Классификация, маркировка, правила упаковки опасных грузов

К опасным грузам причисляют материалы, которые при транспортировке в состоянии нанести существенный вред здоровью людей/животных и окружающей среде. В настоящее время грузы, попадающие под определение Dangerous (опасные), должны перевозиться в рамках одного из двух стандартов, действующих в нашей стране – ДОПОГ (европейское соглашение, участником которого является и Российская Федерация), и ПОГАТ (внутренние правила перевозов грузов, относящихся к категории опасных).

Основные классы опасных грузов, требования к их маркировке и упаковке
Как правильно упаковывать и маркировать опасный груз.

Оба стандарта предусматривают разделение всех опасных веществ на девять основных категорий, каждая из которых характеризуется своими особенностями транспортировки, упаковки и маркировки. Строго говоря, до определённого момента времени класс груза, определяемый по его степени опасности, совпадал в обоих стандартах, но международный оказался более динамичным и изменялся со временем. В то же время отечественный стандарт перевозок опасных грузов автотранспортом (аббревиатура ПОГАТ является его сокращённым названием) до сих пор базируется на устаревшем ГОСТе 1943388.

Классы опасных грузов по ДОПОГ

Европейское соглашение представляет собой документ, перечисляющий список требований и правил, касающихся перевозки ОГ любым видом транспорта. Основная цель разработки соглашения – облегчение процесса документального оформления и собственно транспортировки грузов, классифицируемых в качестве опасных. Документ регламентирует маркировку ОГ, описывает требования, предъявляемые к транспортному средству, используемому для их перевозки, а также к используемым ёмкостям для каждого конкретного класса. Структурно соглашение состоит из двух частей, в первой описаны положения, касающиеся самих грузов, во второй части приводится перечень требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим их перевозку, вместе с требованиями к соответствующему оборудованию.

Несоблюдение этих правил и предписаний при осуществлении международных перевозок влечёт достаточно солидные санкции в виде штрафов, налагаемых как на заказчиков, так и перевозчиков. В основной части ДОПОГ приводится классификация перевозимых грузов в соответствии и с девятью классами опасности, многие из которых, в свою очередь, подразделяются на подклассы. ДОПОГ, представляя собой эффективный правовой инструмент для осуществления транспортировки опасных грузов в почти пяти десятках европейских государств, включая Россию, позволяет значительно увеличить безопасность движения транспортных средств, занятых подобными перевозками.

Транспортировка опасного груза

Классификация опасных грузов

Всего в европейском стандарте имеется девять классов грузов, при транспортировке представляющих опасность для водителя, сопровождающих, окружающей среды:

  • вещества, которые при определённых условиях могут взрываться;
  • некоторые газы, перевозимые в сжатом, сжиженном, растворённом виде или под давлением;
  • легковоспламеняющиеся жидкости, в том числе выделяющие при естественных условиях легковоспламеняющиеся пары;
  • легковоспламеняющиеся твёрдые вещества, обладающие способностью загораться или взрываться при воздействии внешних факторов, при поглощении влаги, из-за трения или нагрева;
  • окисляющиеся вещества, характеризующиеся способностью активно синтезировать кислород, способствующий горению;
  • вещества инфекционной природы или приравненные к ядам, способные вызвать тяжёлое отравление или привести к летальному исходу при соприкосновении с тканями человека или попадании в ЖКТ;
  • радиоактивные грузы;
  • материалы с едкими/коррозионными свойствами, способные поражать кожные покровы, слизистую, дыхательные пути с необратимыми последствиями;
  • прочие вещества, не относящиеся к вышеперечисленным, но требующие при транспортировке соблюдения определённых мер предосторожности.

Рассмотрим каждый из классов вместе с подклассами (при их наличии) более подробно.

Взрывчатые вещества

К первому классу опасности относятся взрывчатые вещества, материалы или изделия, обладающие способностью взрываться, воспламеняться с эффектом взрыва, приводить к пожару с действием, аналогичном взрыву. В их число входят и пиротехнические изделия, а также другие средства производства взрывов (аммонал, тротил, тринитротолуол, нитроглицерин, ТЭН).

Согласно классификации ДОПОГ, первый класс подразделяется на 6 подклассов:

  • вещества, материалы, изделия, отличающиеся способностью произвести взрыв массой, распространяемый с огромной скоростью (практически мгновенно) на весь перевозимый объём;
  • вещества/материалы, при взрыве характеризующиеся способностью разбрасывания, без возникновения риска массового взрыва;
  • вещества, материалы, изделия, обладающие пожароопасными характеристиками с незначительной вероятностью взрыва или небольшим риском разбрасывания, не обладая опасностью массового взрыва. Подразделяются на материалы, выделяющие при горении большое количество тепловой энергии, а также на вещества, которые возгораются последовательно один за другим, обладая несущественным разбрасыванием и взрывчатым эффектом;
  • вещества/материалы, характеризующиеся незначительной вероятностью взрыва при возгорании во время транспортировки. Как правило, подобные эффекты носят локальный характер, проявляясь только внутри тары/упаковки без разбрасывания осколков (размеры которых также незначительны) на большие расстояния. Пожар, возникший извне, не приводит к взрыву всего содержимого единичной тары/упаковки; Транспортировка опасного вещества
  • материалы, характеризующиеся способностью взрыва массой, но обладающие очень низкой чувствительностью, делающей маловероятным возникновение взрыва в результате возгорания. Такие вещества обычно проходят тщательные испытания на огнестойкость без образования взрыва.
  • материалы/изделия, характеризующиеся крайне низкой чувствительностью без риска взрыва массой. Данные материалы содержат практически нечувствительные к детонационным явлениям вещества, что делает вероятность распространения взрыва ничтожной.

Отметим, что перевозка опасных грузов 1-го класса, особенно подклассов с низким индексом, требует соблюдения особенной осторожности, поскольку могут реагировать на следующие факторы:

  • толчки, сотрясения, удары;
  • искрообразование;
  • повышение температуры.

Автомобили, задействованные для перевозки опасных грузов 1-го класса, снабжаются следующей маркировкой:

Маркировка опасных грузов 1-го класса

Газы

Ко 2-му классу грузов, представляющих опасность при транспортировке, относятся химически чистые газы/газовые смеси.

Газом считается вещество, находящееся в газообразном состоянии при следующих параметрах:

  • давлении, превышающем 100 кПа;
  • температуре 20°С.

Основная опасность, исходящая от транспортируемых газов, – это высокое давление, под которым они перевозятся. Однако грузы 2 класса характеризуются наличием целого спектра других свойств, опасных для человека, классификация которых представлена в следующем перечне:

  • группа A – газы удушающего действия;
  • группа O – газы окисляющего действия;
  • группа F – легковоспламеняющиеся газы;
  • группа T – газы токсичного действия;
  • группа TF – легковоспламеняющиеся газы, характеризующиеся также высокой токсичностью;
  • группа TC – газы, обладающие коррозионным и токсичным действием;
  • группа TO – газы одновременно окисляющего и токсичного действия;
  • группа TFC – газы, характеризующиеся токсичным, коррозионным, легковозгорающимся действием;
  • группа TOC – газы токсичные, обладающие коррозионным/окисляющим действием.

Маркировка опасных газов

Кроме того, существует подразделение газов, входящих во второй класс опасности, на следующие подкатегории:

  • 2.1 – подкласс невоспламеняющихся газообразных веществ;
  • 2.2 – токсичные невоспламеняющиеся газообразные вещества;
  • 2.3 – подкласс легковозгорающихся газов;
  • 2.4 – подкатегория токсичных легковоспламеняющихся газообразных веществ;
  • 2.5 – подкатегория химически неустойчивых веществ в газообразном состоянии (легко вступающие в химические реакции);
  • 2.6 – подкатегория токсичных газообразных веществ, характеризующихся химической неустойчивостью.

Маркировка газов, относящихся ко второму классу опасных веществ:

Газы 2-го класса опасности

Изображение баллончика на зелёном фоне обозначает перевозку нетоксичных невоспламеняющихся газообразных веществ, могущих обладать окисляющим или удушающим действием, вызывать обморожение при попадании на открытые участки кожи. Может присутствовать надпись Non-flammable nontoxic gases. Изображение огня на красном фоне обозначает перевозку легковоспламеняющихся газообразных веществ. Табличка может снабжаться надписью Flammable gases. Табличка с изображением костей/черепа с надписью Toxic gases обозначает перевозку газов, обладающих токсичным действием.

Легковоспламеняющиеся жидкости

К 3-му классу грузов, представляющих опасность при транспортировке, относятся легковозгораемые жидкости/смеси или жидкости, в составе которых имеются растворённые твердые вещества, характеризующиеся способностью выделять пары, обладающие температурой вспышки на уровне 61°С. К таким жидкостям относятся вещества, переходящие в жидкое состояние при уровне давления, превышающем 100 кПа и температуре 20°C. В качестве примера можно привести газойль, печное топливо, а также солярку, температура воспламенения которых лежит в диапазоне 61- 100°С.

Подклассы:

  • 3.1 – жидкости, обладающие температурой вспышки 18°C или более низкой (высокая уровень транспортировочной опасности);
  • 3.2 – жидкости, возгорающиеся в температурном диапазоне 18-23°C (средний уровень опасности);
  • 3.3 – жидкости, обладающие температурой вспышки в температурном диапазоне 23-61°C (низкий уровень опасности).

При перевозке грузов, классифицируемых как 3 класс опасности, должна присутствовать маркировка с изображением огня на красном фоне и надписью Flammable liquids:

Маркировка Flammable liquids

Легковоспламеняющиеся вещества

К четвёртой группе опасности относят вещества, характеризующиеся способностью воспламеняться при воздействии таких внешних факторов, как трение, нагревание, поглощение влаги, возникающие из-за тряски самопроизвольные химические реакции.

Включает следующие подклассы:

4.1 – твёрдые легковоспламеняющиеся материалы, обладающие способностью с лёгкостью воспламеняться, или вызывать возгорание под воздействием силы трения. К этому подклассу относят материалы в виде порошка, гранул, пастообразные вещества, характеризующиеся способностью легко и быстро загораться даже при очень непродолжительном контакте с пламенем (спичкой, горящей зажигалкой). Пламя при этом распространяется с высокой скоростью. Опасными считаются пламя и продукты горения, которые могут быть очень токсичными и вызывать необратимые последствия даже при кратковременном вдыхании. Порошкообразные металлы в этом отношении считаются одними из наиболее опасных, поскольку попытки гашения пламени с использованием таких традиционных средств, как вода или пенообразный диоксид углерода, ожидаемого эффекта не приносят, зачастую приводя к прямо обратному результату.

Достаточно часто для подавления взрывчатых характеристик вещества смачивают жидкостями (спиртами, водой), переводя в десенсибилизированное состояние. К первому подклассу принадлежат также самореактивные твёрдые вещества, способные возгораться, подвергаясь быстротекущей реакции экзотермического разложения, невзирая на минимальную концентрацию кислорода или его отсутствие. Именно такие материалы при транспортировке с целью обеспечения требуемой безопасности подвергаются процедуре десенсибилизации;

Перевозка легковоспламеняющегося вещества

4.2 – вещества, представленные в виде смесей, твёрдых материалов, растворов, характеризующиеся способностью к возгоранию при непродолжительном (на протяжении 5 или менее минут) контакте с атмосферным воздухом. Подкласс включает две подкатегории веществ:

  • пирофорные (в виде смесей/растворов), воспламеняющиеся в любых дозировках при пятиминутном контакте с атмосферным воздухом, принадлежат к категории наиболее опасных;
  • самонагревающиеся, способные воспламеняться, контактируя с воздухом без влияния внешних источников энергии. Воспламеняются только при присутствии вещества, масса которого исчисляется килограммами, на протяжении достаточно продолжительного интервала времени (до нескольких дней). Основная причина воспламенения – реакция с кислородом. При этом выделяемое тепло отводится наружу с недостаточной скоростью, приводя к нагреванию перевозимого груза;

4.3 – вещества, характеризующиеся выделением при контакте с водой легковоспламеняющихся газов, образующие в воздухе скопления, способные вызвать взрыв (или изделия, в составе которых существуют подобные вещества). Эти газовые смеси способны воспламеняться, контактируя с открытым огнём или при высокотемпературном воздействии (например, от искр, образующихся при работе многих слесарных инструментов, от электроламп). При возгорании газовой смеси формируется пламя, возникает также взрывная волна, способные нанести существенный вред здоровью людей, находящихся в ареале воспламенения.

Изображение огня с вертикально расположенными на белом фоне красными полосами обозначает первый подкласс – легковоспламеняющиеся/горючие вещества, возгорающиеся под воздействием пламени, высокой температуры или искр. Могут содержать десенсибилизирующие вещества, уменьшение концентрации которых увеличивает риск взрыва/воспламенения. Содержат надпись Flammable solid selfreactive substances solid desensitiezed explosive.

Легковоспламеняющиеся вещества

Изображение огня в ромбе, верхняя половина которого имеет белый фон, а нижняя – красный, означает, что перевозятся вещества (изделия, материалы), принадлежащие к подклассу 4.2. Они характеризуются способностью воспламеняться при повреждении упаковки (причина – контакт с воздухом). Некоторые способны бурно реагировать, контактируя с водой. Обозначаются надписью Spontaneoeusly combustion. Изображение огня на голубом фоне обозначает перевозку материалов, способных взрываться (возгораться) при попадании воды. Снабжается надписью Dangeroeus when wet.

Окисляющие вещества

5-й класс материалов, представляющих опасность при транспортировке, составляет группа органических пероксидов, включая материалы/изделия, способные в больших объёмах выделять кислород. Благодаря этой их особенности они могут поддерживать процесс горения. Будучи смешанными с другими материалами, могут вызвать взрыв/возгорание.

Подклассы:

  • 1 – окисляющие материалы, которые могут быть негорючими, но по причине выделения кислорода в ощутимых объёмах могут стать причиной возгорания других легковоспламеняющихся материалов, обладают способностью поддерживать процесс горения.
  • 2 – подкласс, включающий органические пероксиды (или смеси/составы на их основе). Это группа веществ органического происхождения, молекулы которых содержат двухвалентную кислородную цепочку из двух атомов кислорода. Могут рассматриваться как производное вещество, образующееся при замещении одного или двух атомов Н пероксида водорода на органические радикалы. Группа веществ, причисляемых к органическим пероксидам, способны разлагаться экзотермическим способом под воздействие не обязательно высокой температуры. К такому же результату может привести контакт пероксидов с некоторыми примесями (аминами, солями/оксидами тяжёлых металлов, кислотами).

Другими причинами активизации разложения могут оказаться трение или ударное воздействие на вещество. Наблюдается корреляция между скоростью полного разложения пероксидов органического происхождения и возрастанием температуры, которая зависит также от состава пероксида. В результате процесса разложения образуются легковоспламеняющиеся или токсичные газы/пары. Некоторые вещества данного подкласса требуют при перевозке условий, позволяющих поддерживать температуру внутри грузового отсека транспортного средства на требуемом уровне.

Перевозка окисляющих веществ

Существуют пероксиды, которые при разложении в замкнутом ограниченном пространстве могут привести к взрыву. Чтобы исключить такую возможность, в их состав вводят растворители или используют специальную тару. Значительная часть пероксидов органического происхождения хорошо горят. Нельзя допускать попадание таких веществ в глаза или на кожу – некоторые пероксиды даже при кратковременном воздействии способны поражать роговицу или разъедать кожный покров. Подкласс органических пероксидов, согласно классификации ДОПОГ, подразделяются на 67 типов по мере убывания степени опасности для человека/окружающей среды (от A до G).

При перевозке отходов 5 класса опасности такой груз маркируется изображением огня над окружностью в ромбе с жёлтым фоном.

Окисляющие вещества

При этом подкласс 5.1, представляющий окислители (вещества, способные при контакте с легковоспламеняющимися/горючими веществами вызвать возгорание или взрыв), снабжаются надписью Oxidizing substances. Подгруппа органических пероксидов, которые способны разлагаться под воздействием большого спектра факторов с выделением легковоспламеняющихся/токсичных газов, обозначается надписью Organic peroxides.

Ядовитые/инфекционные вещества

Шестой класс опасных для транспортировки веществ составляют инфекционные (ядовитые) субстанции, способные привести к летальному исходу, вызвать тяжёлое отравление или вызвать инфекционное поражение организма по причине попадания источника инфекции внутрь организма, на слизистую оболочку или кожный покров. Подразделяется на два подкласса:

  • 1 – токсичные вещества, в свою очередь при упаковке классифицируемые по степени токсичности (группа I – сильнотоксичные, II – токсичные, III – слаботоксичные);
  • 2 – инфекционные субстанции. К данному подклассу относят вещества, – вещества, в отношении которых доподлинно известно или имеется достаточно веских причин, чтобы предполагать, что в них содержится патогенная микрофлора. Сюда включают такие виды микроорганизмов, как вирусы, грибки, бактерии, класс паразитов, микробы, риккетсии, а также бактериальные и вирусные рекомбинанты (мутантные или гибридные), касательно которых доподлинно известно или имеется достаточно веских причин предполагать, что они способны выступать в качестве возбудителей различных инфекционных болезней, опасных для человека или животных. Согласно критериям, опубликованным специалистами ВОЗ в 1993 году, разработана классификация инфекционных веществ, входящих в подкласс 6.2, по степени опасности. Они подразделяются на три группы, степень опасности которых определяется на основании учёта таких критериев, как патогенные характеристики организма, степень опасности для человека, способ передачи патогенов, лёгкость (скорость) заражения, возможность терапии с применением современных эффективных методик лечения и медицинских препаратов.

Перевозка ядовитых веществ

Категории опасности для подкласса 6.2 в зависимости уровня риска:

  • к первой группе опасности относятся веществе, содержащие патогены, способные инфицировать человека, домашних или диких животных, но которые не причисляются к опасным. Хотя они могут вызвать при попадании в организм острую инфекцию, для лечения заражения существуют высокоэффективные препараты и терапевтические методики, а также средства профилактики, уменьшающие вероятность дальнейшего распространения инфекции. Другими словами, это патогены, представляющие не слишком серьёзную опасность для отдельного человека и совсем незначительную – для больших сообществ;
  • ко второй группе относятся вещества, в состав которых входят патогены, способные привести к инфекционному заболеванию в тяжёлой форме. Эти микроорганизмы не распространяются обычными способами (болезнь не считается заразной), и для лечения разработаны эффективные терапевтические методики и препараты. То есть это организмы, достаточно опасные для одного человека и практически неопасные для больших сообществ;
  • к третьей группе относятся вещества, в состав которых входят патогенные организмы, способные привести к инфекционному заболеванию, протекающему в тяжёлой форме. Они могут легко распространяться в локальном ареале среди других членов сообщества, или для лечения которых не существует эффективных методик и медицинских препаратов. То есть это организмы, опасные как для отдельных индивидов, так и больших сообществ людей.

Маркировка 6 класса опасных веществ:

Маркировка ядовитого вещества

Изображение черепа со скрещенными костями на белом фоне указывает на перевозку веществ, принадлежащих к подклассу 6.1. На них может присутствовать надпись Toxic substances. Данный подкласс веществ характеризуется риском получить отравление при соприкосновении, вдыхании и проглатывании вещества. Изображение на белом фоне трёх соприкасающихся полумесяцев, в которые вписан круг, означает, что в транспортном средстве перевозится вещество, относящееся к подклассу 6.2. Может присутствовать надпись Infectious dubstance (инфекционное вещество). Опасность заражения людей, животных, окружающей среды и городской инфраструктуры (системы канализации) высокая, контакт с веществом может привести к тяжёлому заболеванию.

Радиоактивные вещества

К седьмому классу опасных веществ относятся радиоактивные материалы, уровень излучения которых превышает установленные нормативы, в частности, удельная активность которых превышает значение 70.0 кБк/кг. Основной риск при перевозке таких веществ представляет жёсткое радиоактивное излучение, воздействующее на живые организмы в виде альфа/бета/гамма-лучей. Вторичными опасными воздействиями могут быть:

  • способность к самовоспламенению;
  • высвобождение тепловой энергии в больших количествах;
  • коррозионное воздействие на металлы.

При воздействии на организм основными поражающими факторами являются ожоги, ухудшение анализов крови, подавление иммунной системы, риск возникновения онкологических заболеваний, выпадение волос, лейкемия, летальный исход. Возникающие в результате воздействия радионуклидов генетические расстройства способны передаваться потомству. При перевозке грузов 7 класса опасности необходимо предпринять меры и соблюдать все требования, касающиеся транспортировки радиоактивных материалов. Хотя класс радиоактивных материалов не содержит подклассов, они подразделяются на три подкатегории, в зависимости от уровня излучения:

Категория радиоактивных веществ

Разделённый на две половины ромб с белым фоном, чёрным трилистником вверху и надписями Radioactive I, Contents___, Activity___ обозначает перевозку радиоактивных веществ, относящихся к первой, наименее опасной категории. Такое же изображение, но с жёлтым фоном верхней половинки, надписями Radioactive II, Contents___, Activity___ и табличкой с надписью Transport index обозначает перевозку радиоактивных веществ, относящихся ко второй категории. Изображение с жёлтым фоном верхней половинки, надписями Radioactive III, Contents___, Activity___ и табличкой с надписью Transport index обозначает перевозку радиоактивных веществ, относящихся к наиболее опасной третьей категории.

Отдельно следует упомянуть о радиоактивных материалах, в отношении которых существует вероятность возникновения при определённых обстоятельствах цепной реакции распада. Его маркировка представляет собой разделённый пополам ромб с белым фоном, в верхней половине которого присутствует надпись Fissile («делящийся»), а в нижней – табличка с надписью Transport index:

Transport index

Едкие/коррозионные вещества

К восьмому классу опасности относятся вещества, материалы, изделия, обладающие способностью наносить повреждения или порчу грузов и материалов при контакте с ними в результате просыпания или утечки. При попадании на эпителиальные ткани (слизистая оболочка, открытые участки кожи) могут приводить к ожогам и другим повреждениям. Достаточно обширная группа, включающая материалы/вещества, способные при контакте с водой или даже при повышенной влажности воздуха образовывать взвеси или пары, обладающие коррозионной активностью.

Подразделяются на три подкласса:

  • 1 – химические вещества, относящиеся к едким кислотам. Могут быть опасными как для людей, так и для других перевозимых грузов и самого транспортного средства;
  • 2 – химические вещества, относящиеся к едким щелочам. Также могут представлять опасность для окружения;
  • 3 – другие коррозионные/едкие вещества/материалы, представляющие опасность для других грузов транспортного средства и людей.

Перевозка опасных грузов 8 класса требует соблюдения соответствующих требования и правил. В частности, считающаяся одной из самых едких соляная кислота при перевозке требует обязательного использования танк-контейнеров или гуммированных автоцистерн. Все вещества, относящиеся к 8 классу, маркируются изображением в виде разделённого пополам ромба, нижняя часть которого окрашена в чёрный цвет, а верхняя имеет белый фон с изображением, говорящим о недопустимости попадания веществ данной группы на кожу или другие материалы:

Едкие/коррозионные вещества

Прочие опасные вещества/материалы/изделия

К девятому классу относятся вещества/материалы/изделия, представляющие опасность для людей и/или транспортного средства, способ действия которых не описан в других классах. Согласно ДОПОГ, подразделяется на два подкласса:

  • 1 – безопасные при обычных условиях твёрдые/жидкие вещества, материалы или изделия, которые в ряде случаев могут взрываться или воспламеняться (например, при длительном контакте с другими горящими веществами) и не относящиеся при этом к веществам 3/4 классов. В качестве примера можно привести волокна и горючие жидкости, способные воспламеняться в закрытых ёмкостях при температуре 61-100ºC;
  • 2 – безопасные в обычных условиях жидкие/твёрдые вещества, материалы или изделия, которые в ряде случаев (например, в результате химической реакции с участием других веществ) могут приобретать свойства коррозионных или едких веществ.

Прочие вещества

Для данного класса не существует какой-то главной опасности, как в случае других классов. Здесь можно выделить следующие группы рисков:

  • вещества, выделяющие очень мелкую пыль, вдыхание которой может привести к опасным последствиям для организма;
  • материалы, выделяющие при горении диоксины;
  • материалы/вещества, способные выделять легко возгораемые пары;
  • аккумуляторные батареи с литиевыми активными компонентами;
  • твёрдые/жидкие загрязнители водной и/или окружающей среды;
  • ГМО;
  • другие материалы, способные быть опасными при транспортировке и не попадающие под описание других классов.

Маркировка веществ/материалов, представляющих 9 класс, представляет собой ромб, нижняя половина которого имеет сплошной белый фон, а верхняя – ряд вертикально расположенных чёрных полос:

Упаковка опасных грузов

Все грузы, относящиеся к категории опасных, согласно европейской классификации ДОПОГ, должны снабжаться специальной маркировкой, описанной для каждого класса в предыдущих разделах. Кроме того, предъявляются определённые требования и к их упаковке. Обязательным является нанесение на упаковку специального цифрового кода ООН, по которому можно определить примерное содержимое перевозимого груза. Перед цифровым обозначением может присутствовать надпись UN, свидетельствующая, что упаковка перевозимого груза была произведена в строгом соответствии с рекомендациями ООН. Для грузов/товаров, относящихся к первому классу опасности, на упаковке должно присутствовать и отгрузочное наименование.

В случае транспортировки нескольких различных грузов/товаров, упакованных вместе, необходимо снабжать такую упаковку соответствующим числом идентификационных пометок с кодом ООН. Все надписи должны бить легко читаемыми, а способ и материал нанесения надписи не должны быть причиной ухудшения читабельности при воздействии таких внешних факторов, как дождь, снег, туман. В случае перевозки груза, который не требует наличия упаковки, идентификационные надписи, включая буквенно-цифровой код, следует наносить непосредственно на перевозимый товар.

Упаковка опасных грузов

Большинство опасных грузов требуют использования специальной упаковки:

  • транспортировка жидких грузов должна производиться в стеклянной таре (материал может быть и другим, если конкретную жидкость недопустимо перевозить в стеклянных ёмкостях);
  • бутылки должны перевозиться в ящиках, которые должны содержать прокладочные материалы, препятствующие непосредственному контакту стеклянной тары с материалом изготовления ящика;
  • стеклянная тара с ядовитыми жидкостями должна размещаться в ящиках, содержащих отдельные ячейки для каждой бутыли;
  • если опасные жидкости перевозятся в банках, бидонах или канистрах, они также подлежат упаковке в деревянную тару (ящики, коробки);
  • такое же требование предъявляется к грузам, перевозимым в мешках, если они не соответствуют все необходимым условиям.

Согласно требованиям ДОПОГ (перечисленным на странице 740), тара для транспортировки опасных грузов должна пройти испытания и быть сертифицированной. Разновидности одиночной тары, используемой при международных перевозках:

  • IBC контейнер (другое название – еврокуб), используется для транспортировки жидких грузов;
  • биг-бег – разновидность мягкого контейнера, используемого при транспортировке сыпучих материалов;
  • металлические/пластиковые бочки, канистры;
  • деревянные/пластиковые/металлические ящики.

Итак, теперь вы знаете, какие существуют основные классы опасных грузов, в каких условиях каждый из них должен перевозиться и какую маркировку иметь. Но если всё-таки после прочтения этой статьи у вас остались какие-либо вопросы, то смело задавайте их в комментариях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экономичные перевозки для жизни и бизнеса
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: