Доставка грузов из точки А в точку Б – на первый взгляд вполне тривиальная задача. Но, как только углубляешься в специфику, становятся очевидны подводные камни. Возникают вопросы вроде «откуда принимается груз?», «возможно ли осуществить доставку с помощью только одного вида транспорта?», «не будет ли комбинация существенно дешевле?», «где встречаться с персоной, которая получит доставленный груз?» и тому подобные. Для того чтобы обеспечить максимально комфортный способ доставки грузов, снизить стоимость или убрать с плеч клиента многочисленные заморочки и существуют интермодальные и мультимодальные перевозки.
Фактически это доставка грузов и посылок от одной двери к другой с использованием сразу нескольких способов транспортировки: автомобили, самолеты, поезда, паромы и курьерские услуги. Такие схемы позволяют максимально убрать с плеч клиента необходимость состыковывать перевозчиков своими собственными силами. Фактически клиент получает черный ящик, когда отдаёт свою посылку и не вникает, какими путями ее доставят в нужную точу. Его заботит только результат.
Бывает и другой вариант – когда клиент наоборот очень внимательно вникает во все нюансы для того, чтобы точно понять, какой из возможных вариантов и сочетаний будет максимально для него выгоден с точки зрения времени доставки и/или цены. Сегодняшний рынок перевозок довольно молодой и свежий, поэтому многие понятия еще не устоялись. Разницу между интермодальными и мультимодальными перевозками часто плохо улавливают даже логисты, что говорить об обычных людях. Эта статья поможет разобраться в нюансах и вникнуть в существующую разницу.
Перевозки смешанного типа
Если в процессе доставки груза из пункта А в пункт Б используются некоторые различные виды транспорта, то такую перевозку принято обозначать как смешанную. При этом говорят, что использовалась схема прямой смешанной перевозки, если весь процесс происходил под началом одной транспортной компании, то есть весь транспорт принадлежал ей либо был у неё в аренде. Смешанные перевозки грузов — наиболее старая и распространенная модель. Она понятна большинству на интуитивном уровне, легка в организации, но имеет один существенный недостаток – она неоптимальна. Это относится ко всем видам смешанных перевозок.
Комбинированный тип перевозок
Этот тип фактически повторяет предыдущий. Это перевозка с помощью нескольких видов транспорта, например, с помощью сочетания автомобиля и парома, или автомобиля и самолета, но при это сам груз упаковывается в специальный транспортировочный контейнер и не достаётся оттуда. Этот тип перевозки имеет одно важное преимущество перед смешанной – надёжность доставки в этом случае намного выше, чем, когда груз просто передаётся «из рук в руки». Как правило, контейнеры собираются по определённым правилам, что обеспечивает отсутствие механических перемещений внутри. Вещи не трутся друг об друга, не падают, не соприкасаются с другими – они стабильно расположены так, как их расположили в самом начале. Фактически можно утверждать, что комбинированная перевозка грузов – это своеобразный подтип смешанных перевозок. Но, в связи с достаточно весомым отличием, её иногда выделяют отдельно в перечне услуг.
Интермодальный тип перевозок
Первые проблемы в определении типа у логистов и обывателей возникают тогда, когда речь заходит о таком типе доставки грузов, как интермодальные грузоперевозки. Вообще, по сути, главное отличие этого типа перевозок от других — это единый перевозочный документ. Это важно – если вам не предлагают этот пункт, ни о какой интермодальности речи быть не может, скорее всего, вас обманывают. Далее, если в случае смешанной перевозки подразумевается участие и контроль владельца груза (клиента) или его доверенных лиц, то тут ничего подобного. Оператор самостоятельно сопровождает груз (чаще всего, конечно, не физически, хотя варианты возможны) на протяжении всего пути, не привлекая к этому заказчика.
Общение со всеми участниками транспортировки тоже на операторе – клиент ничего о них не знает, не выходит на связь. Он полностью доверяет компании, к которой обратился. Ещё один веский аргумент в пользу специфичности этого типа. Чаще всего это обозначается в документах как «единая переводческая единица». Это значит, что груз должен состоять из чего-то одного, упаковки, пакета и так далее. Очень редко компания допускает возможность связать вместе несколько пакетов, подразумевая это единицей, но это уже игра с правилами на гране допустимого. Перевозка контейнерами в интермодальном типе не предусматривается. Самое главное, что должен учесть клиент, – ему должны предоставить единый перевозочный документ.
Мультимодальный тип перевозок
В случае, если оператор предлагает вам доставку унимодальным или мультимодальным способом, он подразумевает, что берёт на себя сопровождение, предоставляя вам личного оператора (как в предыдущем способе), но при этом перевозка осуществляется не под контролем единого перевозочного документа, а под контролем накладной. Накладная, как известна, может содержать целый перечень, поэтому требования к определению единицы при мультимодальном способе транспортировки, не предъявляются. Естественно, говоря о типах перевозок, мы всегда подразумеваем использование сочетания видов транспорта в различных комбинациях (не один вид транспорта на протяжении всего пути).
Чем различаются интермодальные и мультимодальные перевозки?
Этот каверзный вопрос до сих пор ставит в тупик даже тех, кто связывает свою профессиональную деятельность с перевозками. Затруднения с ответом у логистов, операторов и перевозчиков не вызовут удивления, что уж тут говорит о клиенте, который знаком с миром перевозок очень ограничено. Происходит это от того, что количество сходств очень большое, а различие в нюансах. Действительно, если посмотреть на перечень схожих черт, то можно увидеть, что их много и они довольно значимые:
- На протяжении перевозки происходит смена видов транспорта – автомобильный, железнодорожный, морской, воздушный.
- Доставка происходит по типу «черного ящика», когда клиент минимально вмешивается в процесс.
- Подразумевается наличие определённых документов на груз.
- Контроль над грузом производит оператор, который предоставляется компанией перевозчика.
Последний пункт очень важен. По сути он говорит о том, что существует некоторая компания, которая берёт на себя ответственность за груз и готова отвечать за все неполадки. По сути, это гарантия того, что на протяжении всего пути груз будет следовать под руководством одного лица. Многие неправильно трактуют этот пункт, считая, что присутствие субподрядчиков не предусматривается. Это не так. Оба типа перевозки допускают обращение к другим компаниям, но ответственность при этом перед клиентом несёт только основная.
Различия интермодальности в том, что доставка происходит с дополнительной пошлиной. Это так называемый сквозной тариф. Впрочем, это не такой уж существенный нюанс. Вторым нюансом можно обозначить тот факт, что мультимодальная перевозка подразумевает грузовую единицу, а интермодальная – нет. В то же время, это понятие очень размытое и сложно сказать, когда заканчивается единица и начинается группа. Тем более что многие компании старательно обходят этот пункт с помощью разнообразных уловок.
Таким образом, получается, что количество разнообразных нюансов велико и любой может не только подобрать себе что-то идеально подходящее, но и окончательно запутаться в многообразии. Чтобы этого не произошло, клиент должен выбрать надежную компанию, где полностью сможет доверять оператору.