Перевозчики грузов, владельцы крупногабаритной, тяжелой техники имеют ограничения передвижения по некоторым участкам дорог из-за веса. Для соблюдения ограничений существуют пункты контроля. В 2021 году в стране появились новые автоматические зоны проверки веса и габарита проезжающей техники или рамки, работу которых регламентирует постановление Правительства.
Зачем нужна система весогабаритного контроля
Перевозка грузов по автомобильным дорогам быстрый способ доставки из пункта А в пункт Б. Но зачастую владельцы транспортных средств или даже компании перевозчики в целях экономии осуществляют перевозку с превышением допустимых параметров веса.
Несоблюдение весогабаритного контроля приводит к таким последствиям как:
- Преждевременное разрушение дорожного полотна;
- Увеличение тормозного пути при резком торможении;
- Перекрытие обзора участникам движения, следующим за перегруженным ТС;
- Поломки ТС.
Все это повышает аварийную опасность дорожного движения. К примеру, даже если грузовик не повреждает асфальт, не закрывает обзор, то проблемой становится – излишний вес давит на оси грузовика и колеса. Нередки случаи взрыва шин по ходу движения, массовых аварий.
Также аварийная ситуация может случиться, если ТС едет под уклон или съезжает с горки. Тормозная система не выдерживает давление массы автомобиля, возникает опасность наезда на движущиеся рядом автомобили и на пешеходов.
По этим причинам была разработана система весового контроля, измеряющая массу автомобиля.
Знаки пунктов весового контроля
На сегодняшний день на дорогах страны работают три вида пунктов, осуществляющих весогабаритный контроль, такие как:
- Автоматические рамки;
- Стационарные пункты, оборудованные системой измерения под управлением оператора;
- Временные пункты.
Стационарные и временные пункты выполняют свою работу много лет, но недостаточно эффективны для проверки всех ТС на дорогах.
С 2021 года законом введены правила использования автоматических систем весогабаритного контроля, призванных повысить безопасность и обеспечить повсеместное выявление нарушений допустимого веса перевозчиками грузов.
АПВГК – так кратко называют весовой контроль. Постановлением правительства № 710 утверждено — водители должны быть оповещены о зонах автоматического весового контроля информирующими знаками.
Как работают автоматические пункты весогабаритного контроля
Пункты весового контроля иначе называют автоматические рамки. Оборудование устанавливается на участке автодороги для измерения веса и расстояния между осями автомобиля, также рамка измеряет скорость движения.
Система представляет собой набор специализированного оборудования, расположенного как под дорожным полотном, так и вне его.
Состав АПВГК включает:
- Камеры контроля скорости и распознавания;
- Датчики определения общих размеров ТС;
- Сенсоры;
- Весы, измеряющие массу транспорта и расстояние между осями;
- Передающие информацию устройства, собирающие и отправляющие полученные данные от оборудования рамок.
Сенсоры дают сигнал системе о въезде авто в зону контроля, камера распознает номера, весы измеряют массу, датчики — габариты.
Собранные данные отправляются в единый информационный центр, где проверяется наличие разрешения на проезд для конкретного транспорта, а также сравниваются показателями с допустимыми пределами нагрузки.
Важно! При выявлении нарушений или отсутствия разрешений, центр оповещает ГИБДД, где и принимается решение о наложении штрафа.
Требования к пунктам АВГК
Для того чтобы пункты автоматического весового контроля корректно работали и не становились помехой движению потока, постановлением Правительства были утверждены особенные требования к работе АВГК.
В список входят следующие требования:
- Рамки весового контроля на дорогах могут быть установлены на подходящих площадках с метками для парковки, для устранения перегруза или ожидания эвакуатора;
- Устанавливают пункт за 50 м после перекрестка и за 100 м перед ним;
- Перед зоной взвешивания должен быть помещен знак информирующий – расстояние не менее 50 м;
- Каждый АВГК должен пройти предварительный период тестирования, перед началом полноценной работы.
Срок действия тестового периода составляет три месяца, в течение которых происходит наладка бесперебойной работы, затем еще три месяца проходят окончательные согласования по официальному вводу рамок в работу.
Польза рамок весового контроля
Необходимость регулирования перегруза ТС, курсирующих по дорогам страны, назрела давно. Случаи поломки мостов у грузовиков по ходу движения стали обыденными. Зимой же тяжело нагруженные грузовики становятся неуправляемыми и являются причинами массовых аварий.
Но наибольший урон причиняют перегру женные автомобили дорогам, после их проезда остаются колеи, ямы, пробоины на асфальтовом покрытии.
Для частных владельцев грузовиков и крупных транспортных предприятий, рамки дают возможность правильно и безопасно эксплуатировать автопарк.
Каждый производитель грузовиков для своих моделей определяет предельно допустимую весовую нагрузку для того, чтобы изделие не ломалось преждевременно и долго служило своим владельцам.
Перегруз причиняет ТС серьезные повреждения не только ходовой части, но и силовому агрегату, тормозной системе, коробке передач. Восстановление и ремонт не оправдывают прибыль от перевезенного лишнего веса.
Многие автомобилисты, владеющие грузовиками, задаются вопросом «Какое устройство позволяет контролировать осевую нагрузку?», ведь часто рамки показывают нарушения при отсутствии реального перегруза. Помогает правильно распределять нагрузку специализированный датчик.
Какие новые правила проезда рамок весов?
В 2022 году стал действовать закон о разрешении на проезд по общественным дорогам большегрузов, с максимальным перегрузом на ось не более 10%. Превышение данного показателя влечет наложение штрафа.
Движение в зоне рамок, установленных для весового контроля, определяет постановление 710 Правительства РФ, в котором указаны следующие ограничения:
- Запрещена остановка на участке, парковка может быть осуществлена в специально оборудованном для этого месте, рядом с пунктом;
- Запрещен разворот ТС и движение задним ходом;
- Нельзя включать прожекторы.
Фары-прожекторы запрещены по причине возможного искажения информации, которую считывает оборудование.
Важно! Постановление имеет ограниченный срок действия, в настоящее время он имеет силу до 2027 года, после которого должно быть принято решение о продлении работы АВГК или об отмене.
Действуют ли новые правила для легковых и обычных грузовых автомобилей
После выхода постановления водители грузовиков часто не знают, для каких именно автомобилей обязателен весовой контроль, а для каких нет.
При внимательном прочтении документа становится понятно, что прописанные нормы и правила касаются работы самих рамок, а также двух видов ТС:
- Крупногабаритных;
- Тяжеловесных.
Для остальных автомобилей постановление о весогабаритном контроле не распространяется, и габаритные характеристики не измеряют.
Как проходит весогабаритный контроль
Ранее весогабаритный контроль авто проходили под непосредственным управлением операторов и надзирающих лиц. Участие нескольких человек для определения веса и габаритного размера, всегда имеет фактор неточного проведения измерений.
Также водителям возникали и коррупционные схемы обхода контроля, что негативно отражалось на факте существовании самой системы.
Автоматические рамки полностью исключают фактор обхода контроля с перегрузом, хотя система иногда может ошибиться при сбоях в работе оборудования, но для неверно выписанных штрафов существует механизм оспаривания.
Процесс измерения включает в себя такие этапы:
- Въезд и регистрация авто, определение его номеров и владельца;
- Измерение веса, количества осей и расстояния между ними, снятие габаритов, фиксация при помощи фото;
- Отсылка замеров в единый информационный центр.
После того как единый центр получает информацию, автоматически происходит обработка данных. Система ищет наличие разрешения на проезд по заданному маршруту автомобиля и затем при выявлении несоответствия параметров, акт с изображением, координатами пункта проверки, номерами оборудования отправляются в надзорные ведомства.
Что делать, если АПВГК показал перегруз
В составе рамок, фиксирующих весовые перегрузки должно быть информационное табло, на котором водитель может увидеть результат проверки, превышен ли габарит погрузки или другие характеристики.
При выявлении перегруза для водителей есть конкретный алгоритм действий.
Если оборудование рамок показало превышение предельно допустимой нагрузки на оси – более 10%, то у водителя есть возможность продолжить движение. Для устранения несоответствия необходимо сделать следующее:
- Припарковать авто на специальной площадке;
- Открыть грузовой отсек;
- Визуально осмотреть расположение груза;
- Передвинуть груз таким образом, чтобы равномерно распределить нагрузку на оси;
- Проехать рамки еще раз.
При устранении нарушений, возможно продолжить движение по трассе.
Важно! Если же нарушение устранить невозможно, движение не может быть продолжено. Водитель может съехать на специальную площадку и вызвать эвакуатор.
Для возможности осуществить перевозку крупногабаритной техникой по общественным дорогам нужно получить специальное разрешение у собственника.
Что запрещено в зоне автоматических рамок
Рамки представляют собой связанное в единую систему точное оборудование. Для обеспечения долговременной работоспособности и возможности обслуживать все проходящие автомобили установлен ряд запретов.
Так, в зоне весогабаритного контроля нельзя осуществлять стоянку и остановку, рекомендовано непрерывное движение для обеспечения стабильной работы зоны контроля.
Помимо стоянки нельзя делать разворот. Причина запрета в том, что система работает после того, как срабатывает сенсор, подающий сигнал о въезде объекта для проверки. После чего датчики измерения проверяют габариты, в случае же разворота полученные данные не могут быть корректными.
Последним запретом является использование прожекторов, поскольку яркий свет может нарушить правильную работу оборудования.
Следят на АВГК за порядком движения камеры, они независимо от остального оборудования фиксируют номерной знак и производят фотофиксацию еще на въезде в зону работы контроля.
Штраф за нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства
Административным Кодексом РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа за нарушение правил перевозки грузов, а именно перегрузе транспорта.
Штраф от 1000 до 5000 для физических лиц и до 500 тысяч для юридических можно получить при выявлении следующих нарушений:
- Превышение предельно допустимой нагрузки на оси ТС. Чем больше масса перегрузки, тем выше штрафные санкции;
- Предоставление недостоверных сведений о весе груза и его размеров отправителями;
- Нарушение маршрута и проезд по участкам дорог с ограничением веса.
Единый центр собирает сведения не только конкретного авто на пункте контроля, но и данные разрешения на проезд, а также маршрут проезда.
Важно! При выявлении нарушений со стороны отправителя, водителя или владельцев компании перевозчика на ответственных лиц налагается штраф.
Что делать, чтобы не получить штраф
Автоматические системы иногда выдают ошибки, водителям и владельцам компаний приходится оспаривать штрафы. Для того чтобы минимизировать риск получения наказания, используют несколько способов проезда сквозь рамку проверки.
Изначально правильное распределение нагрузки поможет снизить риск нарушения. Но существуют случаи, когда сведения искажены из-за грязи, намороженного льда или неисправной пневматической подвески.
Снизить вероятность получения штрафа поможет следующее:
- Установка специализированных датчиков, постоянно измеряющих нагрузку на оси;
- Расчет заправки топливом для переезда контроля, пустой бак делает легче транспорт на несколько сотен килограмм;
- Парящий тент или накидка обманывают датчики измеряющие габариты, плотно натянутые уменьшают размеры груза;
- Груз не должен свободно лежать в кузове, его необходимо прочно зафиксировать перед тем, как проехать рамку.
На заметку! Исказить весогабаритные характеристики может резкое смещение груза во время ускорения или торможения, если он находится в незакрепленном состоянии.
Главным способом, который предотвратит получение штрафа, остается соблюдение предельно допустимой нагрузки. Следование установленным нормам перевозки позволит свободно и без нарушений проезжать рамки весового контроля на дорогах страны.