Имея выход к морю и находясь на стыке международных грузовых потоков, Латвия с древних времён считалась одним из важных транзитных регионов для международной торговли. Сохранилась эта роль и в настоящее время, после обретения страной независимости и вступления в ЕС. Сегодня через территорию страны проходят многие транспортные коридоры европейского значения, соединяющие Старый Свет с Россией, а через неё – с государствами СНГ и азиатскими странами. Транспортная инфраструктура предоставляет возможности осуществлять грузоперевозки любым доступным способом: морем, по воздуху, автотранспортом или посредством использования железнодорожных поставок.
Являясь небольшой по площади страной с ограниченными природными ресурсами, Латвия старается восполнить их дефицит развитием других отраслей экономики, в частности – логистики и транспортных услуг. В общей структуре ВВП Латвии на долю транспортных перевозок и логистической составляющей приходится около 9%, что является весомым показателем. Примерно такой же процент населения занят в сфере транспортных перевозок (внутренних и международных) и обслуживания транзитных грузопотоков. В 2017 году суммарный грузооборот контейнерных морских перевозок превысил 60 миллионов тонн, демонстрируя в целом положительную динамику. Доля авиаперевозок существенно меньше, в отличие от железнодорожных и автоперевозок.
Благодаря удобному и выгодному географическому положению грузоперевозки в Латвию остаются приоритетной сферой бизнеса для большого количества логистических и транспортных компаний, в том числе международных. Большинство населения владеет русским языком, что облегчает налаживание деловых контактов.
Хотя структура товарооборота между РФ и Латвией невысока, эта прибалтийская страна является важным транспортным транзитным центром, позволяющим более эффективно торговать со странами Еврозоны.
Особенности грузоперевозок между Латвией и Россией
К сожалению, динамика товарооборота между странами в последние годы демонстрирует снижение. В частности, в 2016 году суммарный показатель торговли снизился на 30%, составив порядка 5.2 миллиардов долларов. При этом латвийский импорт в Россию (0.34 миллиарда долларов) существенно уступает экспорту (4.8 миллиарда), что и обуславливает приоритетную направленность грузоперевозок между Россией и Латвией. Среди наиболее востребованных латвийских товаров, поставленных в РФ в 2016 году, стоит отметить:
- продукция химпрома, на долю которой пришлось 34% суммарного объёма грузоперевозок в Россию (прежде всего – фармацевтических товаров с долей 14.8%);
- на втором месте – машины, станки, транспортные средства и промышленное оборудование – 31%, из которых на долю бытовой техники пришлось 28%);
- сельхозсырьё и продовольствие – 8% (из которых 4% пришлось на готовые мясные и рыбные продукты);
- на долю российских поставок металлов и металлических изделий пришлось 8% латвийского экспорта;
- 5% пришлось на поставки в Россию продукции целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности (картон, бумага, изделия из бумаги, древесный уголь, древесина);
- пластмасса и пластмассовые изделия – 5.5%;
- продукция лёгкой промышленности – 4.5%;
- живые растения (деревья, корни, луковицы, декоративные растения, цветы) – 3.5%;
- драгметаллы, жемчуг, драгоценные/полудрагоценные камни – 2%;
- печатная продукция – 2%.
В структуре российского экспорта в Латвию преобладали следующие товарные позиции:
- минеральные продукты (природный газ, углеводородное топливо, сырая нефть и продукты её перегонки, минеральные воски, битумосодержащие материалы) – 78% российского экспорта;
- сельхозсырьё и продовольствие (включая корма для животных, отходы пищепрома, злаковые культуры) – 6%;
- металлы, металлические изделия – 5%, из которых 1.5% пришлось на чёрные металлы;
- продукция химпрома – 4.5% (удобрения – 2%, химическая органика – 0.5%, резинотехнические изделия – 0.3%);
- продукция целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности – 3%;
- машины, станки, транспортные средства и промышленное оборудование – 2%.
Преобладающим способом грузоперевозок между странами являются поставки автомобильным транспортом, при этом из-за близости расположения (немногим более 570 км. от Риги) основной грузопоток – это доставка грузов из Латвии в Санкт-Петербург и наоборот. Значительная часть транзитных грузов доставляется в Латвию морем, немалая доля приходится на паромные перевозки (основное направление – из Травемюнде или Любека в Ригу, Лиепаю или Вентспилс). При грузоперевозках на северном направлении таможенные процедуры оформляются на Балтийской таможне (морские перевозки) или Санкт-Петербургской и Балтийской таможнях (автоперевозки).
Доставка грузов из Латвии автотранспортом
Латвия, как и другие прибалтийские государства, вступила в ЕС относительно недавно, поэтому транспортная инфраструктура здесь ещё не полностью соответствует западноевропейским стандартам. Тем не менее, через территорию страны проходит важный панъевропейский транспортный коридор Е67 (вернее, его северная ветка Via-Baltica), протянувшийся с севера на юг и соединяющий в единую транспортную артерию Хельсинки, Таллинн, Каунас, Ригу, Варшаву, Калининград, Гданьск. Ввиду относительно небольших расстояний между Латвией и северными и центральными европейскими регионами России чистое (транзитное) время доставки груза автотранспортом составляет порядка 1 – 2 дней, однако, реальное время намного больше, поскольку на сроки поставок влияет немалое количество сопутствующих международным грузоперевозкам факторы:
- в случае отправки сборного груза – консолидация партии (на формирование одного 20-футового контейнера уходит до трёх дней);
- затраты на оформление разрешительной, транзитной, сопроводительной и иной необходимой документации;
- в случае перевозок негабаритного/опасного груза много времени уходит на поиск подходящего спецтранспорта.
В частности, средние сроки грузоперевозок Рига – Москва составляют 3 – 4 дня при поставках генеральных грузов и 5 – 7 дней – для сборных грузов. Автотранспортом из Латвии поставляются как генеральные, так и сборные грузы. Наиболее распространёнными являются контейнерные перевозки с использование универсальных контейнерах линий. Если требуются очень большие объёмы поставок, железнодорожные перевозки могут оказаться более рентабельными.
Морские перевозки из Латвии
В силу ряда причин в Латвии все три незамерзающих порта заняты преимущественно транзитной обработкой грузов. При этом портовые причалы Вентспилса и Риги имеют статус свободных портов, а в Лиепае – в рамках СЭЗ, что предоставляет компаниям, работающим в портах, определённые преференции. Стратегическое географическое положение латвийских портов обеспечивает их постоянную загрузку, прежде всего – углеводородами и их производными. Большое количество малых латвийских портов специализируется на обработке даров моря и древесины (Юрмала, Салацгрива, Скулте, Энгуре и ряд других). Доставка грузов морем из Латвии в СПб – достаточно востребованный и один из самых бюджетных способов транспортировки большого спектра товаров по данному направлению.
Большая часть грузов отправляется из Рижского порта, который расположен ближе всего к российским морским границам. Таможенное оформление грузов осуществляется на пунктах пропуска Балтийской таможни. Современные методы осмотра без вскрытия контейнеров существенно сокращают сроки поставок товаров морем. Хотя Латвия, в отличие от Литвы, имеет общую сухопутную границу с Россией, сборные контейнерные морские перевозки из Риги остаются выгодным вариантом доставки обширного ассортимента товаров – электротехники, промышленного оборудования, древесины, одежды/обуви, фармацевтической продукции. Значительная часть таких поставок – транзитная, предназначенная для доставки в страны Азии через российскую территорию.
Железнодорожные перевозки из Латвии
Латвии в наследство от СССР досталась достаточно разветвлённая сеть железнодорожный путей. На сегодня она является вполне работоспособной, что позволяет осуществлять поставки грузов по любому маршруту в пределах железнодорожной системы государств-участников СНГ. С точки зрения поставок на Дальний Восток через Транссибирскую магистраль – это самый оптимальный способ грузоперевозок. Основной поток товаров, поставляемых в Россию железнодорожным транспортом, комплектуется в портах Лиепаи, Риги и Вентспилса, которые являются крупными североевропейскими транзитными пунктами. В 2016 году на долю грузоперевозок железной дорогой в совокупном латвийском грузопотоке пришлось 48%, причём львиная доля из них (98%) – транзитные или международные перевозки. В количественном выражении это порядка 50 миллионов тонн груза.
В структуре ж/д перевозок преобладают крупногабаритные, скоропортящиеся, тяжеловесные, опасные грузы, промышленное оборудование, насыпные и контейнерные товары и материалы, которые перевозятся в вагонах/полувагонах, цистернах, платформах. Основные железнодорожные станции, из которых осуществляются перевозки – крупные латвийские города: Рига, Даугавпилс, Елгава, Лиепая, Вентспилс, Юрмала. В структуре транзитных грузов преобладают мультимодальные поставки с погрузкой в портах Риги, Лиепаи, Даугавпилса, Вентспилса.
В случае грузоперевозок Рига – Санкт-Петербург растаможивание товаров осуществляется на постах Балтийской/Санкт-Петербургской таможни, на других маршрутах таможенное обнуление осуществляется на внутренних таможнях. В отличие от большинства других европейских стран, ширина колеи в Латвии соответствует постсоветским стандартам – 1520 мм., что минимизирует проблемы с поставками железнодорожным транспортом.
Авиаперевозки из Латвии в Россию
Хотя воздушная доставка грузов менее распространена в силу дороговизны, этот способ остаётся безальтернативным при необходимости осуществления срочных поставок небольших партий груза практически на любые расстояния. В Латвии действует 2 международных аэропорта:
- МА «Рига»;
- Лиепайский МА.
Рижский аэропорт считается самым перспективным на территории государств прибалтийского сообщества. Будучи признанным международным хабом, Латвия принимает огромное количество транзитных грузов, ощутимая часть которых попадает в страну воздушным путём. В Россию перевозки грузовым авиатранспортом используются для доставки скоропортящихся, негабаритных, сборных грузов, а также товаров, требующих особых условий транспортировки. Кроме собственно погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки, в состав авиаперевозок входят следующие услуги:
- доставка партии товара с пункта складирования в грузовой терминал латвийского аэропорта;
- сбор пакета документов, требуемого в случае международной перевозки авиатранспортом;
- таможенная очистка авиагруза;
- оформление страховки на весь или частичный ассортимент перевозимого товара;
- в случае необходимости – временное размещение партии товара на складе.
Стоимость доставки авиатранспортом зависит от множества факторов:
- характеристики самого груза (класса опасности, занимаемого объёма и веса);
- величины топливного сбора;
- суммы сборов за безопасность и тарифов на авиафрахт;
- стоимости оформления сопроводительных документов (авианакладной);
- величины сбора за бронирование.
В зависимости от первого пункта на конечную стоимость авиаперевозок могут влиять и менее значимые параметры (стоимость доставки до аэропорта в случае перевозок особых грузов, траты на выполнение погрузочно-разгрузочных мероприятий, расходы на временное складское хранение, стоимость таможенного оформления товара).
Нюансы доставки грузов из Росси в Латвию
Несмотря на наличие общей сухопутной границы, грузоперевозки по направлению РФ – Латвия (как и в другие страны ЕС) – дело достаточно хлопотное. В отличие от внутренних перевозок, требующих наличия договора и пакета сопроводительных документов, международные поставки товаров требуют выполнения большого количества дополнительных действий.
В частности, многие грузоотправители без опыта работы по латвийскому направлению вряд ли догадываются о том, что на протяжении 90 календарных дней после факта отгрузки, зафиксированного в сопроводительных документах, им необходимо подтвердить (и тоже документально) факт вывоза партии товара за пределы Российской Федерации. Именно этот документ для налоговых органов является доказательством того, что вы имеете право применять на практике нулевую ставку и ряд других налоговых вычетов, полагающихся в соответствии с действующим законодательством. Кроме этого, в налоговый орган по месту регистрации грузоотправителя необходимо предоставить следующие документы:
- копию договора на поставки груза, заключённого с латвийской компанией;
- копии большей части транспортной документации, доказывающей факт осуществления грузоперевозок;
- копию банковской выписки, подтверждающей факт поступление указанной в ТТН сумм денег от латвийского клиента;
- справки, подтверждающие уплату косвенных налогов и сборов.
Следует упомянуть также другую необходимую документацию, которая потребуется при осуществлении международных перевозок товара.
Как правило, даже грамотный юрист вряд ли силён в особенностях и нюансах международных поставок (если ваша компания не специализируется на этом, то есть такие контракты носят периодический характер). Поэтому, чтобы избежать ошибок, которые обойдутся вам дополнительными расходами и срывом договорных сроков, обычно в таких случаях прибегают к услугам логистических компаний, предлагающих решение большинства проблем, связанных с экспортом в Латвию:
- помощь в подготовке необходимой документации:
- таможенная очистка;
- разработка оптимального по соотношению стоимость/сроки маршрута;
- оперативное декларирование перевозимых товаров;
- сопровождение груза;
- страхование;
- выбор транспортного средства, в полной мере отвечающего характеристикам перевозимого груза.
Для оформления экспорта товара на территорию Латвии необходим следующий пакет документов:
- заверенные печатью копии учредительных документов фирмы, заключившей договор на экспорт партии товара;
- оригинал вместе с двумя копиями договора, в котором должны содержаться подробные сведения о самом товаре, его стоимости, условиях поставок способах и сроках оплаты и транспортировки;
- оригинал и копии паспорта сделки установленного образца;
- ТТН или счёт-фактура вместе с 6-ью копиями (в этом документе должна быть перечислена вся номенклатура поставки вместе с количественными и стоимостными показателями, данными о сроках оплаты с отсылками к соответствующим пунктам договора, информация о массе груза и количестве мест, о типе и количестве используемой упаковки);
- документы, максимально характеризующие качественные характеристика поставляемых товаров (лицензии, сертификаты, другие документы, предоставляющие сведения о происхождении груза и его назначении);
- транспортная документация, подтверждающая наличие разрешения на экспорт товара;
- оригинал и копию договора с фирмой-перевозчиком, копию паспорта перевозчика.
Этот перечень может быть изменён и дополнен в зависимости от характера перевозимого груза.
Автомобильные перевозки в Латвию осуществляются с использованием двух распространённых способов:
- Генеральные перевозки предполагают использованного одного или нескольких транспортных средств, загружаемых однотипным товаром на территории одного складского комплекса. Такие поставки несколько дороже сборных грузов, но и намного оперативнее – с учётом погрузочно-разгрузочных мероприятий и таможенного оформления доставка в любой город Латвии осуществляется примерно за неделю.
- Перевозки сборных грузов в Латвию предполагают предварительную консолидацию партии товара, что может занять от 2 до 5 дней. Это самый дешёвый способ экспорта в Латвию небольших партий груза, но и длительность его в силу указанных выше причин примерно вдвое больше – до двух недель.
Если говорить о структуре российского экспорта в Латвию, то здесь преобладают товары, представляющие сырьевую группу – своих полезных ископаемых в маленькой Латвии практически нет, поэтому промышленность этой страны нуждается в российском топливе, нефтепродуктах и другом сырье. Доля российских товаров в структуре латвийского импорта колеблется в пределах 8 – 15%, что позволяет с уверенностью причислять Россию к числу основных торговых партнёров этого прибалтийского государства. Если исключить сырьевую группу, то высоким спросом в Латвии пользуется такая российская продукция, как злаковые, животные корма, минеральные удобрения, продукты переработки и отходы пищевой отрасли, древесина, чёрные/цветные металлы и изделия, каучук и резинотехнические изделия, уголь, продукция химпрома.
Наличие в Латвии большого количества логистических терминалов активно используется российскими бизнесменами для транзита товаров в страны Евросоюза, причём основным способом перевалки грузов до Латвии является именно автотранспорт. Несмотря на политическую нестабильность, сопровождающую взаимоотношения двух стран с момента распада СССР, торгово-экономические связи остаются достаточно крепкими, хотя их структура также подвержена постоянной динамике. Автомобильные грузоперевозки Россия – Латвия предоставляют возможность минимизировать транспортные издержки при удовлетворительных сроках поставок ввиду относительно небольших расстояний между экономически наиболее активными регионами государств.
Сроки и стоимость перевозок между Латвией и Россией
И тот и другой показатели зависят от множества прямых и второстепенных факторов, поэтому о конкретных цифрах говорить сложно. Тем не менее, имеются среднестатистические данные о стоимости доставки грузов автомобильным транспортом между Латвией и Россией, которая, учитывая тарифы таможенного оформления товара и стоимость таможенных сборов и пошлин, начинается с 2 евро за килограмм груза (цена указана для доставки груза из Латвии в РФ). Основным «раздражителем» цен является вес пересылаемой партии товара, поэтому приводим приблизительную градацию стоимости в зависимости от массы груза:
- 0 – 100 килограмм – от 4.00 евро за единицу веса;
- 100 – 500 килограмм – от 3.00 евро/кг;
- 500 – 5000 килограмм – 2.00 евро/кг.
Отметим, что это ориентировочные цифры, особенно для небольших по весу партий товара, на стоимость доставки которых большое влияние оказывают такие статьи, как логистические расходы и траты на складирование. На ценообразование влияют и другие факторы: тип груза, совокупная стоимость партии товара, схема грузоперевозок с учётом движения транспорта по платным автотрассам, таможенные пошлины, различающиеся для разных товарных групп, а также вид используемого для грузоперевозок транспорта.
Волатильность сроков поставок гораздо меньше, как и количество факторов, влияющих на данный показатель. Главным из них является вид транспортного средства, используемого при грузоперевозках, а также расстояние между начальным и конечным пунктами. Так, автоперевозки в Санкт-Петербург, учитывая время, затрачиваемое на таможенную очистку, в среднем осуществляются за 5 дней, при доставке грузов из любого города Латвии в Москву потребуется уже около 7 дней.
Если необходима высокая срочность и поблизости от пункта назначения имеется аэропорт, обслуживающий рейсы в Ригу, авиаперевозки будут оптимальным вариантом осуществления таких поставок. Но и при использовании автомобильного транспорта можно добиться заметного уменьшения сроков поставок:
- благодаря использованию собственных ТС;
- при выборе перевозчика, имеющего свои складские площади;
- при использовании услуг логистических фирм, позволяющих сократить время на оформление необходимой документации и выбирающих оптимальный с точки зрения загруженности маршрут движения.
Водогазопроводные трубы (ВГП) считаются одним из распространенных и активно используемой продукцией металлопроката. Изделия отличаются толщиной металла и диаметром. Одними из востребованных размеров труб являются: ВГП 15, ВГП 20, ВГП 25 здесь