Грузоперевозки между Россией и Монголией

Монголия – страна, расположенная в Центральной Азии между Китаем (с южной и восточной стороны) и Россией (на западе и севере). Протяжённость границы с РФ составляет порядка 3500 километров. Несмотря на достаточно большую территорию (более полутора миллионов квадратных километров, 18 место в мире по площади), Монголия является одной из наименее населённых стран мира. Незначительная плотность населения обусловлена климатическими и географическими особенностями: большую часть территории занимают пустыни или горы, плохо пригодные для жизни людей. Неудивительно, что транспортная инфраструктура здесь находится в зачаточном состоянии.

Грузоперевозки из России в Монголию и из Монголии в Россию
Как выполняются грузоперевозки из Монголии в Россию.

Несмотря на это, в последние годы Монголия проводит политику «открытых дверей», стремясь более плотно интегрироваться в мировую экономику. В числе её постоянных торговых партнёров – свыше 80 государств, а совокупный товарооборот преодолел отметку в 2 миллиарда долларов и продолжает уверенно расти. До момента развала доля СССР в структуре внешней торговли МНР достигала 80%. Сегодня стана стремится диверсифицировать эту отрасль, при этом доля России и Китая в торговых отношениях занимает первое место и распределяется примерно одинаково – по 20%.

При этом экспортирует Монголии свои товары преимущественно в Китай (50%), Канаду (13%) и США (10%). В импорте преобладают товары из КНР и РФ, причём на долю российских нефтепродуктов приходится свыше 90% импорта энергоносителей. Являясь ярко выраженной сельскохозяйственной (преимущественно скотоводческой) страной с богатыми природными ресурсами и практически отсутствующей промышленностью, Монголия экспортирует следующие группы товаров:

  • минеральное сырьё (шпатовый концентрат и группу цветных металлов – молибден, медь, олово);
  • продукты и изделия животного происхождения (шерсть, кожу, кашемировые ткани, мех);
  • потребительские товары (кожаные изделия, овчину, ткани из верблюжьей шерсти, ковры, шерстяные/кашемировые одеяла).

В структуре монгольского импорта преобладают нефтепродукты, автомобили и спецтранспорт, запчасти, различное оборудование, чёрные металлы, стройматериалы, продукция химической промышленности, товары народного потребления, продукты питания. Именно на эти позиции и ориентированы грузоперевозки в Монголию, а также поставки монгольских товаров в Россию.

Доставка грузов из Монголии

Особенности грузоперевозок между Монголией и Россией

Основной вид транспорта, используемый при осуществлении грузоперевозок между двумя странами – автомобильный (грузовики, часто с прицепами/полуприцепами, а также автомобильные тягачи ввиду плохого состояния дорог в стране). Каждая международная перевозка требует получения отдельного разрешения, причём как со стороны Монголии, так и российских компетентных органов. Действие такого разрешения распространяется на единичный рейс (доставка в Монголию и поездка в обратном направлении или наоборот). Не требуется получения разрешений при перевозках следующих грузов:

  • животных, автоматизированных средств передвижения, материалов и инвентаря, предназначенных для организации и проведения культурно-спортивных мероприятий и национальных праздников;
  • экспонатов, материалов, изделий и оборудования, используемых для проведения выставок и ярмарочных мероприятий;
  • музыкальных инструментов, киноаппаратуры, театральных декораций, актёрского реквизита;
  • почтовой корреспонденции;
  • движимого имущества, транспортируемого при осуществлении переселения;
  • повреждённых ТС;
  • медикаментов и оборудования медицинского характера, предназначенного для оказания помощи населению во время стихийных бедствий.

Действие этих правил распространяется только на грузы, которые должны быть возвращены в страну, из которой они были завезены, или при транзитной их перевозке в третьи страны.

Правила перевозки грузов из Монголии

В силу вышеописанных природных факторов и слаборазвитой экономики развитие транспортной инфраструктуры Монголии происходит откровенно неудовлетворительными темпами. Автомагистралей с твёрдым покрытием в стране немного, все они ведут в Улан-Батор, соединяя его с несколькими крупными по монгольским меркам (60 – 100 тысяч человек) городами – Дарханом, Сухэ-Батором, Эрдэнэтом. Все остальные населённые пункты связаны сетью региональных дорог с грунтовым покрытием, большая часть которых была проложена советскими танками в послевоенное время.

По этой причине поездки по территории страны для неопытных водителей могут представлять опасность, особенно в зимний период, когда дороги становятся экстремальными из-за обледенения, частых буранов и большой вероятностью встречи с волчьими стаями. Практически отсутствуют здесь автозаправки, СТО, совсем нет охраняемых стоянок, расположенных по маршруту следования, что также не добавляет комфорта при передвижении по стране.

Планируя грузоперевозки в Монголию, отнеситесь к выбору транспортной компании с максимальной ответственностью – от опыта и компетенции логистов и водителей во многом зависит сохранность груза. Рассмотрим все возможные способы грузоперевозок по направлению Россия – Монголия.

Авиаперевозки

Одной из статей монгольского импорта являются продукты питания, мясные и молочные. Их доставка требует высокой оперативности, поэтому безальтернативный способ осуществления таких грузоперевозок с учётом огромных расстояний и плохого состояния автодорог – это авиаперевозки. Время нахождения самолёта в пути при доставке таких товаров в любую точку России не превышает 24 часов, но при условии наличия полного пакета разрешительных документов. Точно такие же условия применимы и в отношении российского импорта (скоропортящихся, крупногабаритных, генеральных, хрупких, опасных, требующих срочной доставки грузов). Авиаперевозка грузов из Монголии в Россию и в обратном направлении характеризуются следующими преимуществами:

  • оперативностью – во многих случаях удаётся доставить товар менее чем за сутки;
  • возможностью планирования грузоперевозок, чему способствует наличие чёткого расписания рейсов;
  • использованием схемы «door to door», когда с обеих сторон привлекается автотранспорт для доставки товаров в аэропорт и к месту назначения;
  • возможность использования других схем мультимодальных перевозок.

Не исключена ситуация, что по габаритным или весовым характеристикам ваш груз не может перевозиться в пассажирском авиалайнере, а грузовые самолёты летают с другого аэродрома. В этом случае придётся нести дополнительные расходы на транспортировку товара в аэропорт, специализирующийся на грузоперевозках.

Авиадоставка товаров из Монголии

Доставка в Монголию по железной дороге

Самый распространённый способ при осуществлении грузовых перевозок (на его долю приходится свыше 60% грузооборота Монголии). Единственная проблема – наличие единственной железнодорожной сети – Улан-Баторской. Но большая часть путей проходит на севере, предоставляя выход к следующим пограничным пропускным пунктам:

  • Сухбаатар (Монголия) – Наушки (Россия);
  • Замын-Ууд (Монголия) – Эрлянь (Китай);
  • Эрээнцав (Монголия) – Соловьёвск (Россия).

Ещё одним плюсом является соответствие ширины ж/д колеи российским стандартам (1520 миллиметров). Преимущественный способ железнодорожной доставки грузов в Монголию – контейнерами. Связывая Транссибирскую магистраль с Китаем, Улан-Баторская ЖД имеет огромный транзитный потенциал, который при условии плодотворного сотрудничества с РЖД будет только увеличиваться. Это, несомненно, окажет положительное влияние на динамику развития местной экономики.

Доставка грузов по речным магистралям

В древности именно этот способ грузоперевозок был преобладающим на большинстве территорий. В силу слабой развитости транспортной инфраструктуры речное сообщение и сегодня играет для Монголии особое значение. Хотя прямого выхода к морскому побережью монгольские реки не имеют, две основные водные артерии – Орхон и Селенга, а также озеро Хубсугул являются судоходными, обеспечивая доставку грузов в Монголию речным путём. Правда, такой способ перевозки является сезонным и длится относительно недолго – на протяжении мая – сентября. Внутренний речной флот Монголии насчитывает порядка 400 суден, но с российской стороны в речных грузоперевозках между странами задействованы и суда Восточно-Сибирского пароходства, обслуживающего большое количество водных маршрутов, включая притоки Байкала. Из-за выраженной сезонности доля грузоперевозок речным транспортом остаётся невысокой, хотя её стоимость – самая низкая.

Грузоперевозки автотранспортом

Как уже отмечалось выше, автомагистралями монгольские дороги с твёрдым покрытием назвать можно только с большой натяжкой. Они связывают крупнейшие города страны и ведут к границе с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, обеспечивая основной грузопоток. Остальная транспортная инфраструктура находится в плачевном состоянии. Многие грунтовые дороги, ведущие к мелким населённым пунктам, пастбищам, стойбищам, разрушены весенними паводками и практически не восстанавливаются, из-за чего автотранспортная связь возможна только летом. В остальное время года приходится добираться до таких отдалённых мест на вездеходах.

Все эти нюансы усложняют грузоперевозки внутри страны, а лучше всего о них осведомлены местные перевозчики. Именно их следует использовать в качестве проводников – в противном случае передвижение по местным полупустыням, солончакам и степям будет крайне рискованным мероприятием, что недопустимо для любого бизнеса. Трудно ездить по Монголии даже по асфальтированным дорогам, которые зимой перемерзают, а в межсезонье становятся труднопроходимыми.

Состояние дорог

Не прижились здесь и сборные грузы по той же причине: сборка разнотипных грузов, если производится не в столице, может затянуться на месяцы, особенно с осени до конца весны. Тарифы перевозок в Монголию с использованием автотранспорта зависят от характеристик поставляемого товара, вида используемого транспортного средства и протяжённости маршрута.

Сроки/стоимость доставки груза в Монголию

Несмотря на наличие общих границ, сроки поставок грузов в Монголию и в обратном направлении достаточно велики. Самым оперативным способом являются авиаперевозки, посредством которых с учётом прохождения таможенных процедур груз можно доставить к месту назначения за три дня. При использовании автотранспорта доставка в Монголию из Иркутска займёт 10 – 12 дней, сборный груз автотранспортом доставляется вдвое дольше (20 – 25 дней). Время доставки зависит от следующих факторов:

  • характеристик перевозимого груза;
  • скорости оформления транспортных и разрешительных документов;
  • маршрута следования и типа используемого ТС;
  • удалённости доставки;
  • необходимости промежуточного складского хранения.

Стоимость доставки грузов

Эти же факторы оказывают влияние и на ценообразование. Многие перевозчики и логистические компании предоставляют возможность оценить стоимость доставки в онлайн-режиме.

Экономичные перевозки для жизни и бизнеса
Комментарии: 1
  1. Администрация сайта (автор)

    Гидромотор Г15 — гидравлический мотор для бесступенчатого регулирования скоростей. Используется для работы в системах, где требуется реверсирование, частые включения, автоматическое и дистанционное управление, а так же для работы в следящих приводах.

Комментарии закрыты.