Нынешняя ситуация, которая сложилась между Украиной и Россией, действительно довольно сложная. Но всегда можно найти выход. Для этого требуется грамотно продумать все шаги, направленные на нормализацию взаимоотношений. Хотя в политическом плане всё обстоит далеко не идеально, грузовые перевозки продолжают осуществляться между двумя государствами. Здесь есть свои сложности, особенности и нюансы, которые следует обязательно учитывать. Только так грузоперевозку из Украины в Россию можно выполнить в рамках действующего закона, несмотря на некоторые запреты и ограничения. Лучшим решением является сотрудничество с транспортными компаниями, которые детально изучили возможные лазейки и способы, позволяющие беспрепятственно перевезти украинскую продукцию в Россию, либо же направить транспорт по обратному маршруту.
Особенности
Начиная с 2014 года, грузооборот между Россией и Украиной оброс дополнительными сложностями. Это обусловлено в основном политическими вопросами, которые негативно влияют на простых граждан двух стран и непосредственно на самих предпринимателей. Ведь до всего этого они активно и без особых проблем осуществляли грузоперевозки. Но сам факт изменения ситуации не отменил полностью всех грузоперевозок, связывающих Россию с Украиной. Многие компании продолжают тесно сотрудничать, а потому для таких целей требуются услуги профессиональных транспортных организаций. В России и Украине работает множество грузоперевозчиков, готовых помочь в доставке товара из одного государства в другое.
Проблемы также коснулись вопроса транзитных грузоперевозок. В основном теперь приходится искать обходные пути, позволяющие не пересекать российско-украинские границы напрямую, а использовать альтернативные, более безопасные и беспроблемные таможенные пункты. В настоящее время специалисты, занимающиеся вопросами грузоперевозок между двумя соседними государствами, рекомендуют оформлять заказы заранее, чтобы иметь определённый резерв в размере минимум 2 – 3 дней. Это обусловлено не столько расстоянием между пунктом отправления и пунктом назначения груза, сколько политической и экономической ситуацией.
Отныне приходится применять новые методы для прохождения таможенного оформления, принимать и выгружать товары на предприятиях и промежуточных пунктах. На таможенную очистку в России может уходить до 5 дней. Но при сотрудничестве с опытными грузоперевозчиками, которые сумели адаптироваться под изменения условий транспортировки товаров после 2014 года, умеют находить выгодные решения, можно полностью законным путём сократить время, затрачиваемое на таможенные процедуры. Это не отменяет того факта, что при планировании маршрута всё равно следует учитывать вероятность задержки. Особенно это становится важным при необходимости срочно доставить товар из России в Украину, либо в обратном направлении.
Автомобильный транспорт
В вопросах усложнённой доставки из Украины в Россию наименее серьёзные изменения произошли именно в сфере автомобильных грузоперевозок. Как и прежде, множество грузовых машин курсируют между двумя странами. Одной из главных проблем доставки грузов автомобильным транспортом является низкое качество дорожного покрытия во многих регионах. Это вынуждает транспортные компании строить альтернативные маршруты, а более выгодные (в плане расстояния) схемы движения переводить на второй план. Плохие дороги становятся причиной:
- задержки груза;
- частичной утраты товара;
- потерь товарной стоимости;
- поломок транспортных средств;
- более частого ремонта машин;
- повышенного расхода топлива и пр.
Несмотря на эти факторы, автомобильное грузовое сообщение остаётся одним из наиболее выгодных способов транспортировки товаров из РФ на территорию Украины, также при перевозках грузов из Украины в Россию. Такая доставка актуальна, если расстояния имеют среднюю или малую протяжённость, а вес перевозимого груза не превышает 20 тонн. Если требуется доставить товар более крупной партией, тогда актуально использовать морской или железнодорожный вид транспорта.
Железнодорожная доставка
Где произошёл наиболее серьёзный обвал по объёмам грузоперевозок, так это в железнодорожной сфере. Количество поездов сократилось многократно, что негативно сказалось на экономической ситуации двух государств. Ранее объёмы грузоперевозок из Москвы в Киев и в других направлениях являлись наиболее крупными. Грузы регулярно перемещались вглубь России из Украины, а также следовали в страны Средней Азии. Начиная с 2016 года, в Москве были приняты жёсткие меры в отношении транзитных железнодорожных и автомобильных грузоперевозок с территории Украины, которые следовали в Киргизию и Казахстан. Одновременно с этим большинство транспортных компаний были вынуждены отказаться от перевозок между Киевом и Москвой.
Чтобы провезти транзитный груз, отныне украинцам приходится использовать белорусские границы. Так, они могут в обход попасть на территорию РФ, минуя все ограничения и санкции в отношении российско-украинских транзитных запретов. Чтобы контролировать весь перемещаемый по российским территориям украинский железнодорожный груз, начали использовать специальные навигационные электронные пломбы. Уже с 1 июля 2017 года эти пломбы применяются для всех автомобильных и железнодорожных составов, следующих транзитом через российские территории.
Несмотря на кажущуюся проблематику, на деле подобные нововведения позволили с лета 2017 года значительно ускорить процедуры таможенного оформления. А потому и общая скорость грузоперевозок увеличилась. Это правильный и рациональный шаг. Пусть он и не способен полностью восстановить торговые отношения между государствами, но подобные решения направлены на облегчение задач по грузоперевозкам для всех сторон.
Авиаперевозки
Клиенты также имеют возможность отправить грузы в Украину, используя авиационное сообщение. Здесь также есть свои сложности, но их куда меньше, чем в случае с автомобильными и железнодорожными грузоперевозками. При этом стоимость авиадоставки значительно выше, что подразумевает грамотное распределение возможностей и определения необходимости в использовании авиации для грузоперевозки. Если товар представляет высокую ценность, требует максимально срочной доставки из-за своих особенностей и характеристик, тогда самолёт действительно становится безальтернативно лучшим решением. При своих кажущихся недостатках, авиационный транспорт для грузоперевозок между Украиной и Россией имеет ряд преимуществ. А именно:
- высокая скорость;
- надёжность;
- безопасность;
- сохранность;
- минимальные риски аварий;
- несколько упрощённые процедуры таможенного оформления;
- комфорт для сопровождающих.
Многое зависит от маршрута и пункта назначения груза. В некоторых ситуациях рационально использовать мультимодальную схему грузоперевозок. Тогда после приземления самолётов дополнительно используется грузовой автотранспорт, позволяющий доставить товар непосредственно до дверей получателя.
Морские грузоперевозки
Нестабильная ситуация между Украиной и Россией наблюдается также в морском пространстве Чёрного и Азовского морей. Но всё равно есть определённые перспективы для развития такого способа доставки грузов в больших объёмах. В настоящее время выгодно использовать морское сообщение, если грузоотправитель и грузополучатель находятся в непосредственной близости от южных регионов своих государств. Начиная с 2018 года, украинским государственным регулятором были снижены размеры сборов, которые предусмотрены при заходе морского судна в украинский порт. Ставка снизилась сразу на 20%, что стало достаточно важным и значимым событием для осуществляемых грузоперевозок.
До падения размеров портовых сборов стоимость захода судна в украинские порты была в несколько раз выше, чем у соседствующих государств. Потому в настоящее время морские перевозки становятся более выгодными. Это касается не только торговых отношений между Украиной и Россией, но также и других государств, к которым есть выход через морские пути. Но в основном морской транспорт используются в составе мультимодальных перевозок. Довольно редко конечным получателем выступает непосредственно морской порт. Основная часть грузов перегружается на железнодорожные платформы или в вагоны для насыпных грузов, после чего следует к пункту назначения. Несколько реже применяют автомобильные виды транспорта, которые преимущественно перевозят контейнеры с товарами грузополучателей.
Сборные грузы
Принято считать, что перевозка в составе сборного груза очень выгодна для клиентов и рентабельна для самих транспортных компаний. Если говорить о грузоперевозках между Россией и странами Европы, либо Азии, то здесь действительно каждая из сторон может получить ряд преимуществ от сборных грузоперевозок. Но в настоящее время, учитывая сложные взаимоотношения между двумя государствами, отправку сборных грузов из Украины в Россию, как и в обратном направлении, осуществляют уже не так часто по сравнению с периодом до 2014 года.
При этом некоторые компании всё равно готовы выполнять такие заказы. Наибольшие проблемы доставляет процедура таможенного оформления. Из-за неё грузоперевозчики стараются брать сборные грузы не более чем 3 – 4 клиентов. Но и такие меры не позволяют решить проблему тщательного и длительного процесса проверки на таможенных постах. В некоторых случаях сборные грузы могут задерживаться на 5 – 7 дней. Всё зависит от конкретных обстоятельств и причин, по которым таможенная служба задерживает транспорт, перевозящий груз клиентов.
Потому получается, что сейчас полный фрахт зачастую оказывается более выгодным для клиентов. Сборные грузы актуально использовать тогда, когда отсутствует повышенная срочность в доставке, товар не относится к категории скоропортящихся, а потому заказчик готов ждать по 5 – 10 дней, пока груз пройдёт через процедуры таможенного оформления.
Таможня
Как уже говорилось ранее, самым сложным в вопросах грузоперевозок из Украины в Россию, либо же в обратном направлении, является таможенная процедура. Доставка обязательно сопровождается пересечением государственной границы. В услуги надёжной транспортной компании обычно входит таможенное сопровождение на всех этапах. Таможенный брокер предоставляется компанией. Специалист помогает пройти все этапы оформления, способствует в ускорении процесса и отправке груза конечному получателю. Нельзя забывать, что перевозить некоторые категории и виды товаров запрещается на законодательном уровне. При попытке перевезти что-либо запрещённое через границу в лучшем случае грузоперевозчика ждёт штраф. В худшем его могут привлечь к уголовной ответственности. Действующие запреты на международные перевозки по маршрутам Украина – Россия и Россия – Украина распространяются на:
- наркотические вещества;
- оружие;
- порнографию;
- взрывчатые вещества;
- окисляющие материалы;
- биологически опасные вещества;
- легковоспламеняющиеся предметы;
- радиоактивные элементы и пр.
Для некоторых из них действует полный запрет. То есть даже при наличии какой-либо сопроводительной документации пропуск через границу для таких товаров будет закрыт. Для некоторых опасных грузов требуется обязательно иметь сопроводительные документы, сертификаты и подтверждения безопасности используемой упаковки. При этом обязательно груз подлежит специальной маркировке. Доставка осуществляется с соблюдением установленных правил, нарушение которых повлечёт за собой запрет на ввоз и конфискацию с возможным наложением штрафов на грузоперевозчика.
При грузоперевозках между Россией и Украиной возможно два варианта:
- использовать прямой путь сообщения между государствами;
- применять обходные пути (в основном через Беларусь).
Оба варианта широко используются даже в 2018 году. Несмотря на действующие санкции, запреты и ограничения, грузы, следующие из Украины в Россию, а также из России на Украину, зачастую не используют альтернативные обходные маршруты. Но тут важно задуматься о потенциальной сложности таможенного оформления. Основой успешного прохождения таможенных процедур считается подготовка полного пакета сопроводительных документов. Он состоит из:
- международной лицензии на грузоперевозки;
- паспорта сделки на перевозимый товар;
- таможенно-грузовой декларации;
- водительского удостоверения международного образца;
- страховки;
- бумаг, подтверждающих факт приобретения заказчиком партии товара;
- сертификатов качества на продукцию;
- технических документов на транспортное средство;
- специальных разрешений на ввоз отдельных категорий грузов и пр.
Полный перечень нужных бумаг во многом зависит от конкретных обстоятельств. Потому заказчику важно обратиться в компанию, которая имеет богатый опыт, знает все тонкости и нюансы прохождения таможенных процедур в нынешних условиях и при актуальных взаимоотношениях между Россией и Украиной. Начиная с 2014 года, прохождение процедуры таможенного оформление значительно усложнилось. Ранее многие самостоятельно занимались вопросами оформления товаров на границе, не привлекая дополнительных сил в виде профессиональных таможенных брокеров.
Но теперь сделать это крайне сложно. Для некоторых ситуаций даже практически невозможно, если не знать всех законодательных тонкостей, некоторых лазеек и правил ведения переговоров с сотрудниками таможенной службы России и Украины. Если нарушить правила или действовать по старым схемам, это приведёт к задержке товара, его аресту, дополнительным штрафам и даже уголовной ответственности. Не стоит думать, что пересечь границы между Россией и Украиной можно путём подкупа сотрудника таможенной службы. Несмотря на сложность взаимоотношений между государствами, перевозка грузов всё ещё может осуществляться на вполне законных основаниях. Но всё чаще начинают использовать не прямые, а обходные маршруты, где не нужно пересекать украинско-российские границы.
Как будут обстоять дела в дальнейшем, прогнозировать очень сложно. Одни уверены, что в скором времени начнётся нормализация взаимоотношений, а потому грузоперевозчики смогут намного проще и быстрее доставлять товары, напрямую следуя в сторону России или Украины. Но есть и обратное мнение, согласно которому ситуация лишь ухудшится, границы будут перекрывать и сложность грузоперевозок возрастёт многократно. Вряд ли это станет причиной полной отмены грузовых сообщений между двумя государствами. Но наверняка стоимость таких услуг будет вынужденно увеличена. Отсюда возникнет рациональный вопрос о целесообразности грузоперевозок между Россией и Украиной. Стоит надеяться на лучшее, но всегда нужно быть готовыми к худшему.
Вопрос стоимости
Никто не спорит, что раньше доставка из Украины в Россию, как и из России на Украину была намного проще. А потому и дешевле. В настоящее время транспортной компанией, которая осуществляет подобные грузоперевозки, выполняется целый ряд дополнительных процедур. На это уходит больше сил и времени. Логично, что от этого тарифы возросли. Прежних цен на грузоперевозки по популярному маршруту Киев – Москва уже не будет. Но также хочется надеяться, что ситуация не начнёт ухудшаться ещё больше. Чтобы определить стоимость доставки, следует учесть:
- тип груза;
- объём товара;
- используемый вид транспорта;
- особые условия для перевозки;
- таможенное сопровождение;
- дополнительные услуги;
- количество пересекаемых границ;
- сложность оформления разрешительных документов;
- пункт отправки;
- пункт назначения;
- мультимодальность грузоперевозки;
- количество задействованного транспорта;
- расстояние;
- страхование и пр.
Цена формируется из множества показателей. Плюс не стоит забывать, что в нынешних условиях грузоперевозки между двумя странами стали намного сложнее. Отсюда возник логичный и вполне ожидаемый рост минимальных тарифов. Грузоперевозчикам становится просто невыгодно осуществлять доставку по прежним тарифам. А на изменение цен бурно отреагировали сами клиенты, не все из которых готовы платить такие суммы.
Грузоотправителям стало несколько сложнее искать транспортные компании, предоставляющие услуги по доставке товаров в этих направлениях. Но ряд крупных игроков остались на своих местах, что обусловлено их богатым опытом, профессионализмом и налаженными схемами отправки грузов из России на Украину, а также из Украины на территорию Российской Федерации. Уход с такого направления грузоперевозок оказался вынужденным. Отношения между странами далеко не идеальные, от чего страдают в основном обычные люди. Потому приходится искать альтернативных поставщиков в других странах, заменяя российскую и украинскую продукцию.
Хочется верить, что ситуация в обозримом будущем изменится, и маршруты между российскими и украинскими городами среди отечественных грузоперевозчиков окажутся вновь самыми популярными и востребованными. Но пока нужно учитывать нынешние обстоятельства и подстраиваться под них. При учёте всех сложностей, грузовые перевозки между Украиной и Россией продолжают осуществляться. Изменились условия, поменялись правила и возросли цены. Но и это не останавливает тех, кто действительно заинтересован во взаимовыгодных отношениях между двумя странами.
Сибирь является привлекательным регионом для грузооборота. Таким образом, грузовые перевозки Москва — Кемерово входит в топ наиболее востребованных услуг предлагаемых наша компания «Сервис Транс-Карго» https://strans.ru/perevozki-moskva-kemerovo