2,5 тонн, при этом максимальная масса содержимого составляет 24 тонны. Вместимость стандартного двадцатифутового модуля составляет 33 кубических метров.
Стандартный контейнер 40 футов
При необходимости доставки более объёмных грузов применяются сорокафутовые модули, которые пользуются большим спросом благодаря своей универсальности. Если стоит выбор между погрузкой в два 20-футовых или один 40-футовый бокс, целесообразнее склониться ко второму варианту, поскольку это не только эффективнее, но и выгоднее с точки зрения экономии. В таких боксах удобно доставлять неразборные грузы, вмещающиеся в тару, но подходят они для любых объектов. Морской контейнер длиною 40 футов имеет множество модификаций, благодаря чему возможна транспортировка особых грузов, требующих выполнения создания определённой среды. Конструктивные особенности как стандартных, так и специальных изделий обеспечивают безопасность грузов и простоту погрузки.
Длина морского контейнера 40 футов составляет 12,192 м., ширина – 2,438 м., высота – 2,591 м. Внутренний размер 12,093 х 2,330 х 2,372 м., но может отличаться у разных типов конструкции. Порожний вес может варьировать, как и объём (обычно в пределах 67-79 метров кубических). В зависимости от целевого назначения и классификации сорокафутовые ёмкости имеют различные формы, а также некоторые расхождения в параметрах, при этом длина и ширина стандартного модуля остаются неизменными, как и площадь пола, равная 28,1 м2, не считая расширенных версий.
Контейнер 40 футов увеличенного объёма (High Cube)
Название данного типа тары говорит само за себя. В переводе с английского «High Cube» значит «высокий куб», что характеризует увеличенный параметр высоты в конструкциях. Иногда также встречается аббревиатура «HQ», которая означает то же, что и НС. Габаритные размеры морского контейнера «Хай куб» от обычного 40-футового отличает параметр высоты, который составляет 2,896 метра. Конструкция вмещает больший объём и может использоваться для разных типов грузов, лёгких, но объёмных или высоких, но не превышающих вместимость ёмкости.
Независимо от характера перевозимых объектов тара найдётся под любой из них, даже самый требовательный к условиям содержания или нестандартный по габаритам, разнообразие размеров и форм позволяет подобрать её под любые нужды. При этом современные технологии изготовления боксов обеспечат защиту груза от внешних воздействий, а способы опломбировки уберегут от возможных хищений. Все эти факторы в совокупности с профессионализмом перевозчика позволяют качественно выполнять доставку объектов в самые разные уголки страны и за её пределами.
Поделитесь своим мнением в комментариях, касаемо перевозки грузов в морских контейнерах.