Большинство транспортных компаний используют систему KPI для дальнобойщиков. Она оказывает влияние на саму организацию и позволяет высчитать заработную плату водителей.
Преимущества системы KPI
На сегодняшний день в России существует нехватка профессиональных водителей грузового транспорта. Среди молодёжи считается, что такая профессия не модна, не престижная и устраивает далеко не всех, так как приходится подолгу находиться в дороге. Из-за большой конкуренции перевозчики стараются предлагать своим работникам наилучшие условия. Не секрет, что от грамотного расчёта оплаты труда зависит удовлетворённость работника и качество его работы. Может показаться, что повысив оклад или ставку за пройденный километраж, это поможет привлечь дальнобойщиков, но как в реальности?
Ведущие перевозчики активно применяют систему KPI, чтобы рассчитать заработные платы водителям. Обычно этот ключевой показатель эффективности включает в себя топливный расход, километраж пути, отсутствие опозданий, а также штрафов. KPI разрабатывается самостоятельно каждой организацией и зависит от специфики перевозок, поэтому в него также может входить:
- Оценка технического состояния грузовика.
- Целостность товара.
- Срок передачи документации и прочее.
Применение KPI повысит вовлечённость дальнобойщиков в работу. Так, они начнут внимательно отслеживать топливный расход и понимать, что их старания влияют на размер оплаты. Важно понимать, что никакие энергоэффективные шины не сумеют помочь сэкономить, если водитель не будет стараться избегать «пережогов». И только заинтересованность в его экономии позволит изменить подобные привычки.
Такая система, конечно, добавит хлопот бухгалтерам, так как оплату придётся разбивать на оклад, премию и прочие бонусы, но позволит сократить затраты. К примеру, компания Мишлен заявила, что с помощью KPI на 5% и 4% сокращаются траты на топливо и ремонт машин соответственно.
Также стоит понимать, что если бонусы привязать к количеству рейсов, KPI также вырастет, а это в свою очередь компенсирует нехватку сотрудников и устранит потребность в привлечении стороннего транспортного средства.
Ранее был проведён следующий эксперимент. Так, компанией Мишлен было представлено передовое решение — энергоэффективные шины, позволяющие сэкономить топливо. Средний показатель экономии составляется 2,4 л на 100 км. Помимо шин специалисты Мишлен также предложили схему, по которой лучше внедрять систему KPI.Так, дальнобойщикам предлагали: применять простые шины и привычные нормативы топливного расхода или отдать предпочтение передовым шинам, получая премию, а именно половину цены от сэкономленного топлива.
Таким образом, дальнобойщики, которые согласились на этот эксперимент, и проезжавшиеся каждый месяц 14500 километров, получили оплату, благодаря премии, в среднем на 7900 руб больше. Эта же сумма была сэкономлена фирмой за каждое переобутое в новые шины грузовое транспортное средство.
После эксперимента стало понятно, что при наличии в автопарке 200 грузовиков такая схема позволит увеличить заработную плату водителей, и при этом каждый год экономия на горючем составит, даже при условии приобретения таких недешевых шин, достигнет более 4 млн. руб.
Сейчас в России наблюдается активный переход транспортными компаниями федерального уровня на экономичные решения. Внедрив KPI, организация станет конкурентоспособной, сможет снизить свои расходы на топливо, а также на техобслуживание машин, и улучшить настроение в коллективе.