Какими особенностями характеризуется страхование ответственности экспедитора

Страхование, как и грузоперевозки, являются чрезвычайно востребованными и популярными услугами. Причём между ними существует непосредственная связь. Множество крупных компаний и организаций, которые занимаются транспортировкой различных видов груза, обязательно стараются страховать не только сам перевозимый товар, но и ответственность собственных экспедиторов, работающих на предприятие. Такой вид страхования способствует заметному снижению потенциальных финансовых рисков. Наличие страховки даёт возможность избежать серьёзных рисков, юридических и судебных разбирательств в случае повреждения, утери и прочих непредвиденных ситуаций с грузом.

Особенности страхования ответственности экспедитора
Когда и зачем страховать ответственность экспедитора.

Что это?

Для начала следует разобраться в сути страхования ответственности экспедиторов. Это своего рода инструмент для обеспечения финансовой защиты компании, которая предлагает услуги по грузоперевозкам. Такая страховка позволяет минимизировать вероятность возникновения ущербов с любой из сторон, которые принимают участие в грузоперевозках. То есть страховая услуга защищает интересы клиента и транспортной организации одновременно.

Нельзя не отметить тот факт, что ряд организаций, которые ищут грузоперевозчиков для обеспечения выполнения крупных заказов по транспортировке товаров, при открытии тендера называют наличие страхового полиса обязательным условием для допуска к участию в его розыгрыше. Если у компании отсутствует страховка по ответственности экспедитора, на возможность получить крупный заказ ей рассчитывать не стоит. Потому всё большее число транспортных организаций страхуют ответственность своих диспетчеров по грузоперевозкам, то есть экспедиторов.

В страховании ответственности есть ряд особенностей и нюансов. Все они в обязательном порядке учитываются, чтобы избежать возможных спорных ситуацию и юридических разбирательств со стороной клиента. Но главная особенность заключается в том, что действующие законы не совсем поддерживают и признают подобный вид страховки. Для многих это становится проблемой. Другие же легко находят выход из сложившейся ситуации. Судебная практика не устоялась в полной мере по подобным вопросам. Потому порой сложно предугадать, в чью именно пользу примет решение суд. Зачастую судью действуют на своё усмотрение.

Особенности ответственности экспедитора

Такие сложности в отношении законности и незаконности страхования ответственности экспедитора обусловлены наличием двух важных статей в законах:

  • В Гражданском Кодексе предусмотрено, что страхование ответственности возможно во всех случаях, предусмотренных законодательством РФ. Это прописано в статье No932. Но проблема в том, что ни в одном из законов нет понятия страхования ответственности экспедитора;
  • Но в постановлении Арбитражного Высшего суда говорится иное. Здесь ещё в апреле 2010 года признали такой вид страховки на законодательном уровне.

Такие разногласия в важных нормативных документах привели к возникновению целого ряда сложностей и конфликтов. Это особенности становится заметным в ситуациях, когда страховая компания, выплатив средства по наступившему страховому случаю, начинает пытаться стягивать с виновной стороны стоимость нанесённого ущерба. Если обратиться в суд в связи с подобной ситуацией, он может занять как одну, так и другую сторону в конфликте. Тут всё зависит от того, будет судья опираться на Гражданский кодекс, либо же использует постановление Арбитражного суда.

Решение суда

Особенности

Как уже говорилось ранее, страхование ответственности экспедитора имеет широкий перечень важных особенностей, которые следует обязательно учитывать при оформлении полиса и его использовании в рамках наступившего страхового случая. В основном, ключевые нюансы страхования связаны с размерами страховых выплат, которые обязаны выдать страховые компании. Формирование величины выплат зависит от некоторых факторов. А именно:

  • возможность нанесения различных убытков;
  • лимиты страхового покрытия;
  • потенциальные риски по страховке;
  • используемые при грузоперевозках транспортные средства;
  • субподрядчики;
  • характеристики перевозимых грузов;
  • объём грузоперевозок;
  • маршрут следования товаров и грузов.

Здесь крайне важно отметить, что такой вид страхования не относится к числу обязательных. Потому экспедитору не обязательно иметь полис страхования, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность. Хотя здесь есть иная сторона. Многие компании, которые заинтересованы в услугах грузоперевозчиков, попросту настаивают на наличие у транспортных компаний страховки экспедитора. Есть ряд особенностей, которые непосредственно связаны с процедурой возмещения страхового ущерба. Здесь следует обращаться к Федеральному закону, рассматривающему вопрос транспортно-экспедиторской деятельности.

Транспортно-экспедиторская деятельность

В статье под номером 7 этого законодательного акта указывается, что при нанесении ущерба перевозимому товару возмещение нанесённого вреда должно быть обязательно полным. Этот нормативный акт говорит нам о том, что экспедитор обязан возместить клиенту ущерб на сам перевозимый груз, который в результате перевозок был повреждён, но также и понесённый клиентом убыток из-за неполученной выгоды. Это крайне спорный момент страхования, а потому в суде часто выносятся противоречивые решения на их счёт. Экспедитору следует знать, как он может подтвердить факт наступления страховых случаев. И тут всё зависит от конкретных обстоятельств грузоперевозок, используемого типа транспорта и иных моментов. Здесь есть несколько основных рекомендаций, в зависимости от ситуации.

  1. Разбойное нападение. Случается так, что на транспортное средство, перевозящее достаточно ценный вид груза, совершается разбойное нападение. Либо же товаров завладевают путём мошенничества. В таких ситуациях экспедитору следует обращаться в органы МВД для подтверждения наступления страхового случая.
  2. ДТП. Чаще всего при транспортировке товаров автомобильным транспортом груз страдает в результате аварий и ДТП. При таких обстоятельствах нужно обратиться в ГИБДД.
  3. Железная дорога. Не редко для доставки грузов используется железнодорожный вид транспорта. Если груз повреждается в результате перевозки по железнодорожным сообщениям, тогда сотрудник компании-грузоперевозчика обязан составить специальный коммерческий акт.

Чтобы иметь возможность получить страховую компенсацию при мошенничестве или похищении перевозимого груза, необходимо получить справку из МВД. Она подтвердит, что уголовное дело было заведено. Если же грузоперевозчик не сможет предъявить такую справку, то ни на какие страховые выплаты рассчитывать не стоит. Аналогично дела обстоят со всеми иными страховыми случаями. То есть требуется обязательное документальное подтверждение случившегося происшествия. Без него получение выплат по страховому полису становится практически невозможным. Страховые компании просто не будут верить на слово своему клиенту. И это их законное право.

Страхование ответственности

Страховки, связанные с ответственностью экспедитора, порой вызывают много вопросов и сложностей. Здесь виноват не до конца продуманный и проработанный закон, а также хитрость самих страховщиков. Ряд страховых компаний вписывает в договор пункт о том, что их клиент, то есть экспедитор, не обладает правом принятия претензий со стороны третьих лиц при отсутствии письменного разрешения от страховщика относительно конкретной ситуации. Но в то же время действующие законы чётко прописывают, что предъявление таких претензий выступает не просто правом, а даже обязанностью клиента.

Если в соглашении со страховой компанией действительно присутствует такой пункт, то в дальнейшем это может негативно повлиять на репутацию даже самого ответственного и профессионального экспедитора. Потому перед подписанием договора обязательно перечитывается каждый пункт. Если вас не устраивает предлагаемый текст соглашения, потребуйте его поменять. При отказе лучше поискать другую страховую компанию, поскольку с этой организацией потенциально крайне рискованно иметь дело.

Обязанности перевозчика

Зачастую компании, оказывающие услуги по грузоперевозкам, не могут за собственный счёт застраховать груз. В этом попросту нет смысла, так как стоимость страховых премий заметно выше. Потому полис страхования ответственности экспедитора может пригодиться:

  • транспортным компаниям;
  • экспедиторским организациям;
  • специалистам, занятым в области таможенного оформления;
  • компаниям, предлагающим услуги логистики.

Все они страхуются от ответственности, которая может возникнуть по вине перевозчика, либо просто при его участии. Здесь уже речь идёт об ограблениях, мошенничестве и пр. Сам экспедитор в этом не виновен, но груз всё равно пострадал.

Деятельность экспедитора

Профессиональному экспедированию сопутствует широкий перечень возможных рисков. Потому от многих из них перевозчики пытаются застраховаться. При этом обязательно указывается перечень ситуаций, на которые действие полиса страхования не распространяется. Такой вид страхования основан на заключении так называемого генерального договора. Его минимальный срок составляет несколько месяцев. Но при желании стороны могут подписать соглашение на 3 года. При страховании ответственности отталкиваются от:

  • Гражданского кодекса;
  • устава автотранспорта;
  • Таможенного кодекса;
  • Федерального закона о транспортно-экспедиционной деятельности;
  • международных конвенций и договоров;
  • законодательных актов, которые касаются грузоперевозок.

Договор считается действительным с момента получения страховой премии со стороны экспедитора. Сама страховая компания подтверждает действие договора специальным полисом.

Страховой полис

При этом существуют определённые обязательства перед компанией, которая оказывает экспедиторские услуги. Она обязана:

  • Обеспечивать безопасность при транспортировке пассажиров;
  • Отвечать за безопасность и полную сохранность груза с момента его загрузки на используемое транспортное средство и до прибытия к месту назначения;
  • Возмещать все убытки, которые возникают непосредственно по вине экспедиторской компании;
  • Компенсировать ущерб, если сотрудниками транспортной компании были допущены ошибки. Сюда относят неправильно выполненные погрузо-разгрузочные работы, нарушения норм по перевозкам, некорректное комплектование, неправильное оформление и пр.

Страховая компания, предоставляющая услуги по страхования ответственности экспедиторов, покрывает все подобные проблемы в период действия заключённого соглашения между сторонами.

Ответственность

При страховании экспедиторской ответственности действующий страховой полис позволяет покрывать различные ущербы, возникающие по тем или иным причинам. Сюда включают всевозможные ошибки, которые допустили сотрудники транспортной компании и иные лица, имеющие непосредственное отношение к выполнению заказа клиента по грузоперевозкам. Этот вопрос следует заранее предусмотреть и внести в документ при оформлении страховки ответственности экспедитора. То есть страховой полис ответственности экспедитора не означает, что его действие распространяется исключительно на ошибки самого диспетчера. Сюда входят все люди, ответственные в той или иной степени за транспортировку, разгрузку и выгрузку, а также хранение товаров в рамках перевозки.

Страхование перевозок

Но важно заметить, что ответственность снимается только в той ситуации, если страховой случай произошёл на предусмотренном в договоре маршруте, территории и направлении следования груза. Если перевозчик отклонился от маршрута и нарушил схему следования, страховая компания имеет право отказать в страховых выплатах. Причём доказать свою правоту грузоперевозчику в такой ситуации будет крайне сложно. Зачастую суд принимает решение не в его пользу. Но опять же всё очень индивидуально из-за несогласования законодательных актов.

Привлечение по ГО

Даже при наличии полиса страхования ответственности экспедиторов, сами перевозчики могут привлекаться к ответственности в соответствии с действующим законодательством. К гражданской ответственности транспортные компании, оказывающие экспедиторские услуги, привлекаются, если:

  • Они были уличены в мошеннических схемах и попытке обмануть клиента;
  • Был нанесён умышленный ущерб перевозимого груза в корыстных целях;
  • Подтвердился факт сговора с посторонними лицами, целью которых было получение взаимной выгоды;
  • Страхователь, то есть экспедитор, отказывается выполнять свои обязательства согласно договору о грузоперевозках;
  • При исполнении своих обязательств экспедитор находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Если подобным ситуациям страховая компания нашла подтверждения и доказательства, тогда она имеет полное право в одностороннем порядке расторгнуть заключённое ранее соглашение с экспедиторской компанией. При этом всю ответственность за порчу, утрату и прочий ущерб в полной мере теперь будет нести только транспортная организация. Ответственность страховой компании полностью снята, а потому требовать с неё какие-либо компенсации экспедитор не сможет.

Гражданская ответственность экспедитора

Обращаться по этому поводу в суд грузоперевозчику не имеет смысла. Если страховая компания представить доказательства подобных случаев, тогда суд однозначно примет решение в пользу страховщика. Важно учесть, что в договоре следует прописывать все права и обязанности сторон, подписывающих соглашение. При отсутствии условий взаимодействия могут возникать различные конфликтные ситуации, решать которые придётся уже через суд. А это дополнительные финансовые и временные затраты.

Объекты страхования

Как вы уже наглядно поняли, страхование экспедиторской ответственности является крайне выгодным и порой необходимым условием для выполнения экспедитором своих профессиональных обязательств по грузоперевозкам. Одновременно с этим у экспедиционных компаний может возникать ряд сложностей при получении страховых выплат и доказательстве наступления страховых случаев. Ведь иначе покрывать все убытки за повреждённый груз клиента придётся за собственный счёт.

Если детально разобраться в таком виде необязательного страхования, заранее предусмотреть в договоре ряд ключевых моментов, то страховка сможет надёжно защищать ответственность самого экспедитора. А потому даже при наступлении различных страховых ситуаций удастся быстро и эффективно решить все вопросы. В подписываемом договоре между сторонами всегда прописывается конкретный объект страхования. Таковым может быть:

  • здоровье и жизнь всех пассажиров;
  • вред, наносимый транспортируемому имуществу;
  • имущественные интересы самих экспедиторов;
  • ущерб, нанесённый другими лицами.

Страховым случаем считаются только случаи или события, заранее оговорённые в подписанном между сторонами соглашении о страховании ответственности.

Виды страхования грузов

Страховые риски

При составлении и подписании специального договора со страховой компанией также не стоит забывать о страховых рисках. К таковым относят:

  • Ответственность в случае возможной утраты, частичной и полной гибели или потере перевозимого груза при возникновении форс-мажорных ситуаций. Сюда стоит отнести стихийные бедствия и природные катаклизмы, кражи, различные разбойные нападения, обвалы на дорогах и пр.;
  • Финансовые убытки, которые возникают по вине самого экспедитора, то есть стороны страхователя. Это просрочка перевозимых товаров, нарушения при организации доставки;
  • Компенсации, возникающие из-за необходимости выплат за таможенные сборы, оплата пошлин;
  • Ответственность перед третьими лицами, которая возникает по причине повреждения перевозимого товара;
  • Расходы, необходимые для расследования причин и обстоятельств наступившего страхового случая;
  • Финансовые выплаты, используемые для снижения нанесённого ущерба.

Но в список страховых рисков могут не входить некоторые форс-мажорные ситуации. Для этого их следует обязательно прописать в договоре.

Страхование ответственности требуется для возмещения компенсаций по различным имущественным убыткам, которые несут стороны, принимающие участие в процессе грузоперевозок. Параллельно с этим имущественное страхование способствует обеспечению защиты владельца груза. Иногда экспедиторские компании могут самостоятельно и за собственный счёт страховать перевозимые товары. Дополнительную страховку экспедиторы обычно оформляют по индивидуальному договору с конкретным клиентом.

Экономичные перевозки для жизни и бизнеса