Прогнозирование развития рынка контейнерных перевозок

По статистическим данным агентства Clarkson Research Services с начала 2011 года и до конца октября общий мировой флот контейнеровозов обновится 157 новыми кораблями, общая вместимость которых составит 990 000 TEU. Это означает, что средняя вместимость новых контейнеровозов составляет 6280 TEU. За этот же отчетный период на списание в скрап выставили 28 судов общей вместимостью 36 000 TEU, что в среднем на каждый корабль составило чуть более 1000 TEU.

Прослеживается явный перекос в сторону обновления мирового флота новыми судами, в котором списание старых кораблей занимает только 4%. Это стало причиной переизбытка тоннажа, который сказывается негативно на тайм-чартерных ставках и наносит значительный ущерб экономики перевозок. Словом, спад 2011 года в сфере контейнерных перевозок обусловлен перекосом показателей спроса и предложения. То есть вместительных судов для перевозки грузов предостаточно, а вот самих грузов днём с огнём не сыщешь. В общем, для сравнения возьмём показатели роста флота и объема перевозок 2010 года, которые составляли 5% и 20% соответственно. В 2011 году эти цифры поменялись местами и показали рост флота на 20% и рост перевозок на 5%. Естественно, такая ситуация больно ударила по ставкам фрахтования судов и сказалась на объемах контейнерных перевозок.

Чтобы улучшить соотношение количество судов и объем доставки из Китая требуется списание старых, малоэффективных судов на слом и общая работа по снижению скорости перевозки грузов, то есть снижение хода контейнеровоза. Правда, эти резервы практически все использованы, но ещё могут дать повышение на 1-2 процента. По прогнозам аналитиков DnBNOR спрос на контейнерный тоннаж в 2012 году увеличиться на 9-10%, а спрос на перевозки только на 6%. Многие специалисты утверждают, что времена бешеного роста перевозок, который наблюдался в 2004-2006 и 2010 годах никогда больше не повторятся. Главной ошибкой, которая привела к кризисному положению 2011 года, стала необдуманная политика заказа нового тоннажа после рекордных показателей 2010 года. Осенью 2011 года общий заказ на контейнерный тоннаж составил 30% от действующего флота, а для правильного функционирования рынка это соотношение должно держаться на уровне 20-25%.

В желании обладать большим количеством крупных контейнеровозов, которые имеют низкую стоимость ячейки вместимости, как при эксплуатации, так и при изготовлении, владельцы транспортных компаний, не задумываясь, переступили порог рентабельности. В настоящее время основные заказы на контейнерный тоннаж идут вместимостью 10 000 TEU. Второй показатель – 8 000 – 10 000 TEU. В этом году должны выйти новые экстра крупные судна с общей вместимостью 350 000 TEU. Их планируется задействовать в направлении Азия-Европа. Рассчитывают на прирост спроса на тоннаж в размере 14% ежегодно до 2015 года. Именно в 2015 году прогнозируется баланс спроса и предложения в сфере контейнерных перевозок.

Агентство AXS Alphaliner приводит такие статистические данные: в 2000 году средняя вместимость судов задействованных в сфере контейнерных перевозок составляла 2900 TEU, сегодня этот показатель уже вырос до 6300 TEU. В 2012 году он поднимется до отметки 16 000 TEU, а к началу 2013 года закрепиться на уровне в 18 000 TEU.

В этот период и ожидаются серьезные изменения в психологии лидирующих компаний на рынке транспортных перевозок. Рост тоннажа за 2009-2010 год составил 30% от общего флота и составил более 2 миллионов TEU. Однако грузов пока недостаточно, чтобы удовлетворить возросшие аппетиты транспортных компаний. Неудивительно, что ведущие корпорации ведут самую настоящую войну за перспективные направления контейнерных перевозок, такие как Азия-Европа, Азия-США. Многие аналитики, следящие за этой сферой бизнеса, отмечают тот факт, что большинство транспортных компаний уже готовы поставить на прикол свои малотоннажные суда, а это означает снижение общей вместимости флота на 5-7% или 750 000 TEU.

Пессимистично настроены аналитики статистического агентства BIMCO, которые утверждают, что тоннаж упадёт до 1 миллиона TEU. Они объясняют свои прогнозы тем, что в период с сентября по октябрь на приколе уже стояло около 160 судов общей вместимостью 335 000 TEU, а ведь это только начало. Если вспомнить 2009 год, когда мир переживал финансовый кризис, тогда общая вместимость судов выведенных из транспортного оборота составила 1.5 миллионов TEU.

Экономичные перевозки для жизни и бизнеса