Когда-то место, на котором сейчас расположен порт Певек было пустынным. Название «пээкиней» по-чукотски означает «гнилое место». В 30-х годах прошлого века советское правительство обратило внимание на удобное расположение бухты, прикрытой от волн океана огромным островом Айон. Первые здания появились здесь в 1932 г. В сороковых годах этот район осваивался очень интенсивно. Здесь нашли олово, уран и другие полезные ископаемые. В 50-е годы Певеку был присвоен статус ПГТ. Временем рождения порта можно считать 51 год. С 1983 года в Певек начинают заходить суда усиленного ледового класса. С этого момента интенсивность работ в порту стала одной из высочайших в отрасли.
Отдаленное его месторасположение при учете дороговизны авиационных перевозок, в наше время делают Певек особенно важным и необходимым для Чукотского округа. В плане послекризисного возобновления движения судов по СМП перспективы развития этого порта выглядят достаточно радужными. Место, в котором он расположен, является самым глубоководным на всем протяжении СМП. На недавнем заседании правительства РФ была озвучена идея развития нескольких портов — Мурманск, Певек и Диксон с использованием бюджетных средств.
На настоящий момент Певек открыт для навигации с июня по октябрь. 19 августа Дмитрием Медведевым был подписано распоряжение о разрешении захода в этот порт иностранных судов. Оно направлено на то, чтобы придать Певеку статус международного. Как отмечается в справке, приложенной к документу, теперь здесь будет установлен таможенный пункт.
До этого все грузы, импортируемые из других стран, проходили досмотры в порту Провидения. Это делало доставку грузов для горнодобывающей промышленности региона достаточно дорогой. На данный момент в Чаун-Билибинской промышленной зоне ведутся разработки месторождений Купол и «Майское». Золотоседержащий концентрат породы с последнего предполагается экспортировать. Кроме того, ведется интенсивная подготовка к разработкам Баимской рудной зоны.
Общая длина причала порта Певек – 499 метров. В акваторию могут заходить суда с осадкой до 13 метров. Их длина при этом не должна быть больше 177,2 м, а ширина 24,55 м. В навигационный период 2011 года в акваторию порта осуществило заход 15 судов. При этом было доставлено импортируемого груза на 72 тыс. т. В 2012 объем грузооборота составил уже 90 тыс. т. По мнению экспертов в связи с запуском новых месторождений и обустройством рабочих поселков тенденция увеличения грузопотока будет наблюдаться и дальше.