Литва – небольшое государство, расположенное в Восточной Европе, граничащее с Латвией, Россией, Польшей и Беларусью. Общие границы с Россией имеет только на юго-западе, с Калининградской областью (протяжённостью 330 километров). На западе Литва выходит к Балтийскому морю. Выгодное географическое расположение (на стыке Западной и Восточной Европы) является основной причиной того, что по территории страны проходят несколько транспортных коридоров, имеющих общеевропейское значение. Один из них, Via Baltica (Е67, Рига – Прага), имеет ветку в направлении Калининградской области. Панъевропейский транспортный маршрут № 9 имеет в Литве два ответвления: по маршруту Клайпеда – Мядининкай (через Вильнюс и Каунас) и Каунас – Калининград (через Кибартай и Мариямполе). Благодаря этому Литва считается исключительно благоприятной страной в плане транзитных грузоперевозок по меридиальному (Север – Юг) и широтному (Восток – Запад) направлениям.
Поскольку Литва – государство, входящее в Евросоюз, сухопутные грузоперевозки между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации осуществляются в соответствии с правовыми нормами, действующими в ЕС. Литва бедна на природные ресурсы, поэтому её импорт носит преимущественно сырьевой характер (углеводороды, аммиак, руды металлов, комплексные удобрения). Экспортирует страна автомобили, продукты питания, продукцию деревообрабатывающей и лёгкой промышленности.
С Россией страна поддерживает давние экономические связи, поэтому грузоперевозки из Литвы в РФ и в обратном направлении весьма востребованы. Учитывая тот факт, что Литва занимает выгодное транзитное расположение и является одним из ключевых буферных государств между Западом и Востоком, её значение в качестве основного европейского транспортного коридора будет только возрастать. Именно здесь расположен самый крупный порт Балтийского моря (в Клайпеде), а качество латвийских дорог ни в чём не уступает западноевропейским стандартам, что упрощает прохождение через территорию страны полноразмерных фур, рефрижераторов и консолидированных грузов.
Специфика грузоперевозок по направлению Литва – Россия
Суммарная протяжённость литовских автотрасс государственного значения превышает 21 тысячу километров, из которых на трассы международного значения приходится 1700 километров. Отсутствие общих границ с Россией на восточном направлении предполагает, что прямые грузоперевозки между двумя странами, а также международные перевозки в Литву транзитом в Калининградскую область и Западную Европу осуществляются через Латвию или Беларусь.
Латвийский транспортный коридор Вильнюс – Москва (маршрут Е22) пролегает через Даугавпилс, а его протяжённость составляет 960 километров (среднее время прохождения маршрута – 11 часов 30 минут). Через территорию Польши пролегает два транзитных коридора: М1 (через Минск и Смоленск) протяжённостью 870 километров (время в пути – 10 часов 20 минут) и А130, совпадающий на участке до Минска, а дальше проходящий южнее (через Могилёв), протяжённость которого – 945 километров (12 часов 20 минут в пути).
Для проезда по территории Литвы потребуются виза с загранпаспортом, страховой полис автовладельцы ТС, ВУ международного образца, документ о регистрации ТС и прохождении техосмотра, ТТН и пакет разрешительных документов на груз.
При составлении маршрута следования необходимо учитывать, что в Литве имеется множество участков дорог с платным проездом, а также существуют ограничения по грузоподъёмности транспортного средства. Кроме того, существуют тарифы сборов за проезд литовских трасс магистрального значения грузовым транспортом, размер которых (в евро) коррелирует с максимально допустимой массой ТС:
Полная масса ТС | На год | На месяц | На неделю | На сутки | |||
Евро 0-III | Евро IV-V | Евро 0-III | Евро IV-V | Евро 0-III | Евро IV-V | ||
3.5-12 т | 752 | 550 | 75 | 50 | 35 | 25 | 11 |
Свыше 12 т | 1070 | 752 | 105 | 75 | 50 | 35 | 11 |
Транспортные сборы в Литве взимаются при проезде по следующим автомагистралям, относящимся к трассам высшей категории (в скобках указывается начальный и конечный платный участок магистрали):
- Вильнюс – Клайпеда через Каунас (А1, 10.00 – 303.75 км.);
- Вильнюс – Паневежис через Укмерге (А2, 12.00 – 132.75 км.);
- Вильнюс – Минск (6.60 – 32.95 км., А3);
- Вильнюс – Гродно через Варена (15.50 – 133.95 км., А4);
- Каунас – Сувалки через Мариямполе (0.25 – 97.05 км., А5);
- Каунас – Даугавпилс через Зарасай (6.00 – 185.45 км., А6);
- Мариямполе – Калининград через Кибартай (2.00 – 42.20 км., А7);
- Паневежис – Ситкунай через Ариставу (7.55 – 87.85 км., А8);
- Паневежис – Шауляй (5.00 – 75.70 км., А9);
- Паневежис – Рига через Пасвалис (4.55 – 66.10 км., А10);
- Шауляй – Паланга (2.63 – 146.40 км., А11);
- Рига – Калининград через Шауляй (0.00 – 49.75 км.; 59.45 – 186.10 км., А12);
- Клайпеда – Лиепая (11.00 – 24.75 км.; 26.10 – 45.18 км., А13);
- Вильнюс – Утена (10.66 – 95.61 км., А14);
- Вильнюс – Лида (10.63 – 49.21 км., А15);
- Вильнюс – Мариямполе через Приенай (15.51 – 135.45 км., А16).
В 2017 году доставка товаров из Литвы структурно не изменилась по отношению к 2016 году. Наиболее востребованными товарами, поставляемыми в Литву из России, являются следующие категории:
- минеральное сырьё (прежде всего – нефть, газ, нефтепродукты), доля которого в совокупном объёме латвийского экспорта составила 65%;
- продукция химпрома, занявшая в структуре импорта второе место с показателем 11%;
- металлопрокат, металлические изделия – 6%;
- сельскохозяйственные продукты, включая продукты питания – 6%;
- машины, станки, автотранспорт, промышленное оборудование – 4%;
- продукция целлюлозно-бумажной, лесной и деревообрабатывающей промышленности – 3.5%.
Больше всего грузоперевозок из Литвы в Россию пришлось на следующие категории товаров:
- машины, станки, автотранспорт, промышленное оборудование (преимущественно это легковые машины из Западной Европы) – 32% от суммарного импорта Литвы в РФ;
- на продукцию химпрома пришлось около 20% грузоперевозок по направлению Литва – Россия;
- активно поставлялась в РФ и сельскохозяйственная продукция вместе с товарами продовольственной группы – 18%;
- на продукцию целлюлозно-бумажной, лесной и деревообрабатывающей промышленности пришлось 8% литовского импорта;
- на пятом месте в структуре поставок товаров в Россию – продукция лёгкой промышленности (одежда, текстиль, обувь) – 7%;
- на долю поставок металлопроката и металлических изделий пришлось 6% всего литовско-российского импорта.
Через границу Литвы можно перевозить все товары, разрешённые правилами грузоперевозок по Евросоюзу, при этом особые требования предъявляются к провозу домашних животных (требуется наличие европейского ветеринарного сертификата).
Авиаперевозки из Литвы
Грузоперевозки воздушным транспортом – самый дорогой способ доставки, поэтому им пользуются в тех случаях, когда требуется перевезти скоропортящиеся грузы, или необходима срочность, недостижимая другими способами транспортировки. В Литве авиарейсы отправляются из Паланги (в Москву, Санкт-Петербург) и Вильнюса (в Казань, Москву, Екатеринбург, Краснодар, Санкт-Петербург). Длительность авиаперевозок из Литвы может колебаться от одного до семи дней (если авиаперевозка осуществляется транзитным рейсом). Большинство перевозчиков включают в перечень предоставляемых при авиаперевозках услуг следующие пункты:
- доставку груза от места складирования в аэропорт;
- транспортировку груза из аэропорта к месту разгрузки;
- помощь в оформлении пакета документов (таможенных, экспедиционных, транспортных, экспортных);
- страхование, перевалка, сопровождение грузов.
Стоимость доставки груза самолётом зависит как от характеристик самого груза (класс опасности, габариты и вес), так и от дополнительных факторов – авиафрахта, сборов (топливного, за оформление документов, безопасность, бронирование мест).
Автоперевозки из Литвы
В структуре поставок грузов по направлению Литва – Россия автоперевозки уверенно занимают первое место. Отсутствие общей границы между странами (Калининградскую область в расчёт можно не принимать), безусловно, сказывается на стоимости доставки грузов из Литвы в Россию и наоборот, как и необходимость соблюдать нормативы ЕС, касающиеся грузоперевозок. Но в целом ситуация остается достаточно стабильной и предсказуемой для среднего и мелкого бизнеса.
По стоимости это безальтернативный вариант, сроки доставки грузов автомобильным транспортом в европейскую часть России также вполне приемлемы. А если требуется перевозка негабаритных грузов, то сегодня такую возможность предоставляют специализированные транспортные средства, при этом логистическая часть задачи усложняется требованиями подбора оптимального маршрута. Выбор опытного перевозчика решает большинство существующих проблем, при этом желательно добиться наиболее благоприятного соотношения сроков поставок к их стоимости.
Перевозка сборных грузов
Доля экспорта Литвы в Россию составляет почти 20%, поэтому наша страна является одним из основных торговых партнёров. Развитию партнёрских связей в сфере грузоперевозок между РФ и Литвой способствуют следующие обстоятельства:
- относительно небольшое расстояние между странами;
- наличие свыше 300 километров общей границы на западном направлении;
- хорошо развитая логистическая составляющая и транспортная инфраструктура;
- возможность выгодного товарооборота по большому ассортименту товарных позиций.
В силу наличия на территории обеих стран консолидационных складов сборные грузы из Литвы являются весьма популярным способом грузоперевозок. Положительную роль в этом играют и компактность территории прибалтийского государства, и наличие крупного порта, что позволяет достаточно быстро формировать сборные контейнерные грузы для их доставки в северном направлении.
Грузоперевозки по маршруту Москва – Литва
Расстояние между Москвой и литовской столицей по прямой – около 700 километров. По современным меркам это совсем немного, и если бы не таможенные и иные бюрократические барьеры, доставка грузов и с помощью авиаперевозок, и наземным транспортом занимала бы менее одного дня. Собственно, в настоящее время именно это направление и является наиболее популярным и востребованным в структуре грузоперевозок в Литву из России и в обратном направлении. Вариант авиаперевозок достаточно дорогой и используется преимущественно для срочных поставок относительно небольших партий груза. Наличие прямого авиасообщения, тем не менее, делает этот способ вполне приемлемым.
Автоперевозки Литва – Москва рекомендуется, если предполагается поставка средних и крупных партий товара, а также при перевозках сборных грузов. Протяжённость трёх разных маршрутов (через Латвию и Белоруссию) примерно одинакова, не сильно отличаются и тарифы, хотя Беларусь и не является членом Евросоюза, входя в таможенное пространство СНГ. Средние сроки поставок по данному направлению наземным транспортом – от трёх до семи дней, что по меркам современного бизнеса вполне приемлемо.
Лист металллический из нержавеющей стали – это широко распространенная и крайне востребованная на нашем рынке металлопродукция. Изготавливается он из марок стали, с добавлением хрома, никеля и других металлов, которые отличают его высокой коррозионной стойкостью и регламентируются ГОСТ вот здесь