Перевозка любых материальных ценностей – задача ответственная, поскольку для достаточно обширной категории грузов обеспечение их сохранности достигается не всегда легко. Особенно если речь идёт о транспортировке товаров, попадающих под определение хрупких. Ответственность за это ложится на плечи перевозчика, который должен обладать достаточным опытом и навыками, чтобы в целости доставить хрупкий груз по назначению. Существуют определённые правила и рекомендации, касающиеся таких аспектов, как упаковка, погрузка, транспортировка хрупких грузов. Соблюдение этих правил – гарантия того, что легко повреждаемые ценности избегут этой нежелательной участи.
Классификация хрупких грузов
Строго горя, официальной классификации хрупких изделий не существует, по крайней мере в России, но определение им можно дать следующее: к хрупким относятся грузы, которым необходима специальная защита от падений, трясок, физического ударного воздействия и весовых нагрузок. В соответствии с этим определением в эту категорию изделий попадают:
- предметы сервировки/столовая посуда из фарфора, стекла, фаянса, хрусталя;
- музыкальные инструменты;
- бытовая/офисная техника, компьютеры и электронные гаджеты;
- предметы старины, антиквариат;
- люстры, часы, вазы, зеркала, другие подобные предметы интерьера;
- плиточные отделочные материалы;
- большой спектр автозапчастей (стёкла, светотехника, некоторые датчики);
- сантехническая продукция;
- декоративные растения;
- отдельные разновидности стройматериалов (стеклянные витражные изделия, гипсокартон).
Поскольку при перевозке подобных предметов их можно легко повредить, в результате чего они могут утратить свои эксплуатационные или декоративные характеристики, транспортировка хрупких грузов должна осуществляться в соответствии с определёнными правилами, предъявляемыми к их упаковке, переноске, погрузке/выгрузке, доставке всеми видами транспортных средств.
Каждая группа хрупких товаров имеет свою специфику, относящуюся ко всем перечисленным составляющим транспортировки, поэтому они не могут перевозиться с использованием универсальных методик и способов. В качестве примера можно привести керамическую плитку и крупную бытовую технику: последнюю обычно пакуют в картонную тару, предварительно обкладывая все поверхности листами из пенопропилена. Для плитки такой способ упаковки не годится, её укладывают в коробки с обвязкой, которые устанавливаются на деревянные поддоны. Последние подлежат надёжной фиксации в кузове транспортного средства. Другими словами, выбор материала упаковки, способа переноски, маркировки, крепления и транспортировки, подходящего транспорта зависит от множества факторов: материала изготовления перевозимого товара, его габаритов, массы и других характеристик.
Все эти обстоятельства должны стать предметом обсуждения при заключении договора с компанией-перевозчиком. В этом же документе необходимо предусмотреть и ответственность сторон за сохранность перевозимого груза, способы и условия компенсации за испорченный при транспортировке товар.
Основные средства и способы упаковки
Одним из основных превентивных мероприятий, позволяющих в значительной степени упростить перевозку грузов, относящихся к категории хрупких, является их надлежащая упаковка. В настоящее время наиболее употребительными при транспортировке хрупких грузов являются следующие упаковочные материалы:
- воздушно-пузырьковая плёнка используется для защиты большого класса товаров. Характеризуется отличными защитными свойствами и ценовой доступностью;
- деревянный короб представляет собой надёжный способ плотного размещения хрупких грузов;
- упаковочная бумага применяется для предварительного обёртывания предметов небольших размеров перед их размещением в конечной таре – ящике или коробке;
- пенопласт является прекрасным амортизирующим материалом, но его основной недостаток – высокая ломкость, поэтому он, в основном, используется для упаковки бытовой техники, принимая конфигурацию соответствующих поверхностей;
- картон нередко используется для заполнения пустот, которые неизбежны при упаковке хрупких предметов нестандартной геометрии. Коробы из гофрированной разновидности картона применяются для укладки предварительно упакованного груза;
- поролон также считается хорошим упаковочным материалом, используемым для защиты от механических ударов небольших предметов. Иногда его применяют в качестве прокладки между слоями упакованных товаров;
- пену-герметик или гранулы из полистирола используют для заполнения пустот, образующихся при размещении груза в таре.
Общая технология упаковки хрупких грузов заключается в упаковке отдельных предметов/групп предметов с последующим размещением в соответствующей таре (ящик, контейнер, короб). Для предотвращения тряски и самопроизвольного передвижения товаров внутри тары все пустоты заполняются подходящим амортизирующим материалом. Наличие пустот является основным дестабилизирующим фактором при перевозке, поэтому их наличия необходимо избегать. При размещении в таре нескольких хрупких предметов необходимо обеспечить условия, при которых они не будут соприкасаться.
Кроме механических воздействия, упаковка в определённых случаях должна защищать перевозимый товар от влияния внешних условий: больших перепадов температуры, пыли, влаги, других загрязнителей. Правила упаковки отдельных групп хрупких товаров:
- крупную/среднюю бытовую технику и электронные гаджеты упаковывают в картонные коробки, причём каждая отдельная составляющая комплектов располагается так, чтобы не соприкасаться с другими частями. В качестве изолирующего материала используется пенопласт, мелкие предметы могут быть упакованы в пузырьковую плёнку. Для упаковки деталей, подверженных влиянию статического электричества, применяется упаковка, характеризующаяся антистатическими свойствами. Как правило, при перевозке больших партий товаров данной группы используются деревянные ящики. Коробки упаковываются настолько плотно, чтобы исключить их перемещение внутри ящиков. Внутренние поверхности ящиков также могут облицовываться материалами, которые будут защищать коробки от воздействия влаги и/или пыли;
- хрупкие мелкие товары из категории предметов домашнего интерьера (лампы, стеклянная/фарфоровая посуда, часы, сантехника, светильники) перед перевозкой упаковывают в деревянную тару (коробы, ящики), оснащённые ячейками. Ячейки представляют собой листы из мягкого картона. Каждый предмет заворачивается в упаковочную бумагу (как вариант – в пузырьковую целлулоидную плёнку). При перевозке на большие расстояния коробки должны быть отделаны материалом, защищающим внутреннее содержимое от попадания влаги. В кузове транспортного средства ящики крепятся посредством использования специальной металлической ленты, не дающей грузу свободно перемещаться;
- музыкальные инструменты, как правило, покупаются в футлярах, которые и следует использовать при перевозках. Однако и сам футляр при необходимости следует упаковать для недопущения получения повреждений, а в случаях, когда инструменты перевозятся в условиях отрицательной температуры, футляр или его содержимое необходимо утеплить;
- самым уязвимым местом телевизоров и мониторов компьютеров является экран, для защиты которого используют плотные разновидности картона, прикрепляемые к облицовке с помощью скотча;
- плоские хрупкие изделия (стёкла, зеркала, стеклянные полки) перевозят только в вертикальном положении. Между каждым таким предметом укладывается мягкий материал. Снаружи такие предметы упаковываются в листы картона, также закрепляемые скотчем;
- растения перед транспортировкой аккуратно оборачивают пузырчатой плёнкой таким образом, чтобы не повредить их и при этом защитить от возможных ударов и соприкосновений с другими предметами или бортами автомобиля. Перевозка флоры осуществляется либо в кабине транспортного средства, либо в отапливаемом фургоне/салоне;
- аквариум следует перевозить, освободив его и от грунтового наполнителя, и от всего навесного/съёмного оборудования, при этом все поверхности обкладывают мягким упаковочным картоном, крепящимся скотчем.
Необходимо понимать, что попытки сэкономить на упаковочном материале чаще всего заканчиваются порчей перевозимых вещей. Не следует также упаковывать хрупкие предметы слишком плотно с целью экономии места на транспортном средстве – последствия могут быть очень негативными. Здесь нужно придерживаться простого правила – объём упаковки должен соответствовать (быть немножко меньшим) размерам перевозимых вещей. Любые пустоты следует заполнять прокладочным материалом – пенопластом, пузырчатой плёнкой, мягкой тканью, ватой, поролоном или даже бумагой. Чтобы предотвратить случайное открытие коробок при транспортировке, что грозит выпадением их содержимого, их стыки необходимо тщательно заклеить с помощью скотча. Маркировка тары с хрупким грузом – также обязательная часть мероприятий, направленных на предотвращение его повреждения при погрузке, транспортировке и доставке к месту назначения.
Эти рекомендации являются частью правил, регламентирующих перевозку хрупких грузов любыми видами транспорта. Отметим, что в большинстве случаев наиболее доступным и эффективным способом транспортировки легко повреждаемых товаров и изделий является автомобиль, причём для перевозки небольших объёмов целесообразно использовать грузовые микроавтобусы и малолитражные грузовики, крупногабаритные/тяжеловесные предметы доставляются с использованием крупнотоннажных ТС.
Методы и средства защиты хрупких грузов во время погрузки и транспортировки
Качественная упаковка перевозимых хрупких предметов является важной составной частью их сохранности, но далеко не единственной. Столь же пристальное внимание следует уделить надёжному закреплению груза в кузове автомобиля, вагоне железнодорожного состава, на грузовой палубе водного транспорта. В случае ненадлежащего выполнения этих работ механических повреждений при перевозке избежать, скорее всего, не удастся, как бы тщательно не были упакованы хрупкие предметы.
Чаще всего для этих целей используют стяжные ремни, предоставляющие возможность зафиксировать тару с достаточной степенью надёжности (силу натяжки в большинстве случаев можно контролировать в зависимости от ситуации). Кроме ремней, для фиксации упаковки, в зависимости от её типа и вида используемого транспортного средства, могут использоваться цепи, ленты из полимерных материалов, проволока, гвозди, крепёж в виде болтовых соединений и другие крепёжные приспособления. Специализированный автотранспорт, включая кузова, салоны фургонов и контейнеры, как правило, оснащён вмонтированными в борта, потолок и пол крепёжные конструкции (скобы, крючки, стойки, петли), посредством которых и фиксируется тара.
Если использование фиксирующих конструкций невозможно, основным правилом размещения хрупкого груза является максимально плотная установка коробов и ящиков для предотвращения произвольного перемещения упаковки по кузову во время переезда. Если размеры тары неодинаковые и не позволяют установить её плотно, пустоты заполняются кусками пенопласта соответствующих размеров или другими прокладочными материалами. Ещё одним важным правилом является укладка более тяжёлых ящиков и коробок снизу, более лёгкая тара располагается выше по мере убывания веса.
Перед тем, как перевезти хрупкий груз, его нужно доставить на транспортное средство. Команда грузчиков, которая будет этим заниматься, должна иметь достаточный опыт и профессиональные навыки, от которых в немалой степени зависит целостность транспортируемых предметов. Физическая сила является необходимой, но это не единственная важная черта, которой должен обладать грузчик. От него потребуется ловкость, расчётливость движений, психическая уравновешенность, умение работать в команде. Процесс загрузки/разгрузки хрупких грузов следует производить максимально аккуратно, без спешки и нервотрёпки.
Для фиксации груза применяются следующие способы:
- чтобы надёжно закрепить размещаемую в кузове ТС тару, используется соответствующий такелажный инструмент: лямки, ремни, тросы, растяжки;
- для защиты товара от тряски, неизбежной при осуществлении доставки хрупких грузов по России на большие расстояния, свободное пространство между ящиками, контейнерами и коробками заполняется мягким гофрированным картоном, листами пенопласта или специальным упаковочным герметиком;
- если груз перевозится на паллетах, его нужно дополнительно закрепить посредством стрейч-плёнки;
- если перевозимые товары занимают не весь объём грузового средства, вокруг них сооружается защитная обрешётка;
- чтобы не допустить ударов тары о борта грузовика, они могут быть покрыты амортизационным материалом (например, пенополистиролом).
Для транспортировки малогабаритных предметов, относящихся к категории хрупких (посуда, статуэтки, вазочки, сервизы, сантехнические устройства, автомобильная оптика), их следует располагать на грузовой платформе ячеечным способом, предполагающим упаковку каждого объекта транспортировки в упаковочную бумагу или полиэтиленовую пузырчатую плёнку и размещение его в отдельной ячейке. Разделителем между ячейками могут выступать картонные листы. Ячейки укладываются в стандартную тару (короба, ящики), которые по периметру изолируются водонепроницаемым материалом.
Перевозка транспортной компанией хрупкого груза габаритных размеров требует использования другой технологии. Каждый такой предмет, будь то стиральная машина или принтер, сначала упаковывается в полиэтиленовую плёнку для защиты от попадания влаги, а затем помещается в картонную коробку, будучи предварительно стянутой пенопластовыми листами (заводская упаковка предусматривает наличие на пенопласте вырезов и ниш, повторяющих геометрию устройства). Коробки размещаются в кузове компактно, но не вплотную, промежуток между ними заполняется тем же пенополистиролом.
Легко бьющиеся грузы плоской формы (оконные стёкла, зеркала, кафельная плитка) устанавливаются на специальные поддоны из дерева плашмя. Каждый такой предмет изолируется от соседей мягким прокладочным материалом. Стопка из таких предметов укладывается на деревянный каркас треугольной формы, имеющий рёбра жёсткости, и фиксируется посредством упаковочной ленты.
Для крепления упаковочной тары внутри контейнеров применяются стяжные ремни или ленты из полимерных материалов, силу натяжки которых можно регулировать. Для фиксации ремней в контейнерах предусмотрено наличие петель/крючков, встроенных в стены и пол. Сама перевозка должна осуществляться опытным водителем, от которого требуется предельная внимательность и аккуратность, соблюдение установленного скоростного режима, движение без резких торможений/ускорений, учёт особенностей маршрута, умение без потерь проезжать сложные участки дороги.
Маркировка хрупких грузов
Посредством использования специальных маркировочных знаков можно существенно снизить риск действий, угрожающих целостности груза. При транспортировке хрупких предметов такая маркировка является обязательной. Для этого используется знак бокала, означающий буквально следующее: «Осторожно! Хрупкий груз».
Знак «Хрупкий груз» информационный, он предупреждает грузчиков, водителей, кладовщиков и других людей, контактирующих с транспортируемым товаром, что к нему следует относиться с максимальной осторожностью. Кроме этого обязательного маркировочного знака, для перевозки данного класса предметов могут использоваться дополнительные обозначения, уточняющие допустимые методы обращения с грузом:
Указывающие вверх две стрелки обозначают, что находящиеся в таре предметы должны перевозиться только в определённом положении, основание знака указывает на низ упаковки.
Общепринятая маркировка, указывающая о необходимости обеспечения защиты перевозимой тары от воздействия влаги.
Символ, указывающий на центр тяжести хрупкого груза (размещается на упаковке в случаях, когда эта точка не совпадает с геометрическим центром содержимого коробки). Является важным средством для правильной фиксации груза в кузове автомобиля.
Данная маркировка предупреждает о запрете на вскрытие упаковки на всех этапах её доставки (погрузка, транспортировка, перегрузка, разгрузка, хранение).
Представленная на рисунке маркировка обозначает, что хрупкий груз можно поднимать, крепя такелаж непосредственно к товару, а не за тару.
Этот символ обозначает, что запрещено выполнять погрузку/разгрузку упаковки с применением крюка.
Данная наклейка, размещаемая на хрупком грузе, обозначает, что на коробку запрещается класть другие предметы на всех этапах транспортировки.
Маркировка, информирующая. В каком месте упаковки допустимо использовать цепи, тросы или канаты при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
Знак, указывающий, что находящийся в коробке/ящике/контейнере груз нельзя раскачивать при погрузке/разгрузке.
Эта наклейка наносится на те места в упаковке, которые нельзя использовать для размещения груза на тележке.
Данное изображение, нанесённое на хрупкий груз, указывает, что в этом месте упаковку можно поднимать/опускать с использованием зажимов.
Указанная маркировка предупреждает о недопустимости штабелирования конкретной упаковки.
Теперь вы знаете все правила перевозки хрупких грузов. Но если всё-таки после прочтения этой статьи у вас остались вопросы, то смело задавайте их в комментариях.