Особенности и правила транспортировки наливного груза

По степени сложности транспортировки наливные грузы относятся к самой высокой категории. Этого мнения придерживаются не только эксперты, но и сами грузоперевозчики. Чтобы выполнить задачу по перевозке наливных грузов, требуется тщательно подготовить специальные резервуары. Для таких целей применяются танки-контейнеры или автоцистерны. Далее жидкость перекачивается с помощью насосов и специальных рукавов. После этого задачей перевозчика является обеспечение безопасной доставки с соблюдением всех условий транспортировки и хранения. Все водители, вне зависимости от открытых категорий в их водительских удостоверениях, в обязательном порядке проходят специальную подготовку, прежде чем осуществлять перевозку наливного груза.

Как осуществляется перевозка наливных грузов
Как правильно перевозить наливной груз.

Что это такое

К наливным грузам относят любые жидкости, включая сжиженный газ, транспортировка которых осуществляется не с помощью штучной тары, а с использованием крупных резервуаров. Чаще всего подобные грузоперевозки выполняют в цистернах. В них наиболее удобно транспортировать жидкости. При этом каждый перевозимый товар может иметь определённые условия транспортировки и хранения, которых следует обязательно придерживаться. Вопрос ещё в том, что перевозят таким способом. В большинстве случаев транспортные компании перевозят:

  • нефть;
  • нефтепродукты (различные виды топлива);
  • масла;
  • сжиженный газ;
  • химические жидкости;
  • пищевые продукты в жидкой форме.

Все грузы отличаются между собой по вязкости и плотности. То есть наливным грузом может выступать обычная вода, либо подготовленный для строительных работ жидкий асфальт. При этом все эти составы перевозятся в специальных цистернах. Также наливные грузы (НГ) классифицируют на две большие категории:

  • Опасные. Это нефть и некоторые виды нефтепродуктов, сжиженный газ, химические субстанции и пр. То есть речь идёт о тех смесях и жидкостях, которые способны нанести ущерб окружающей среде, а также здоровью и жизни людей.
  • Неопасные или пищевые. Это вода, спирт для изготовления алкогольной продукции, молоко, растительные масла и пр. Здесь речь идёт о всех тех жидких продуктах, которые применяются в пищевой отрасли.

Перевозка наливного асфальта

Не стоит забывать про категорию НГ, которые требуют соблюдения определённых температурных условий при транспортировке и хранении. Сюда могут одновременно входить пищевые жидкости, такие как молоко, и некоторые продукты нефтеперерабатывающей сферы. Приведём пример. Битум и асфальт точно нельзя считать пищевыми жидкостями. Но они широко применяются в строительных работах. Если не соблюдать температурный режим, эти составы затвердеют буквально за несколько часов, в результате чего станут непригодными для дальнейшего использования.

Чтобы поддерживать груз при нужной температуре, цистерны оснащаются системами подогрева или охлаждения. Это зависит от конкретных характеристик и потребностей перевозимой жидкости. Изотермические, то есть охлаждающие цистерны, широко применяются при перевозках скоропортящейся продукции.

Физико-химические характеристики груза

При выборе цистерны и вида транспорта, на котором будет осуществляться доставка наливного груза, особое внимание уделяют его физико-химическим свойствам. Они способны существенно повлиять на выбор условий перевозки, потому каждая транспортная компания обязана детально изучать параметры перевозимых грузов. Ключевыми можно считать следующие.

  1. Плотность. Это показатель отношения массы к единице объёма вещества. Как известно с уроков физики, плотность имеет тесную связь с температурой. Когда происходит нагрев, объём жидкости увеличивается, но сжимается при охлаждении. Потому перевозчик внимательно измеряет температуру при заливке и рассчитывает возможность её роста по мере транспортировки. Если цистерну заполнить полностью, а груз начнёт нагреваться, это приведёт к попыткам НГ найти любые щели для выхода. Бывали случаи, когда от избытка давления внутри герметичной цистерны её просто разрывало.
  2. Вязкость. Она же текучесть. Во многом влияет на то, как долго груз будет заливаться в цистерну и сливаться из неё. На высоковязкие грузы требуется больше времени. Также для них может понадобиться дополнительный подогрев или использование специальных насосов. Перевозка питьевой воды
  3. Застывание. Некоторые грузы обладают свойством застывать при определённых температурах. К ним относятся те же жидкие асфальты и битумы. Следует учитывать этот фактор при выборе подходящего транспорта и организации залива и слива жидкостей. Потому для ряда НГ требуется использовать цистерны с подогревом, либо же охлаждающее оборудование.
  4. Испаряемость. Характеризует наличие парообразовательной функции жидкости при определённых условиях. Это значит, что жидкость может переходить в газообразное состояние. Такое свойство характерно для нефтепродуктов, бензина и пр. Существует прямая зависимость между самим веществом и его типом, температурой НГ и температурой окружающей среды. Во многом на процесс испарения может влиять атмосферное давление, время года и наличие свободных поверхностей внутри цистерны. Эта характеристика учитывается с целью прогнозирования возможных потерь части груза при перевозке, на этапах хранения, сливе и пр.
  5. Теплоёмкость. Определяет количество тепла, затрачиваемого для нагрева жидкости на 1 градус Цельсия. С помощью этого значения можно узнать, сколько энергетических и временных затрат потребуется для нагрева до требуемой температуры, позволяющей без проблем сливать или заливать груз.
  6. Температура вспышки. Минимальная температура, при которой смесь паров жидкости с воздухом под воздействием открытого пламени может воспламениться. По этой характеристике определяется уровень пожарной опасности НГ. Потому позволяет предусмотреть создание оптимальных условий для транспортировки. Если взять те же нефтепродукты, то при их заливе в цистерны стараются использовать температуру минимум на 10 градусов ниже, нежели температура вспышки.
  7. Температура возможного воспламенения. Наиболее низкий температурный показатель, в условиях которого НГ может самовозгораться без наличия пламени или искры. Крайне важное условие для выбора подходящей цистерны и для безопасного проведения погрузо-разгрузочных работ.
  8. Взрываемость. Определяется по минимальному содержанию паров НГ, при котором возможен взрыв под воздействием открытого пламени или раскалённых предметов. Непосредственно влияет на выбор транспорта и цистерны. Контроль давления в цистерне
  9. Уровень электролизации. Свойство веществ скапливать статическое электричество. Это потенциально грозит образованию электрических разрядов с последующим воспламенением, взрывами и пр.
  10. Коррозийность. Это свойство веществ съедать металл. Характерная особенность щелочей и кислот. Во избежание процессов разъедания корпуса цистерн, при выборе ёмкостей выбирают специальные конструкции, устойчивые к коррозии.
  11. Токсичность. Способность жидкости негативно воздействовать на человеческий организм. При работе с ними требуется строго придерживаться правил безопасности избегать повышения концентрации испарений опасных жидких грузов.
  12. Йодное и кислотное число. Представляет опасность для пищевых грузов, которые могут начинать окисляться из-за контакта с металлами и другими материалами, что негативно влияет на пищевые и вкусовые характеристики. Потому при транспортировке пищевых НГ используются цистерны, выполненные со специальным покрытием.

Как видите, есть целый ряд свойств и характеристик, способных существенно повлиять на сохранность и пригодность перевозимых жидких грузов. Потому опытные перевозчики учитывают все эти параметры для выбора подходящих ёмкостей и самого транспорта.

Выбор емкости

Виды ёмкостей

Перевозка наливного груза осуществляется в специальных ёмкостях. Их делят на несколько разновидностей, поскольку каждая из них имеет свои характерные особенности. Всего выделяют 3 варианта контейнеров, которые чаще всего используются в таких грузоперевозках.

  • Цистерна. Это, в основном, резервуары цилиндрической формы, которые устанавливаются на специальную платформу железнодорожного или автомобильного транспорта. Цистерны преимущественно располагаются стационарно на вагонах и машинах, то есть их не переносят с одного ТС на другое. Потому грузовые цистерны изготавливаются в таком виде ещё на заводе;
  • Танк-контейнер. Их можно также отнести к категории цистерн. Но здесь есть отличительная особенность, которая заключается в оснащении танка металлическим каркасом. С его помощью становится возможным перенос с одного вида транспорта на другой. Их активно применяют при необходимости осуществить мультимодальные перевозки. Они подразумевают транспортировку поочерёдно на морских судах, железнодорожных вагонах и машинах;
  • Танкер. Относится к категории морских и речных судов. Основная часть судна представлена в виде большого резервуара, куда заливается жидкий груз. Ёмкость может быть разделена на несколько секций с помощью специальных перегородок. Потому танкер одновременно является ёмкостью и транспортным средством.
  • Флекситанк. Это нововведение в сфере жидких грузоперевозок. Флекситанк представлен в виде гибкой ёмкости, которая изготавливается на основе полимерных материалов. Предназначен только для транспортировки неопасной категории жидкого груза. Многие отмечают удобство применения, хотя такая цистерна считается одноразовой. Когда флекситанк пустой, он напоминает огромный сдутый матрас. Его размещают внутри обычного контейнера для грузоперевозок, подключают шланг и начинают насосами закачивать жидкости. Подобные резервуары позволяют вмещать от 14 до 24 тысяч литров. Есть возможность создания дополнительного защитного слоя, который предотвращает температурные перепады. Недостаток в одноразовости и невозможности с помощью флекситанка перевозить любые опасные грузы.Флекситанк

Перевозить наливные грузы можно любым видом транспорта. При определённых условиях для этого иногда используют даже авиацию. Но всё же, в основном, такие вопросы транспортировки решаются:

  • автотранспортом;
  • железной дорогой;
  • морскими и речными судами.

Каждый из представленных видов транспорта имеет свои особенности применительно к перевозкам наливного груза.

Автомобильная транспортировка

Здесь большинство транспортных компаний отдают предпочтение перевозке наливных грузов автоцистернами. Это прицеп или полуприцеп грузового автомобиля. Стоит отметить, что перевозка жидких грузов автоцистернами подразумевает использование ёмкостей разного объёма. Если продукцию для розничной торговли, такую как молоко или квас, могут транспортировать в резервуарах на 100-200 литров, то автоцистерны для перевозки сжиженных газов обычно вмещают в несколько десятков раз больше. При этом не исключается перевозка молока и молочных продуктов автоцистернами повышенной вместимости.

Перевозка во многом зависит от того, какие расстояния должен преодолеть груз. Перевозить машинами экономически выгодно при небольших расстояниях. Хотя в теории автотранспорт способен доставить товар в любые точки мира, при дальних транспортировках отдают предпочтение железной дороге, морским и речным путям.

Железная дорога

Если для перевозок используется железнодорожный вид транспорта, здесь применяются специальные цистерны и танк-контейнеры. При перевозках цистернами с выгрузкой и возможной перегрузкой на другой вид транспорта возникают определённые проблемы. Потому железнодорожные цистерны предпочитают использовать тогда, когда перевозка от начальной до конечной точки предусматривает постоянное нахождение товара в одной ёмкости до момента его выкачки в месте прибытия. Те же кислоты и иные опасные вещества вряд ли захочется переливать с ёмкости в ёмкость несколько раз.

Танк-контейнеры в этом плане функциональнее. Их конструкция позволяет снимать ёмкость с железнодорожного вагона и перемещать на автотранспорт, либо на суда. При доставке товаров в жидком виде по суше в пределах одного континента железная дорога считается наиболее безопасным вариантом. В особенности для тех случаев, когда наливные грузы относятся к категории опасных. Это позволяет эффективно транспортировать ядовитые вещества, нефтепродукты, топливо, газ и пр. Железная дорога считается простым и экономически выгодным способом транспортировки жидких грузов, потому активно используется по всему миру.

Транспортировка железнодорожным транспортом

Морские и речные суда

Не менее эффективными считаются грузоперевозки наливных грузов при использовании судов речного и морского назначения. В этом случае применяется 2 варианта транспортировки:

  • Танкер. Специальное судно, представляющее собой огромный резервуар с возможным разделением на секции. Танкеры предназначены для перевозки жидких продуктов;
  • Грузовое судно. Это суда, конструкция которых позволяет разместить большое количество танк-контейнеров.

По уровню безопасности морской и речной транспорт заметно уступает железнодорожному. Но при международных перевозках такой способ считается незаменимым. В некоторых случаях речные суда используются для транспортировки наливных грузов между городами. Хотя, в основном, суда используют в международной торговле.

Перевозка с помощью танкера

Особенности перевозки

Только при соблюдении определённых правил перевозки наливных грузов они будут доставлены в полной сохранности и не нанесут вред окружающей среде. Хотя НГ не хрупкие и не ломаются, всё равно их транспортировка осуществляется с предельной осторожностью. Все водители предварительно обязаны изучить правила перевозок жидких грузов наливом. Без специальной подготовки их не допускают к управлению автомобильным, железнодорожным, морским или речным транспортом. Не сложно представить, какую потенциальную угрозу несут в себе автоцистерны, полные химических продуктов. Но и в случае перевозки пищевых жидкостей не менее важно придерживаться строгих рекомендаций.

У каждого наливного груза есть своя специфика и характеристика. На их основе подбирается соответствующий вид ёмкости. Так в основе правил перевозки наливных грузов лежит требование избегать использования одного и того же резервуара для разных по своим свойствам жидкостей. Другими словами, если в контейнере перевозился битум, то заливать туда бензин для последующей транспортировки категорически запрещается. Аналогично запрещается поочерёдная перевозка в одной ёмкости бензина и керосина без предварительной очистки и подготовки резервуара.

Подобные особенности имеет каждый наливной груз. В оптимальных условиях для перевозки аммиака используются только аммиачные резервуары, а все молочные цистерны применяют только для молочной продукции. Но далеко не всегда перевозчику удаётся соблюдать эти условия. Не критично, если перевозка нефтепродуктов и моторного масла будет осуществляться одними и теми же автоцистернами с обязательной предварительной очисткой. Но категорически запрещено использовать один резервуар для пищевых и непищевых жидкостей. Следует предварительно изучать характеристики товара и принимать во внимание строгие правила их загрузки, выгрузки и доставки.

Правила транспортировки наливного груза

Более жёсткие требования предъявляются в отношении пищевых наливных грузов. Перед каждой заливкой нового товара, даже если он аналогичен предыдущему, нужно:

  • очистить ёмкость;
  • продезинфицировать специальными средствами;
  • вычистить насос;
  • нанести допустимые для пищевых жидкостей защитные препараты при необходимости.

Перед принятием наливного груза перевозчики в обязательном порядке проверяют информацию о типе жидкости и условиях его транспортировки. Если речь идёт о товарах скоропортящейся группы, требуется уточнить условия для перевозки, максимальную продолжительность нахождения товара в резервуаре и температурный режим, который необходимо поддерживать в течение всего периода доставки. При работе с жидкими кислотами, щелочами и прочими едкими веществами всегда используются только специальные резервуары, которые выдерживают воздействие агрессивной среды. В противном случае это грозит образованием утечки, потерей товара, а также нанесением ущерба окружающей среде.

По таким ситуациям ответственность грузоперевозчика очень высокая. Не всегда удаётся отделаться только солидным денежным штрафом. Перевозка опасных наливных грузов предусматривает соблюдение всех строгих правил, которые закреплены особыми нормативными документами. При транспортировке скоропортящихся жидкостей основной упор компании делают на скорость доставки. Параллельно с этим ни в коем случае нельзя игнорировать правила безопасной перевозки.

Опасность перевозки наливного груза

Можно уверенно и объективно говорить о том, что транспортировка любого типа наливного груза является чрезвычайно ответственным и сложным мероприятием. Потому выбирать нужно исключительно проверенных и надёжных перевозчиков с хорошей репутацией на рынке. Не все транспортные компании располагают широким перечнем доступных цистерн и резервуаров. Из-за этого нужно предварительно уточнять, позволяет ли материально-техническая база компании перевезти тот или иной вид наливного груза, и сможет ли перевозчик соблюдать все требования безопасности и сохранности товаров.

Экономичные перевозки для жизни и бизнеса