Времена, когда пальма первенства в суммарном грузообороте принадлежала железнодорожному транспорту, безвозвратно прошли. Сегодня в России, равно как и в большинстве развитых стран, большая часть товаров и материалов доставляется с использованием автомобильного транспорта. Совершенствование логистической составляющей и соответствующей инфраструктуры только усилило роль грузовых ТС, позволив перевозить одной машиной несколько партий разнородного товара. Справедливо и обратное: крупнооптовые поставки перестали быть проблемой для автотранспорта. Во многом – благодаря развитию сети перевозчиков, среди которых появились и очень крупные игроки, хотя основная масса товарооборота по-прежнему прерогатива среднего и мелкого бизнеса.
Было бы слишком наивно полагать, что эта сфера осталась вне зоны внимания различных аферистов, мошенников и откровенно криминальных элементов – кража груза при перевозке остаётся явлением если не массовым, то достаточно заметным. В результате страдают все заинтересованные стороны – отправитель, получатель, перевозчик (несущий высокие репутационные риски), поэтому подобные случаи могут и должны являться предметом расследования с целью установления масштабов хищения, виновных в совершении кражи и способа возмещения убытков. К сожалению, специфика отрасли такова, что в большинстве случаев выявить лиц, причастных к хищениям, не удаётся. Ответственность за кражу при этом обычно ложится на транспортную компанию, обеспечивавшую перевозки.
Немного статистики
Автотранспорт, являясь самой распространённой разновидностью транспортировки грузов, одновременно и наиболее уязвим в отношении хищений. Особенно заметным становится это явление при осуществлении мультимодальных поставок. Частые дозаправки, необходимость остановок для отдыха и приёма пищи водителями-дальнобойщиками – факторы риска, привлекающие внимание мошенников и упрощающие им задачу.
Хотя арсенал технических средств, сильно затрудняющих хищение товаров, сегодня достаточно обширен, многие владельцы грузовиков, особенно из категории частников, с целью экономии обходятся без их приобретения, что также является дополнительным стимулом для похитителей. Особенно частыми являются случаи вскрытия тентованных прицепов, располагающихся на ночную стоянку, чему способствует и стремление водителя отдохнуть в комфортных условиях – не в кабине, а номере мотеля.
Как свидетельствует вездесущая статистика, обычно такие преступления совершаются не в одиночку, а группой лиц, в составе которой обязательно присутствует осведомитель (обычно это сотрудник фирмы-отправителя груза, но нередки случаи участия работников силовых структур, имеющих доступ к соответствующей информации), организатор и исполнители. Преступники не брезгуют и такими способами узнать о маршруте следования и содержимом грузовика, как использование «жриц любви», а также подмешивание в напитки клофелиносодержащих препаратов, оказывающих снотворное воздействие. Словом, арсенал средств для совершения краж достаточно велик, что превращает грузоперевозки в высокорискованный бизнес.
Кто виноват?
Согласно существующей практике, за сохранность груза на всём пути его следования отвечает перевозчик. Обычно данный пункт фиксируется в договоре, поэтому при выявлении недостачи получатель имеет законное право обратиться с претензией к транспортной компании. Если последней удаётся доказать, что хищение произошло без участия её представителей, она освобождается от ответственности. Проблема состоит в том, что на практике такие случаи – большая редкость. Более того, сам факт открытия уголовного производства по факту ограбления, воровства, хищения груза отнюдь не является аргументом в пользу перевозчика.
Другое дело, если в договоре по осуществлению грузоперевозок присутствует экспедитор – в этом случае он может разделить ответственность с перевозчиком. Однако вряд ли вина может быть возложена на экспедитора целиком – его ответственность, скорее всего, будет носить солидарный с фирмой-перевозчиком характер. Во всяком случае, соответствующая норма имеется в гражданском законодательстве РФ.
Отметим, что предоставление видеоматериалов также не может рассматриваться как доказательство чьей-либо невиновности, поскольку только следственные действия могут определить степень вины подозреваемых в совершении кражи. И если исполнителей иногда вычисляют, то организаторы практически всегда выходят сухими из воды. В случае осуществления международных перевозок степень вины перевозчика регулируется документом под названием «Конвенция о договоре перевозки груза». В КДПГ имеются пункты, которые снимают с перевозчика вину за недостачу товара:
- если порча, хищение или невыполнение сроков поставки груза произошли по вине отправителя, получателя или экспедитора (неправильное инструктирование перевозчика, упущения, преднамеренные действия, вызвавшие эксцесс);
- если перевозимый груз изначально имел дефекты;
- если причиной недостачи явились обстоятельства, которые принято считать форс-мажорными (предотвратить/избежать последствий которых перевозчик был не в состоянии).
Однако все эти причины являются чисто оценочными, реальную вину перевозчика и обстоятельства, касающиеся возмещения убытков, устанавливает судебная инстанция, руководствуясь пакетом предоставленных документов.
Кто может требовать возмещения ущерба
Поскольку пострадавших сторон при совершении хищения товара при грузоперевозке может быть больше одной, в качестве истцов также могут выступать и товароотправители, и грузополучатели. Как правило, большинство сделок осуществляет по полной или частичной предоплате, поэтому чаще в судебные инстанции с иском о возмещении нанесённого ущерба обращаются грузополучатели.
Отправитель товара может стать подателем искового заявления в тех случаях, когда условия сделки предусматривают послеоплату, или если кража товароматериальных ценностей из транспортного средства была произведена при осуществлении перевозок между объектами одной компании. Скажем, если кража груза имела место при доставке партии товара с оптового склада в розничную сеть. В этом случае ответчиком будет перевозчик, а подателем искового заявления – отправитель (который в данном случае де-юре является и получателем).
Отдельно следует упомянуть случаи, когда перевозкой занимаются водители, работающие в пострадавшей компании. Тогда возмещение ущерба проводится в соответствии с нормами трудового законодательства. Поскольку грузоперевозки являются бизнесом с высокими рисками, в практику входит страхование перевозимых грузов, расходы на которое обычно несут оба участника сделки. В случае кражи товара пострадавшей стороной становится страховая компания, и именно она может предъявить иск о возмещении понесённых убытков.
Документальное подтверждение кражи
Если пострадавшая сторона намерена инициировать подачу заявления в правоохранительные органы, она обязательно должна подготовить для предъявления пакет документов, которые бы подтверждали факт наличия соответствующих полномочий главы компании (это может быть, к примеру, выписка из реестра юр. лиц, или копия протокола заседания о назначении на пост руководителя компании). Если заявление будет подавать не глава фирмы, потребуется доверенность на имя представителя компании. Кроме того, необходимо будет подготовить следующий пакет документов, касающихся той грузоперевозки, в отношении которой подаётся заявление о краже:
- транспортная накладная;
- подтверждающие приобретение перевозимого груза документы (счета-фактуры, договора, желательно также предоставление бумаг, подтверждающих факт оплаты);
- договор на автоперевозки товара;
- страховой полис (если груз был застрахован);
- регистрационные документы ТС.
Если стоимость украденного при перевозке груза была очень высокой, и при этом имеются подозрения в целенаправленности хищения, перед подачей искового заявления в случае, когда претензия не была удовлетворена, следует запастись документами, выданными правоохранительными органами, подтверждающими сам факт недостачи. Понадобится также экспертное заключение касательно реальной стоимости украденного груза. Одним из документов, подтверждающих факт кражи, является коммерческий акт. Хотя этот документ составляется в произвольной форме, существует несколько основных правил, касающихся его приблизительной структуры и конкретного содержимого.
Как правило, акт составляется во время процедуры приёмки перевозимого груза. В нём указываются сведения о транспортном средстве, осуществлявшем перевозку, приводится базовая информация о фирме-перевозчике. Основная часть коммерческого акта должна содержать сведения, касающиеся хищения товара (наименование товара с указанием артикулов, объём выявленной недостачи, суммарная оценка украденного груза). Акт должны подписать представители перевозчика и получателя товара. Если представитель перевозчика отказывается от фиксации факта хищения, коммерческий акт будет представлять собой документ, составленный в одностороннем порядке.
Оформление претензии
Специфика отечественного законодательства, касающегося рассмотрения споров по краже грузов, заключается в использовании специально оговоренного претензионного порядка. То есть предъявлению иска в отношении виновной стороны, которой автоматически становится перевозчик, должно предшествовать составление претензии. Данная процедура является обязательной, и во многих случаях именно претензия является документом, способствующим урегулированию спора без подачи искового заявления в судебные органы, особенно если сумма ущерба оказывается сопоставимой с судебными расходами. Или если временные рамки судебного разбирательства не устраивают обе стороны. Кроме того, грамотно составленная претензия часто облегчает получение доказательств самого факта хищения и/или неучастия в ней представителей перевозчика.
Согласно действующему законодательству, претензию составляют исключительно в письменной форме. Если имело место многократное хищение, претензия оформляется по каждому случаю отдельно. В претензии обязательно указывается перечень дополнительных документов, которые могут рассматриваться как доказательства правомерности изложенных в самой претензии требований со стороны пострадавшей компании. Это может быть коммерческий акт, другие документы, на основании которых производился расчёт суммы возмещения ущерба.
Структура претензии должна включать следующие пункты:
- за какое конкретное действие должна нести ответственность виновная сторона (полная утеря перевозимого груза, частичная утрата товара, доставка товара в виде, непригодном для дальнейшего использования, несоблюдение сроков поставок)
- за что именно предъявляется претензия (за полную или частичную утрату груза, повреждение, порчу, просрочку в доставке и т. п.), после чего приводится обоснование претензии;
- какова сумма претензии (если требований несколько – указываются цифры по всем требованиям), каковы временные рамки удовлетворения приведённых требований;
- почтовый адрес, на который сторона-ответчик должна выслать аргументированный ответ;
- банковские реквизиты подателя претензии с указанием номера расчётного счёта (на тот случай, если ответчик решит удовлетворить претензию, не прибегая к судебному разбирательству);
- дата составления документа.
Перевозчик (экспедитор) обязан дать ответ на выставленную претензию не позднее 30 календарных дней с момента получения документа.
Что делать после подачи претензии
Если мирным путем посредством подачи претензии решить проблему возмещения нанесённого ущерба не удалось (например, перевозчик считает, что не имеет отношения к тому, что груз похищен), остаётся обратиться в арбитражный суд, расположенный по месту регистрации компании-перевозчика. Напомним, что установленный законодательством срок реагирования на претензию составляет один месяц с момента подачи. Намного проще ситуация разрешается в случае, когда перевозимый груз был застрахован.
Все документы, касающиеся фиксации самого факта хищения и определения стоимости убытков, направляются в страховую компанию, которая обязана выплатить страховую компенсацию в оговоренных страховым полисом лимитах. Все дальнейшие действия по поиску виновника хищения ложатся на плечи страховщика. В случае рассмотрения дела о краже в судебной инстанции следует помнить, что в отношении подобных исков действует норма, предусматривающая срок исковой давности, равный 365 календарным дням.
Правовое регулирование хищений при осуществлении грузоперевозок
Как уже отмечалось выше, ответственность за сохранность груза целиком ложится на транспортную компанию. В случае фиксации кражи части товара именно перевозчик является стороной, на которую ложится вся ответственность, в том числе и связанная с возмещением убытков. Перевозчик может доказать свою невиновность, если установит лицо (группу лиц), причастных к совершению противоправного действия. Если им окажется работник транспортной компании, возмещение ущерба можно будет взыскать с него. Проблема в том, что самостоятельно доказать вину подозреваемого в совершении кражи лица крайне сложно, а раскрываемость подобных преступлений правоохранительными органами остаётся крайне низкой.
Как же можно бороться с этой проблемой?
О том, что кражи груза при осуществлении грузоперевозок приобрели масштабы пандемии, свидетельствуют следующие факты:
- всё большее количество страховых компаний отказывается заключать договоры по грузоперевозкам автомобильным транспортом (в отношении железнодорожного, речного/морского транспорта и авиаперевозок ситуация намного оптимистичнее), растёт также количество отказов в осуществлении страховых выплат, аргументируемое мошенничеством со стороны поставщиков/получателей груза;
- количество детективных агентств, специализирующихся на действиях, связанных с поиском пропавших грузов, растёт по экспоненциальному закону;
- многие арбитражные суды буквально завалены делами, имеющими отношение к мошенническим действиям, приведшим к утрате перевозимого груза.
Согласно официальным сводкам МВД РФ, имеются большие проблемы с уровнем раскрываемости подобных дел, которые, как правило, тормозятся уже на предварительной стадии установления пострадавшей стороны, редко доходя до поиска виновников.
В настоящее время какого-либо решения, способного обезопасить грузообладателей и перевозчиков от убытков, связанных с хищением, не существует. Как свидетельствует практика, в подавляющем большинстве случаев кража осуществляется третьими лицами, то есть речь идёт о договорах транспортной экспедиции. В соответствии с принятым в 2003 году ФЗ «О транспортной экспедиции», деятельность экспедитора заключается в грузообладателям подробной информации о транспортной компании, а перевозчикам предоставляются сведения о перевозимом грузе.
Но это никоим образом не упрощает рассмотрение дел, связанных с хищениями грузов – с юридической точки зрения у поставщиков, получателей груза, перевозчиков, экспедиторов и страховщиков до сих пор нет единой концепции в отношении рассмотрения данной категории дел. На ежегодно проводимых конференциях, симпозиумах, семинарах данная проблема поднимается снова и снова, но конкретного ответа на вопрос, как обезопасить себя от действий мошенников, и как последним удаётся вклиниться в цепочку грузоперевозок, получить не удаётся. Ряд мер позволит снизить риск хищений до приемлемого уровня:
- выбирайте известную транспортную компанию, которая дорожит своей репутацией;
- старайтесь по возможности страховать груз;
- особое внимание следует уделять отгрузке/приёмке товара;
- сведите к минимуму любые простои при перевозке товара – это существенно снизит риск хищений;
- старайтесь избегать перевозок в выходные и особенно праздничные дни, когда преступники особенно активны;
- по мере возможности соблюдайте конфиденциальность при осуществлении перевозок – чем меньше людей будет обладать информацией о маршруте движения и содержимом партии товара, тем лучше.
И всё же гарантировать безопасность ваших грузов даже принятие самых строгих мер безопасности не в состоянии, а грузоперевозки автомобильным транспортом остаются самым рискованным способом доставки товаров.