Хотя Республика Корея географически расположена на Корейском полуострове, в результате разделения Кореи на две части и натянутости отношений с северным соседом наземное транзитное транспортное сообщение с другими странами практически отсутствует. Таким образом, с точки зрения международных грузоперевозок Южная Корея де-факто является островным государством, поэтому доставка грузов из Кореи в другие страны осуществляется либо по воздуху, либо морским путём. После разделения южная часть Кореи длительное время оставалась страной со слабо развитой экономикой без наличия значительных запасов природных ресурсов. Начиная с 70-х годов, экономика страны начала стремительно прогрессировать благодаря ориентации на переработку поставляемого сырья и экспорт готовой продукции. В настоящее время по уровню ВВП Корея занимает 11-е место в мире, по объёму торговли – 10-е. Основные торговые партнёры Южной Кореи – США, Япония, государства Европейского союза.
В последнее время страна прилагает немало усилий, чтобы расширить торговые связи с государствами-членами БРИКСС/АСЕАН, экспортируя преимущественно электронику, бытовую технику, автомобили, спецтехнику, машиностроительную продукцию, суда. Важным фактором, способствующим осуществлению этих планов, играет создание на территории страны свободных экономических зон. Часть из них уже действует:
- СЭЗ Чинхэ/Пусан, расположенная в южнокорейской провинции Южный Кёнсан;
- СЭЗ в бухте Кванъян (та же провинция);
- СЭЗ в прибрежном районе Жёлтого моря (провинция Южный Чхунчхон);
- СЭЗ Кунсан/Сэмангым (провинция Северная Чолла).
Ещё 4 СЭЗ будут сформированы в обозримом будущем:
- Инчхон (дата введения в строй – 2020 год, географическое расположение – в районе международного аэропорта Инчхон);
- Кёнбук/Тэгу (2020 год, провинция Северный Кёнсан);
- Чонбук (2020 год, провинция Северный Чхунчхон);
- побережье Восточного моря (2024 год, г. Тонхэ, провинции Кангвондо).
Грузы, поставляемые в Россию из Кореи
После кратковременного спада в товарообороте между Кореей и РФ, последовавшего в 2014 году, в 2017 была опять зафиксирована положительная динамика (19,3 миллиарда долларов). Торговый баланс все последние годы складывался в пользу России, но примерно три четверти российского экспорта приходится на минеральное сырьё, в основном на углеводороды, а также на продукты их переработки (в 2017 году из 12,3 миллиардов долларов на эту статью экспорта пришлось 74,8%). В то же время в структуре корейского импорта преобладает продукция машиностроительной и автомобилестроительной отраслей – на её долю пришлось 68% совокупного объема российского импорта. В числе других востребованных грузов, доставка из Кореи которых преобладала в 2017 году, можно отметить следующие:
- продукция химпрома (пластмасса, каучук) – 15%;
- металлы, металлические изделия – 8%;
- электроника, бытовая техника – 3%;
- продукты питания, сельхозпродукция – 2%;
- продукция лёгкой промышленности (одежда, текстиль, обувь) –1,8%;
- топливо, продукты переработки нефти – 1,1%;
- парфюмерия – 1%.
В сфере торговли Южная Корея сотрудничает с Россией в следующих областях:
- судостроительной;
- автомобилестроительной;
- гражданской авиации;
- производства спецтехники;
- медицинской, включая фармацевтику;
- биотехнологий;
- химической;
- природоохранной;
- нанотехнологий;
- космической
- атомной энергетике.
Можно не сомневаться, что перспективы торгового сотрудничества двух стран остаются достаточно оптимистичными, независимо от любых внешнеполитических факторов.
Доставка из Кореи сборных грузов
Когда говорят о расширенном торговом сотрудничестве, подразумевают, что возможность заключения коммерческих сделок присутствует как на государственном, так и на частном уровне. Это означает, что заказать и купить товар может любой, необязательно крупный бизнесмен. Следовательно, должна быть предусмотрена возможность дешёвой пересылки мелких партий товара, которые никак не могут занять весь объём транспортного средства, даже если речь идёт о грузовом автомобиле.
Такая возможность при доставке товаров из Южной Кореи существует и называется сборными грузами. Суть её состоит в том, что в единице транспорта перевозятся грузы, принадлежащие разным покупателям, что этот груз следует по одному маршруту. Выгода для заказчиков состоит в том, что оплата расходов, связанных с доставкой, делится между ними пропорционально весу или объёму их партии товара. Минусом такого способа считается увеличение сроков доставки, связанное, во-первых, с формированием неоднородного заказа (для этого существует специальный термин – консолидация груза), а во-вторых – с увеличением времени, затрачиваемого на таможенную очистку, поскольку на одно транспортное средство приходится обрабатывать несколько (а иногда – много) деклараций.
Общая схема доставки из Кореи в Россию сборных грузов выглядит следующим образом:
- сначала партия товара транспортируется от складов компании, являющейся производителем, на консолидационные склады, принадлежащие или арендуемые компанией, занимающейся грузоперевозками. В случае Южной Кореи это может быть либо специальный грузовой контейнерный терминал, либо портовый терминал;
- здесь происходит обработка груза (маркировка, тарирование, если нужно – товар переупаковывается в другую тару);
- следующий этап – таможенная очистка грузов, предназначенных для перевозки в одном транспортном средстве или контейнере;
- затем товар погружается на транспорт (самолёт или морское судно) и доставляется в Россию;
- здесь происходит таможенное оформление груза уже с российской стороны;
- заключительный этап – доставка штучных партий товара конечному потребителю.
Следует отметить, что у крупных перевозчиков обычно имеются свои консолидационные склады в крупных корейских городах, что ускоряет и удешевляет формирование сборных грузов. Мелкие фирмы вынуждены использовать арендованные площади, поэтому стоимость таких услуг у них бывает заметно выше, хотя и необязательно. По этой причине к вопросам логистического (да и юридического тоже) сопровождения груза следует отнестись с должным вниманием. И дело здесь не только во временных и финансовых потерях, связанных непосредственно с организацией доставки сборных грузов из Кореи. Сложности могут поджидать и на этапе оформления транспортной и таможенной документации, что связано со спецификой законодательства Южной Кореи в данном вопросе.
Грамотно выбранный деловой партнёр в состоянии решить целый ряд важных вопросов:
- подобрать надёжного поставщика с корейской стороны;
- оказать посильную помощь в вопросах налаживания внешнеэкономических контрактов;
- обработать груз клиента (доставить на консолидационный склад, при необходимости – перепаковать);
- доставить консолидированный товар в Россию оговоренным транспортом;
- оказать помощь в прохождении таможенных процедур с обеих сторон границы.
Если говорить о стоимости доставки сборных грузов, то она зависит от двух важнейших составляющих – расстояния и типа груза (габаритный/негабаритный).
Примерную стоимость доставки из Пусана (крупнейший корейский порт) в российские города можно оценить из следующей таблицы:
Город назначения | Стоимость доставки сборного габаритного груза, $ | Стоимость доставки сборного негабаритного груза, $ |
Владивосток | 160 | 230 |
Красноярск | 224 | 300 |
Новосибирск | 230 | 315 |
Омск | 240 | 330 |
Екатеринбург | 250 | 346 |
Нижний Новгород | 260 | 380 |
Челябинск | 265 | 370 |
Санкт-Петербург | 265 | 485 |
Воронеж | 270 | 380 |
Волгоград | 272 | 405 |
Уфа | 275 | 395 |
Самара | 277 | 405 |
Казань | 280 | 415 |
Пермь | 285 | 385 |
Ростов-на-Дону | 290 | 415 |
Москва | 295 | 385 |
Примечание: габаритным считается груз, характеристики которого лежат в пределах 250 кг./куб. метр, негабаритным – груз с параметрами до 500 кг./куб. метр.
Доставка из Кореи генеральных грузов
Крупные партии товара целесообразнее отправлять генеральным грузом независимо от способа доставки. Для Южной Кореи абсолютное большинство грузооборота приходится на морские контейнерные перевозки, поэтому под генеральным грузом понимают тот, который сформирован из товарного ассортимента, предназначенного для одного покупателя, и который целиком занимает весь объём контейнера. В этом случае стоимость доставки единицы товара будет одинаковой независимо от того, сколько контейнеров вы планируете получить, незначительно отличаясь для контейнеров разных размеров и видов.
Стандартный маршрут следования к получателю – морем до Владивостока или порта, расположенного в акватории Балтийского/Чёрного морей. Если покупатель расположен недалеко от порта, самый выгодный дальнейший способ доставки – автоперевозки, из Владивостока на запад обычно грузы отправляются железнодорожным транспортом. В любом случае доставка генеральных грузов из Кореи в Россию является самым дешёвым способом транспортировки, но и самым продолжительным во времени, занимая от 15 до 30 – 40 дней.
Ещё одним несомненным достоинством генеральных грузов является то, что вся транспортная цепочка, от заключения контракта до сопровождения груза, как правило, сосредоточена в руках одной логистической компании, что исключает такие негативные моменты, как пересортицу товаров на консолидационных складах и задержки с таможенным оформлением. Составление транспортной/таможенной сопроводительной документации в этом случае также не вызывает сложностей, поскольку распространяется на всю партию товара.
Примерная стоимость доставки генерального груза из порта Пусан в РФ через порты Восточный/Владивосток:
Город назначения | Стоимость доставки при таможенном оформлении в порту, $ | Стоимость доставки при таможенном оформлении на станции назначения, $ | ||
20-футовый контейнер | 40-футовый контейнер | 20-футовый контейнер | 40-футовый контейнер | |
Красноярск | 2250 | 5000 | 2920 | 4800 |
Новосибирск | 2350 | 4560 | 2980 | 4895 |
Москва | 2625 | 4820 | 3220 | 5060 |
Санкт-Петербург | 2700 | 5420 | 3290 | 5650 |
Омск | 2790 | 5680 | 3360 | 5695 |
Екатеринбург | 2850 | 5150 | 3400 | 5425 |
Самара | 2930 | 5850 | 3470 | 5990 |
Пермь | 3000 | 5045 | 3535 | 5340 |
Челябинск | 3045 | 5650 | 3570 | 5825 |
Уфа | 3450 | 4910 | 3890 | 6050 |
Нижний Новгород | 3450 | 5120 | 3890 | 6220 |
Казань | 3660 | 5295 | 4080 | 6345 |
Ростов-на-Дону | 3855 | 5645 | 4240 | 6655 |
Волгоград | 3920 | 5375 | 4300 | 6185 |
Воронеж | 3970 | 5185 | 4340 | 5175 |
Здесь стоимость перевозки коррелирует с расстоянием не столь заметно, как при транспортировке сборных грузов.
Авиаперевозки из Южной Кореи
Как уже отмечалось, автомобильные грузоперевозки из Южной Кореи в Россию исключены из-за невозможности транзита по территории КНДР, поэтому остаются два способа осуществления доставки товаров – воздухом и морем. С точки зрения длительности поставок, эти способы являются диаметрально противоположными: морской путь считается самым протяжённым во времени среди всех возможных методов осуществления грузоперевозок, авиаперевозки – наиболее оперативный способ, особенно в случае доставки груза на средние, большие и сверхдальние расстояния. Поэтому в тех случаях, когда временной фактор является критичным, выбирают перевозку грузов из Кореи авиатранспортом. Особо срочные грузы доставляются самолётом за 2 – 3 дня, регулярные – за 3 – 5 дней.
Что касается стоимости, то на неё влияют такие факторы, как масса партии товара, класс опасности, габариты. В стоимость авиаперевозок включается:
- плата за бронирование мест для груза;
- топливный сбор;
- плата за оформление авиационной накладной;
- стоимость авиафрахта;
- сбор за безопасность.
Такие услуги, как доставка груза в аэропорт, доставка от аэропорта к месту назначения, стоимость выполнения погрузки/разгрузки, таможенная очистка товара, складское хранение в стоимость авиаперевозок не включаются. Приводим примерные тарифы стоимости доставки грузов самолётом в Москву из аэропортов Южной Кореи:
- из Пусана – от 3,4 доллара/кг.;
- из Сеула – от 3,5 долларов/кг.;
- из Инчхона – от 3,9 долларов/кг.;
- из Масана – от 3,7 долларов/кг.
Авиаперевозки из Кореи осуществляются регулярными грузовыми/грузопассажирскими рейсами. В большинстве случаев отправка происходит из крупнейшего аэропорта страны – Инчхон. Кроме Пулковского аэропорта, транспортировка грузов может осуществляться и транзитом, через прибалтийские станы или Финляндию, где происходит перегрузка товаров на авиарейсы, идущие в города РФ.
Отметим, что в последнее время этот способ грузоперевозок приобретает всё большую популярность, во многом благодаря тому, что цены на морские перевозки вместе с совокупными расходами растут более быстрыми темпами. К тому же бизнесмены, торгующие быстро обесценивающимся товаром (электроникой, бытовой техникой, сезонной одеждой, запчастями для автомобилей), понимают, что промедление с доставкой очередной партии товара даже на неделю может оказаться фатальным, выбирая более дорогой, но оперативный путь поставок. При весе партии груза менее 20 кг. авиаперевозки однозначно будут невыгодными, независимо от категории товара.
Особенность авиаперевозок – повышенные требования к упаковке груза, что объясняется объективными факторами (параметрами грузовых отделений самолётов), а также наличием стандартов и технических условий, предъявляемых разными авиакомпаниями. Необходимо также учитывать особые требования, предъявляемые к перевозке скоропортящихся и опасных товаров, что может сказаться на стоимости грузоперевозок.
Морские контейнерные поставки из Южной Кореи
В настоящее время для большинства стран, торгующих с Кореей (включая Россию) морские перевозки являются превалирующими. В стране имеется пять крупных международных портов – Чинхэ, Пусан, Инчхон, Сокчхо, Кунсан, Пхохан, Масан, Кванъян, Мокпхо, Тонхэ, Йосу, Ульсан. С российской стороны доставка из Южной Кореи практикуется в порты Владивостока, Находки (из-за небольшого расстояния это самые востребованные маршруты), Санкт-Петербурга и Луги (балтийское направление). В акваторию Чёрного моря доставка не практикуется из-за большой длительности и повышенной стоимости.
Зато часто используется трансшипмент через порты Западной Европы (Гамбург, Антверпен, Киль, Роттердам, Бремен), Прибалтики (Таллинн, Клайпеда, Рига) и Скандинавии (Турку, Котка, Хельсинки). Здесь груз перегружается либо на суда, идущие в российские порты, либо на автотранспорт. В качестве альтернативы часто используются паромные и фидерные транспортные линии, достаточно распространённые в Балтике, как и сервисы Short Sea. Доставка железной дорогой используется только при грузоперевозках из дальневосточных портов в европейскую часть России через Транссибирскую магистраль.
Кроме низкой стоимости, контейнерная перевозка товаров (в частности, морским транспортом), обладает следующими достоинствами:
- стандартные размеры контейнеров позволяют использовать дефицитное пространство транспортного средства с максимальной эффективностью;
- имеется возможность доставлять практически любые грузы (разумеется, в соответствии с международными правилами перевозок контейнеров);
- контейнерные перевозки наиболее полно соответствуют распространённым мультимодальным трансконтинентальным алгоритмам и схемам, предоставляющим возможность исключения перевалки грузов при смене типа используемого транспортного средства;
- доставка с использованием современных контейнеров гарантирует максимальную сохранность и безопасность перевозимых товаров;
- контейнерные грузоперевозки позволяют осуществлять мониторинг местонахождения груза в каждый момент времени;
- такой способ доставки товаров снижает её себестоимость для покупателя, уменьшает транспортные расходы, экономит время при осуществлении погрузочно-разгрузочных мероприятий.
Транспортировка грузов из Кореи в Россию морским путём осуществляется с использованием универсальных/специализированных контейнеров разных размеров (20/30/40-футовых) всех современных типов – DV/DC, HT/HC, GP, OT, RC, FR.
При этом не имеет значения, перевозится сборный или генеральный груз. В большинстве случаев компания, фрахтующая судно, арендует контейнеры для перевозки. В её обязанности входят проверка их технического состояния, а также возврат контейнеров их владельцам (пустых или гружёных новым товаром).
Региональный центр лицензирования и сертификации https://rclicense.ru/