Развал Советского Союза повлёк за собой определённые изменения в вопросах экономических связей между независимыми государствами. При этом все отношения сохранились, что позволило сохранить эффективное транспортное сообщение со странами, которые входят в состав СНГ. Несмотря на активность и интенсивность грузоперевозок внутри СНГ, они теперь стали считаться международными. Это повлекло за собой необходимость в оформлении дополнительных документов, проведения иных логистических и экспедиторских операций. Если рассматривать грузоперевозки по СНГ на международной арене, их значимость за последнее время значительно упала. Но на смену пришло новое образование, которое называется Таможенным Союзом.
При этом грузоперевозчики с постсоветского пространства всё равно продолжают применять понятие СНГ. Хотя правильно использование название Таможенного союза (ТС). Здесь следует добавить, что фактически СНГ является устаревшим геополитическим союзом, который характеризуется политической расширенностью. Некоторые страны-участницы СНГ создали более современное объединение в виде Таможенного союза. Но не все члены СНГ являются участниками ТС. Но поскольку СНГ продолжает существовать, грузоперевозчики рассматривают доставку товаров в эти страны как особый отдельный вид оказываемых услуг.
Актуальные виды транспорта
Чтобы понять все особенности доставки грузов по СНГ, сперва следует изучить наиболее популярные виды транспорта, используемого в международном сообщении между странами. Есть несколько самых популярных маршрутов, которые составляют основу грузоперевозок.
- Автомобильные перевозки. Сухопутные автомобильные перевозки являются наиболее востребованными и часто используемыми в СНГ. На тягачах в контейнерах европейского типа перевозится около 60% всех товаров внутри СНГ. Также специалисты отмечают, что последние этапы логистики предусматривают использование автотранспорта в 95% случаев. То есть именно машинами практически все товары доставляются к конечным точкам.
- Морские и автомобильные перевозки. На территории независимых стран содружества часто сочетают морские и автотранспортные грузоперевозки. Здесь применяется схема, когда в порт одного государства СНГ приходит речное или морское судно с контейнерами, а затем на тягачах и автоплатформах отправляется в конечные точки доставки. А вот обратная схема осуществляется намного реже.
- Сухопутные железнодорожные перевозки. Популярность ЖД перевозок по СНГ очень высокая. Методы транспортировки по железной дороге считаются экономически выгодными и довольно эффективными в связи с хорошим развитием железнодорожного сообщения ещё со времён Советского Союза. Железнодорожных путей может и стало меньше, но существенно это никак не отразилось на возможности доставки поездом товара из одной страны в другую. В основном, железная дорогая используется при доставке сырья, товаров промышленного назначения и крупных оптовых поставок. Основную часть железнодорожных перевозок занимает транспортировка строительных материалов и нефтепродуктов. Поэтому вагоны, в основном, используются для угля, ЖБИ, древесины, щебня, топлива, масел и пр.
- ЖД перевозки и автотранспорт. Также крайне популярная комбинированная грузоперевозка среди стран СНГ. Чтобы развести продукцию в конечные точки, часто применяется железнодорожный транспорт для доставки к станциям, от которых уже с помощью фур и грузовиков товар идёт к получателям.
Авиаперевозки СНГ не особо активно использует для осуществления задач по доставке товаров и различной продукции. Авиадоставка, как и морская перевозка грузов, в основном, применяется при работе с импортными товарами из Европы, Америки или Китая. Низкая востребованность авиаперевозки в СНГ объясняется высокой стоимостью таких услуг с одновременной экономической необоснованностью использования авиатранспорта. Для большинства компаний выгоднее задействовать автотранспорт или железную дорогу. К тому же, авиадоставка лишь в исключительных случаях позволяет обеспечить транспортировку к конечному получателю без использования дополнительного железнодорожного или автотранспорта. Потому для СНГ наиболее актуальным видом грузоперевозок считается ЖД и автомобили. Остальные варианты транспортировки применяются значительно реже.
Преимущества и недостатки
Транспортные компании регулярно осуществляют доставку грузов по СНГ. Учитывая то, что между странами СНГ существуют тесные экономические, торговые и промышленные связи, многие считают такие грузоперевозки максимально выгодными и беспроблемными. На самом деле существует ряд преимуществ и недостатков. Эти особенности нужно в обязательном порядке учитывать при планировании и организации грузоперевозок в другие государства, которые входят в состав СНГ. В противном случае перевозка грузов окажется финансово невыгодной, и может столкнуть перевозчика с разного рода проблемами и сложностями. Начнём с положительных моментов. К преимуществам грузоперевозок внутри СНГ можно отнести следующие моменты.
- Огромное экономическое пространство. Одна только территория РФ занимает площадь, превосходящую по размерам Европу. Учитывая все остальные страны СНГ, грузоперевозки осуществляются в рамках солидного экономического пространства. Страны регулярно обмениваются товарами, сотрудничество налаживается и укрепляется. Потому грузоперевозчикам не приходится жаловаться на дефицит заказов по транспортировке в различных направлениях среди государств содружества.
- Низкая стоимость грузоперевозок. Если сравнивать с международными перевозками в страны ЕС, то в СНГ транспортные компании и их клиенты затрачивают меньше денежных средств.
- Заниженные требования. В СНГ не действуют жёсткие ограничения, в отличие от ЕС. В настоящее время все транспортные средства, которые въезжают на территорию Европейского Союза, обязаны соответствовать стандарту не ниже Евро 4. Далеко не все машины отвечают таким нормам, из-за чего их эксплуатация существенно ограничивается. Зато по СНГ они могут использоваться беспрепятственно, поскольку сюда допускают автомобили уровня Евро 3 и Евро 2. Аналогично менее жёсткие требования предъявляются в плане технического состояния и оснащения автомобильного транспорта. Никто не спорит, что ЕС выдвигает такие нормы для сохранения окружающей среди и повышения уровня безопасности. Но такие меры приводят к тому, что российские грузоперевозчики не особо активны в этой сфере. Зато полноценно задействованы в перевозках по СНГ.
- Стоимость ГСМ, платные дороги и документы. Если по топливу и прочим горюче-смазочным материалам между ЕС и СНГ есть определённое равенство, то платные дороги на постсоветском пространстве скорее исключение, нежели правило. Плюс для возможности выполнения международных перевозок страны содружества менее требовательные в плане оформления специальных разрешительных документов.
- Языковой барьер. Это неоспоримое преимущество, поскольку в СНГ между всеми участниками процесса перевозок, включая таможню и прочие проверяющие инстанции, отсутствует проблема языкового барьера. При работе в Европе водителям приходится дополнительно изучать ряд языков, чтобы иметь возможность беспроблемно передвигаться по территории иных государств. Возникающее недопонимание приводит к длительным задержкам, простоям на таможне и иным проблемам.
Но не всё так радужно, как может изначально показаться. Прежде чем делать окончательные выводы относительно грузоперевозок по территории стран содружества, следует посмотреть на отрицательные моменты ведения подобного бизнеса.
Важно заметить, что, в основном, все недостатки формируются из-за не до конца продуманной концепции Единого экономического пространства в странах СНГ. Она была направлена на то, чтобы создать оптимальные условия для грузоперевозок и экономических отношений между государствами. Но сформированные правила и требования к реализации всех этих процессов в итоге привели к обратному результату. Если говорить о недостатках, то здесь выделяют следующие нюансы:
- Прохождение таможни. Никто не спорит, что пройти таможенное оформление в странах ЕС сложно. Но это также довольно трудно сделать внутри экономического пространства СНГ. Приходится собирать различные документы, справки, при отсутствии которых транспорт просто не пропустят дальше;
- Большие очереди на границах. Это вытекающий из первого пункта недостаток. Множество грузоперевозчиков жалуются на то, что они проводят слишком много времени на таможенных постах. Это нарушает запланированный график, приводит к порче груза и становится причиной взыскания штрафов с транспортной компании за нарушение условий договора;
- Инфраструктура. Она объективно развита достаточно плохо. Качество дорог оставляет желать лучшего в большинстве случаев. Есть и такие населённые пункты, к которым проехать практически невозможно, поскольку отсутствуют нормальные проезды. Сюда же относится проблема дефицита пограничных пунктов. Сложность оформления в сочетании с малой пропускной способностью и формируют постоянные длинные очереди.
По оценкам специалистов, простой на таможенных постах обходится транспортным компаниям в более чем 100 миллионов долларов убытка в год.
За последнее время эти цифры продолжают активно расти, несмотря на предпринимаемые попытки нормализовать процессы грузоперевозок между государствами, входящими в содружество. Из-за роста убытков перевозчики вынуждены повышать тарифы на предоставляемые услуги. От этого страдают заказчики, которые вынуждены платить большие деньги за доставку собственного товара или его получение. Рост тарифов негативно отражается и на самих грузоперевозчиках. Но иного выхода из сложившейся ситуации они пока не видят.
Нельзя сказать, что всё так плохо. Инфраструктуру стараются развивать и модернизировать. Для этого разрабатываются новые требования и положения, направленные на улучшение сложившейся ситуации. Решить в одночасье все проблемы объективно невозможно. На это требуется время. Увы, никто не может сказать, сколько именно его нужно для решения хотя бы основных сложностей, возникающих у грузоперевозчиков. Создание Таможенного Союза безусловно пошло на пользу всем тем, кто принимает участие в международных грузоперевозках. Но и здесь есть свои нюансы, без учёта которых эффективно организовать бизнес практически невозможно.
Все эти проблемы международных перевозок всё же позволяют получить определённое преимущество. Оно проявляется в виде отсеивания ненадёжных компаний, которые не способны обеспечить эффективную, безопасную и быструю доставку товаров. Потому на рынке сформировались определённые организации, которые обладают богатым опытом и внушительным доверием со стороны клиентов. Именно к ним и стоит обращаться в случае необходимости осуществления грузоперевозок по СНГ, то есть в рамках стран-участниц Таможенного Союза.
Специфика
Эксперты в транспортной отрасли отмечают несколько специфических особенностей, актуальных для осуществления грузоперевозок по СНГ и Таможенному союзу в современных условиях. Их в обязательном порядке следует принимать во внимание самим транспортным компаниям. В противном случае они рискуют столкнуться с серьёзными сложностями и проблемами.
- Различия таможенного оформления. Существует определённая разница между особенностями оформления таможенных документов внутри Таможенного союза и в странах, которые в его состав не входят. Сюда же относятся участники содружества СНГ, не вошедшие в ТС. Потому при создании маршрута по этим странам нужно учитывать, какие транзитные правила и таможенные режимы действуют в каждой из стран, через которые пролегает схема движения транспорта, вне зависимости от его типа.
- Санкции и ограничения. В последнее время актуальной проблемой для грузоперевозчиков стало введение санкций в отношении российских товаров, а также продукции, завозимой из иных государств. Это касается ввоза продуктовых грузов из Украины и стран, которые являются членами Евросоюза. При перевозке по СНГ следует обязательно учесть эти нюансы, иначе транспортная компания рискует потерять товар частично или полностью в связи с действующими санкциями.
- Автомобильные дороги. Никто не будет спорить с тем фактом, что, в основном, все автотранспортные пути находятся в плохом состоянии. Это непосредственно влияет на организацию грузоперевозок по СНГ. Ведь при передвижении по таким дорогам скорость транспортировки замедляется, приходится преодолевать сложные участки, плюс ускоряется износ самой техники. Но и железнодорожные сообщения далеки от своего идеального состояния, потому проблемы могут возникать и здесь.
- Фуры в крупных городах. Часто маршруты проходят через крупные населённые пункты, внутри которых действуют собственные ограничения относительно пропуска больших грузовых машин. Некоторые города в СНГ закрывают свои въезды для большегрузного транспорта для борьбы с пробками. Потому грузоперевозчикам нужно учитывать этот нюанс при построении оптимального маршрута. Схема составляется таким образом, чтобы закрытый город можно было объехать, либо проехать через него в те часы, когда доступ является открытым.
- Весовой контроль. Чтобы предотвратить износ и без того плохих дорог, в странах СНГ работают специальные пункты для осуществления весового контроля. Если перевозчик превышает установленные нормы, ему грозит солидный штраф. Потому в рамках погрузо-разгрузочных процессов перевозчики обязаны чётко контролировать суммарный вес транспортного средства, чтобы он не превышал установленные ограничения тех контрольных пунктов, через которые проходит маршрут.
Это важные особенности, которые позволяют предотвратить появление сложностей в рамках доставки товаров в различные города и страны, входящие в содружество или Таможенный союз.
Золотые правила
Для транспортных компаний, которые занимаются грузоперевозками по СНГ, придумали несколько важнейших правил. Некоторые даже называют их золотыми. Эти рекомендации направлены на то, чтобы избежать проблем при транспортировке и создать оптимальные условия для быстрой, эффективной и экономически выгодной доставки грузов и товаров.
- Необходимо детально изучать все законодательные акты и требования, связанные с грузоперевозками. Их соблюдение не подвергается никакому сомнению. Это позволит избежать всех потенциальных рисков при нарушении законов.
- Требуется составлять маршрут движения транспортных средств с обязательным учётом действующих ограничений, санкций и закрытых дорог для тяжеловесного транспорта.
- Нужно стараться объезжать все участки, где точно известно о крайне низком качестве дорожного покрытия. Даже если этот путь по километражу выглядит более привлекательно, лучше выбрать иной маршрут. Плохая дорога замедляет движение, а потому по времени перевозчик точно не выигрывает. Плюс преодоление таких участков приводит к быстрому износу транспорта, что подразумевает большие финансовые затраты на ремонт или замену.
Если учитывать эти золотые правила, грузоперевозчики смогут свести все потенциальные риски к минимуму, а потому обеспечат быструю, безопасную и экономически выгодную доставку. Да, объективно в перевозках по СНГ есть целый ряд важных недостатков. Но есть и свои преимущества.
Если принимать во внимание все особенности, грамотно планировать маршрут и весь процесс от погрузки товара до доставки его конечному получателю, можно эффективно распорядиться имеющимися ресурсами и добиться положительного результата. Потому грузовладельцам и заказчикам лучше сотрудничать с теми компаниями, которые успели хорошо зарекомендовать себя в сфере международных грузоперевозок и обладают богатым опытом работы в странах СНГ и на территориях Таможенного союза.