Несмотря на высокий уровень опасности подобных грузов, их перевозка является необходимой для многих стран и отдельных городов. Потому такая деятельность широко распространена в России и входит в число наиболее востребованных сфер бизнеса. Чтобы осуществлять международные перевозки опасных грузов, требуется обязательно соблюдать ряд правил и придерживаться стандартов. Эта работа сопряжена с повышенным уровнем ответственности, потому осуществлять её могут только специально подготовленные люди. Важно учитывать, что грузоперевозки непосредственно связаны с большим количеством рисков. А когда на борту находятся опасные грузы, риск увеличивается в несколько раз. Для осуществления международных перевозок необходимо учитывать актуальные правила по транспортировке, выполнению погрузо-разгрузочных работ, хранению и пр. Ведь такой груз несёт потенциально очень высокую опасность для людей, их здоровья, жизни, а также для состояния экологии.
Особенности грузоперевозок опасного груза
Опасным грузом являются все вещества и товары, перевозка которых связана с потенциальной опасностью для экологии, человеческого здоровья и жизни, а также имущества. Этот вид груза требует обязательного и строгого соблюдения предусмотренных для каждого конкретного типа товара или вещества правил. Существует огромное количество продукции, которая выделяет опасные компоненты. В основном, это касается следующих производственных и потребительских отраслей:
- Изготовление химических продуктов, таких как щёлочи и кислоты;
- Производство продукции с ядовитыми и радиоактивными свойствами;
- Производственные процессы, связанные с нефтепродуктами;
- Ядохимикаты и различные удобрения, используемые в сельскохозяйственных и аграрных отраслях бизнеса;
- Медицинские препараты и их компоненты;
- Изготовление продукции для оборонной промышленности;
- Бытовые вещества, характеризующиеся повышенной токсичностью и ядовитостью.
К бытовой продукции можно отнести как средства для уборки дома, так и горюче-смазочные материалы, активно применяемые для эксплуатации автомобилей. Это условный сокращённый перечень, поскольку полный список опасных грузов в десятки раз длиннее. Но уже по этим примерам можно убедиться, что транспортировка опасных веществ и продуктов осуществляется в огромных масштабах, поскольку все пользуются медпрепаратами, моющими средствами, нефтепродуктами и пр.
Высокий уровень востребованности такой продукции объясняет спрос на международные перевозки опасных грузов (МПОГ). Статистика наглядно показывает, что большинство грузоперевозок, в рамках которых осуществляется международная перевозка опасных грузов, происходит по суше. Потому здесь более востребованным считается автотранспорт и железнодорожный вид доставки. Доля воздушных и морских перевозок значительно меньше. Но и их транспортные службы выполняют ряд важных задач.
Важно понимать, что автодороги и железнодорожные ветки проходят через крупные города и населённые пункты. Потому перед перевозчиками стоит задача обеспечить максимально эффективную и безопасную доставку всех опасных и потенциально опасных грузов. Небольшие аварии, утечки химикатов способны не просто нанести материальный ущерб, но и привести к загрязнению экологии, смерти и порче здоровья людей. Определённую специфику имеет перевозка такой категории товаров автотранспортом. Главной особенностью здесь является тот факт, что к организации таких перевозок предъявляют особые требования. Необходимо использовать только специальный вид транспорта, оборудованный соответствующими возможностями и выполняющий международные требования по безопасности.
Для каждого случая предусмотрены свои международные правила. Это во многом зависит от того, какой класс опасных грузов перевозят на автотранспортном средстве. Для этих целей предусмотрена специальная маркировка, которую используют для обозначения груза. Выполнять МПОГ могут только люди со специальной подготовкой и квалификацией. Они несут полную ответственность за доставку, погрузо-разгрузочные работы, маркировку и все остальные манипуляции, непосредственно связанные с отправкой груза из одного пункта в другой.
Ряд операций по грузоперевозкам требует предварительного получения особого разрешения и согласованного маршрута. Это вопрос уже к логистическим службам, которые обязаны предусмотреть все нюансы доставки и составить оптимальный маршрут для каждого вида транспорта, перевозящего опасный тип груза. Внутренние и международные правила транспортировки разрабатываются с исключительной целью, которая преследует снижение любой потенциальной опасности и предотвращение аварийных ситуаций. Потому специалистами были разработаны нормативные документы, регулирующие выполнение различных задач и операций, связанных с такими категориями товаров. Доставка на международном уровне контролируется заключёнными соглашениями специальными конвенциями.
Нормативные документы
Чтобы перевозка опасных грузов в международном сообщении осуществлялась с соблюдением всех норм и стандартов, для этого были составлены особые документы. Каждый участник, который осуществляет перевозки за пределами собственной страны, обязан подписать и следовать этим установленным для всех правилам. В основном, грузоперевозчики отталкиваются от рекомендаций ООН. За разработку положений отвечает экспертная комиссия, которая согласовывает все пункты на международном уровне, использует специальную классификацию и маркировку, одинаковую для всех участников.
Опираясь на эти рекомендации, внутреннее руководство каждой страны обязуется выполнять перевозку опасного вида груза согласно регламенту, используя только разрешённый вид транспортных средств. Рекомендации или Типовые правила периодически обновляются и дополняются. Это связано с появлением улучшенных средств для перевозки опасного груза, разработкой новых технологий и необходимостью доставки иных видов товаров и веществ. Потому правила требуется корректировать и вносить некоторые изменения. Последние нововведения отображены в 20 пересмотренном издании, выпущенном в 2017 году. Следующее обновление выйдет в 2019 году, поскольку корректировка осуществляется каждые 2 года.
Но существуют определённые проблемы, связанные с международными правилами и нормативными актами разных стран. Между ними часто возникают противоречия. Некоторые используют отличающиеся способы классификации для одной и той же категории товаров. Для одних стран груз считается опасным, а другие его к такой категории не относят. Аналогично обстоит ситуация с маркировкой. Противоречия пытаются устранить путём доработки международных нормативов, но это не всегда помогает.
Не все понимают степень опасности таких расхождений в классификации и маркировке. Опасные грузы не перестают оставаться такими даже после их доставки на требуемый объект. Ведь продукция бывает как промышленной, так и бытовой. А потому всегда остаётся угроза здоровью, жизни людей и экологии на всех этапах, помимо транспортировки. Принимающая груз сторона ориентируется на маркировку и применяет соответствующие меры по хранению и обеспечению безопасности продукции.
Не сложно представить, что на легковоспламеняющемся товаре не поставили маркировку, которая бы об этом сообщила принимающей стороне. В итоге товар может легко оказаться в условиях, при которых он легко загорится. Результатом подобного несогласования становится в лучшем случае пожар. Для решения проблемы специалисты регулярно обновляют нормативы, связанные с классификацией и маркировкой всех категорий опасных грузов. Эта согласованная система классификации также имеет уже несколько редакций.
В настоящее время самыми важными нормативами для транспортировки опасных грузов считаются:
- Рекомендации ООН по транспортировке опасных категорий грузов;
- Дополнение к рекомендациям в виде руководства по испытаниям и критериям;
- Типовые правила;
- Система классификации и маркировки.
Эти документы позволяют грузовладельцам, грузоотправителям и перевозчикам получать основные сведения о степени и классе опасности товаров, а также учитывать все нюансы их транспортировки. Такие нормы являются основой для всех компаний, которые осуществляют внутренние и международные перевозки, связанные с опасными товарами и веществами. Отдельно стоит отметить документ, который регламентирует основные правила по обеспечению безопасной перевозки радиоактивных веществ и продуктов. Целью документа является установление основных требований, позволяющих безопасно для людей, их имущества и экологии транспортировать радиоактивные грузы.
Международные соглашения
Существует несколько ключевых документов международного уровня, которые созданы для регулирования вопросов транспортировки опасной категории грузов. К таковым относят:
- Оранжевую книгу ООН;
- Базельскую конвенцию;
- Правила транспортировки радиоактивных веществ, разработанные Международным агентством атомной энергетики;
- Конвенцию гражданской ответственности за нанесённый ущерб в ситуациях, связанных с перевозкой опасного груза;
- Соглашения о межгосударственных перевозках разрядного и опасного груза, используемого странами СНГ.
Та же Базельская конвенция регулирует вопросы о трансграничных перевозках и удалении опасных отходов. А в Оранжевой книге прописаны типовые правила для перевозчиков опасных грузов.
Именно на основе книги ООН, которая регулярно обновляется и дополняется, большинство стран разрабатывают собственные правила по перевозкам. Но также стоит обратить особое внимание на документы, ориентированные на контроль за перевозками на каждом виде транспорта. Здесь идёт разделение на несколько категорий:
- Река и автодороги;
- Воздух;
- Железная дорога;
- Море.
Рассмотрим их отдельно.
Реки и дороги
В случае с автомобильным и речным транспортом основным документом считается Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов. Разрабатывается свод нормативов специалистами экономической комиссии при ООН. Все актуальные правила ООН регулярно публикует и обновляет на сайте ЕЭК, то есть Европейской экономической комиссии. Перевозчикам стоит туда периодически заходить и следить за актуальными нововведениями. Это Европейское соглашение условно можно разделить на ДОПОГ и ВОПОГ. В первом случае речь идёт о нормативных актах, предусматривающих основные требования и правила по перевозке опасного вида груза с помощью автотранспортных средств. ВОПОГ регулирует вопросы транспортировки по внутренним водным путям, то есть речным видом транспорта.
Воздух
Сюда относят воздушные виды транспортных средств, используемые для перевозок опасных грузов. Авиация полагается на два основных документа:
- Это свод правил, регулирующих перевозку опасных категорий грузов. Здесь нормы и правила считаются более жёсткими в сравнении со вторым документом;
- ИКАО. Технические руководства по обеспечению безопасной транспортировки воздухом. За их публикацию отвечают представители международной организации гражданской авиации.
Воздушные транспортные средства также осуществляют доставку товаров и веществ, которые относятся к категории опасных. Потому для них разработаны соответствующие документы, определяющие правила и нормы по безопасной перевозке.
Железная дорога
Для железнодорожной перевозки опасного груза существует несколько основных документов, на которые следует ориентироваться:
- Комплекс правил, предусмотренных для перевозки в международном сообщении;
- Соглашение о международном грузовом сообщении. Тут основополагающим выступает второе приложение к действующему соглашению;
- Правила перевозки, утверждённые на совете уполномоченных представителей администрации железнодорожного транспорта;
- Правила аналогичной инстанции, но касающиеся жидкого наливного груза, перевозки в цистернах и бункерных вагонах.
Здесь правила достаточно жёсткие и строго регламентированные, поскольку железнодорожная грузоперевозка является одной из самых распространённых и часто используемых.
Море
Для морского транспорта при перевозке опасных грузов предусмотрены такие международные соглашения:
- МАРПОЛ;
- СОЛАС 74;
- МК МПОГ;
- BC Code.
Но каждый грузоперевозчик, помимо основных международных требований, обязан строго следовать внутренним правилам и нормативным актам. Без таких знаний осуществлять международные грузоперевозки запрещено. Потому перед выездом с опасным грузом на территорию иного государства обязательно учтите все местные правила, получите необходимые разрешения и следуйте внутренним инструкциям.
Получение разрешений на грузоперевозки
Как вы можете наглядно видеть, в международном сообщении действуют особые правила перевозки опасных грузов. Чтобы иметь возможность для транспортировки товаров и веществ в разные страны, следует опираться на особенности международных правил, а также отталкиваться от норм каждой отдельно взятой страны. Для грузоперевозок такого типа компания не может осуществлять свою деятельность без специальных разрешений. В России их можно получить через федеральную структуру Ространснадзор. Предусмотрена единая форма документа. Но она может предусматривать 2 варианта перевозок.
- Однократная. Документ предусматривает разрешение на реализацию одной грузоперевозки согласно маршруту и с учётом качественно-количественных характеристик опасных веществ или товаров;
- Многократная. Разрешение позволяет совершить несколько одинаковых транспортировок. Но обязательным условием является соблюдение единых качественно-количественных характеристик, а также единый согласованный маршрут. Если меняется маршрут или перевозится иной вид опасного груза, требуется другое разрешение. Максимальный срок действия многократного разрешения составляет 6 месяцев.
Для получения разрешительных бумаг от Ространснадзора компания-перевозчик обязана направить в отделение ведомства специальную заявку. Она подаётся в региональные подразделения, которые наиболее близко расположены к грузоперевозчику. При этом заявление обязательно отправляется минимум за 7 дней до запланированной отправки опасного груза. Все поданные заявления регистрируются в специальном журнале согласно единой установленной форме. Когда территориальное ведомство принимает решение, перевозчик получает уведомление о том, допускается ли груз к отправке, либо нет. Уведомление с ответом приходит в течение 5 рабочих дней.
Прежде чем выдать разрешение, контролирующие органы обязаны проверить груз и условия его перевозки в соответствии с требованиями международных соглашений. Также они обязаны удостовериться, что по заявленному маршруту перевозчик действительно имеет возможность осуществлять транспортировку. Если указанные в заявке условия соответствуют требованиям и нормам, тогда учреждение выдаёт разрешение. Чтобы заявку не отправили обратно на доработку, либо не последовал отказ, заявителям следует внимательно подходить к вопросу оформления этого документа. Его следует заполнить всей необходимой информацией, которая будет включать:
- Название и полное юридическое наименование компании-грузоперевозчика;
- Контактные данные транспортной организации, телефонные номера, юридические адреса и адреса фактического расположения;
- Если грузоперевозки осуществляет предприниматель, в заявке указывается его полное ФИО и контактные данные;
- Класс опасности в соответствии с международными стандартами, разделяющими опасные грузы на несколько категорий (от 1 до 9 класса);
- Все необходимые характеристики перевозимого груза, имеющего опасные свойства. Здесь следует указать его название, качественно-количественные параметры, тип используемой упаковки и пр.;
- Тип применяемого для грузоперевозки транспортного средства со всем регистрационными сведениями;
- Контакты, юридические адреса и расположение отправителей и получателей;
- Копии все документов, которые подтвердят факт допуска выбранного вида транспорта для перевозки указанной категории товаров.
Это обязательное заявление дополняется определёнными документами. А именно:
- Соглашением по грузоперевозкам, которое подписали обе стороны. Здесь требуется наличие прописанных размеров, категорий и особенностей транспортировки товаров в соответствии с международными правилами;
- Тремя копиями товарно-транспортных накладных;
- Рекомендациями по перевозке опасных грузов. Сюда же включают инструкции, необходимые при возникновении аварийных ситуаций;
- Копиями экспедиторских документов и документации водителей, которые будут осуществлять конкретную указанную транспортировку;
- Документами о проведении специальных инструктажей;
- Допусками к международным грузоперевозкам.
Если у грузоотправителя возникают сложности в вопросе подготовки заявления, он может обратиться за помощью в компанию грузоперевозчика. Многие фирмы оказывают непосредственную поддержку, проводят консультации и помогают отправителям заполнить все бумаги, подготовить документы и копии. Планируя доставить груз опасных категорий в другие страны, настоятельно рекомендуется обращаться только в проверенные, сертифицированные и хорошо себя зарекомендовавшие на международном уровне компании. Только так вы сможете гарантировать безопасность доставки, а также полную сохранность отправляемого груза.
Реализация международных перевозок автотранспортом
Отдельно стоит рассказать алгоритм действий грузоперевозчиков при транспортировке опасных категорий грузов с использованием автотранспорта. Здесь есть несколько основных этапов:
- автотранспорт;
- выбор маршрута;
- загрузка;
- отправка;
- выгрузка/погрузка;
- транспортировка.
Каждый из них разберём отдельно.
Автотранспорт
С экономической точки зрения и с позиции обеспечения безопасности грузоперевозок оптимальным видом транспорта считаются автомобили. Чтобы получить доступ к отправке опасного груза, машины обязаны соответствовать определённым требованиям. Здесь применяются следующие нормативы:
- Наличие укреплённого топливного бака, отделённого от аккумулятора надёжными перегородками;
- Минимум один упор для предотвращения отката автотранспорта при стоянке;
- Использование высокопрочной основной антиблокировочной системы и аварийной;
- Применение высокочувствительных предохранителей в электроцепях;
- Система для отвода выхлопа на максимальное удаление от груза и пр.
Весь автотранспорт, позволяющий перевозить опасный груз, можно поделить на:
- автомобильные цистерны;
- самосвалы;
- площадки для контейнерных перевозок;
- оснащённые специальным оборудованием микроавтобусы;
- лесовозы.
Согласовав подходящий вариант автотранспорта, перевозчик переходит к вопросу согласования маршрута.
Маршрут
В соответствии с международными правилами, регулирующими перевозку опасного груза, маршрут должен быть согласован перед отправкой. Но также стоит заметить, что маршрут допускается менять и корректировать. Для этого требуется направить в специальные ведомства ГАИ дополнительные документы и заявление. Делать это могут только ответственные представители грузоперевозчика, обладающие соответствующими полномочиями. Если маршрут не был одобрен, его требуется пересмотреть и внести изменения в соответствии с выявленными неточностями или ошибками.
Загрузка товаров
При передаче своего груза компании-перевозчику, грузовладелец обязан предоставить специальный паспорт безопасности. Документ оформляется в соответствии с международными стандартами. Когда перевозчик принимает груз, водители всегда проверяют наличие маркировки и сверяют указанную классификацию в документах с тем, что представлено на таре с грузом. Крайне важно, чтобы маркировка отвечала нормам ГОСТ 19433 88, а также была выполнена в соответствии с ДОПОГ. Дополнительно проверяется наличие инструкций по информированию в случае возникновения опасных ситуаций. По ним водитель сможет быстро сориентироваться и принять ряд мер по минимизации опасности в случае аварии или иных непредвиденных обстоятельствах.
Отправка
Отправка осуществляется при тщательном контроле экспедитора, который отвечает за полное сопровождение международных грузов опасной категории. Здесь большую роль играет наличие квалифицированных кадров в составе компании грузоперевозчика. Выбор экспедиторов или диспетчеров по грузоперевозкам считается ответственным мероприятием. Важно, чтобы опасный груз сопровождал профессионал, поскольку это позволяет полностью контролировать все этапы транспортировки, включая выгрузку на точке прибытия товаров.
Погрузо-разгрузочные работы
Погрузка и разгрузка должны осуществляться максимально точно и осторожно, чтобы не спровоцировать удары, возникновение искры и любые деформации, потенциально опасные для груза. Потому в обязательном порядке перед началом таких операций водитель обязан выключить двигатель и перейти в безопасное место. Погрузо-разгрузочные работы осуществляются только в специально оснащённых местах, предназначенных для опасных грузов. Участие человека при этом минимальное, либо они работают на расстоянии.
При автомобильных перевозках на этапе погрузо-разгрузочных работ не допускается применение подъёмных механизмов. Его груз перевозится в бутылях или иных ёмкостях, используют тележки, надёжность которых проверяется перед каждой выгрузкой или загрузкой. Категорически запрещено переносить опасные категории товаров и грузов на спине.
Выгрузка и загрузка выполняются строго на расстоянии минимум 125 метров от жилых построек и общественных зданий. Удаление от автомобильных магистралей составляет минимум 50 метров.
Транспортировка в особых условиях
Здесь есть несколько основных правил и рекомендаций, которых должны придерживаться водители:
- Если опасный груз перевозится с помощью автотранспорта зимой, когда на дорогах образуется гололёд, требуется создать все условия для обеспечения безопасного передвижения. Для этого рекомендуется предварительно посыпать маршрут транспорта песком или специальными смесями для удаления ледяного слоя;
- Заправку требуется выполнять только при условии отсутствия в радиусе 25 метров иных транспортных средств;
- Скорость движения определяется действующими правилами дорожного движения страны, где находится транспортное средство. Также обязательно учитываются дорожные условия. Водитель обязан придерживаться такого режима движения, чтобы гарантировать максимальную безопасность;
- При передвижении в составе колонны расстояние между авто регламентировано. Оно составляет 50 метров на ровных участках. Если это спуски и подъёмы, тогда расстояние увеличивается до 300 метров;
- Стоянка осуществляется исключительно на специально отведённых для этого местах. Они должны располагаться минимум в 200 метрах от любых общественных и жилых построек;
- Если перевозка предусматривает расстояние более 500 километров, транспортные средства с опасными грузами оснащаются добавочными топливными баками. Это следует предварительно согласовать с автоинспекцией и внести соответствующие изменения в техпаспорт;
- Машины оснащаются специальными маячками, которые характеризуются мигающей функцией и использованием оранжевого цвета. Их следует установить на первой машине в составе колонны сверху авто;
- Если есть необходимость, автотранспорт с опасным грузом сопровождается полицией или иными патрульными авто с обязательным использованием включённых фар. Иногда применяются спецсигналы.
Соблюдать эти правила следует не только по причине того, что за нарушение последует серьёзное наказание, они разработаны для обеспечения безопасности все участников движения и людей, прямо или косвенно относящихся к опасным грузам. Нарушая нормы и международные требования, грузоперевозчик подвергает серьёзному риску собственных водителей, других участников движения, а также людей, находящихся в радиусе потенциальной угрозы при возникновении аварийной ситуации. Следует понимать, что ряд правил и законов разработаны на основе печального опыта неудачных перевозок. Потому не стоит их игнорировать.