Сегодня по дорогам всего мира миллионы автомобилей ежегодно перевозят миллиарды тонн грузов. Только в Российской Федерации за 2021 год эта цифра составила более 8 млрд тонн. Номенклатура и назначение грузов весьма разнообразны, и чтобы их доставка проходила с максимальной сохранностью и скоростью, разработаны целые серии грузовиков с определенными характеристиками и конструктивными особенностями.
Особенности грузовых машин
Грузовые автомобили нужны для доставки товаров ширпотреба в маленький магазинчик и металлопроката на строительную площадку, для транспортировки угля с разрезов и при переезде на новую квартиру.
Трудно найти сферу, где они бы не требовались. В обиходе под грузовиком понимается автомобиль, оснащенный кузовом в виде платформы, фургона, цистерны или рефрижератора.
У специалистов существует своя терминология в области грузового автотранспорта. В настоящее время на территории нашей страны используется документ ECE/TRANS/WP.29/78/Rev.6, принятый Экономическим и социальным советом Организацией Объединенных Наций и именуемый «Сводная резолюция о конструкции транспортных средств (СР.3)».
Согласно пункту 2.3. «Сводной резолюции» грузовые автомобили относятся к категории «N».
В этом, довольно объемном документе, они классифицируются по своей полной массе и делятся на три типа:
- N1 – до 3,5 т;
- N2 – от 3,5 до 12 т;
- N3 – более 12 т.
Полная масса автомобиля определяется в снаряженном состоянии: с водителем, пассажирами, полным топливным баком, залитой системой охлаждения, набором инструментов, запасным колесом и заполненным максимально разрешенным объемом груза.
Более подробная типология в СР3 отсутствует. Вероятно, поэтому российские автопроизводители продолжают использовать классификацию видов и соответствующею ей индексацию моделей грузового транспорта, существовавшую еще в советские времена.
Какие машины можно считать грузовыми
В «Сводной резолюции о конструкции транспортных средств» содержится четкое определение понятия «грузовой автомобиль». Под ним понимается механическое транспортное средство, которое имеет не менее четырех колес и используется для перевозки различных грузов.
Разработанная в СССР классификация грузовых автомобилей по двум параметрам, предполагает деление транспортных средств:
- по полной массе;
- по типу кузова.
По полной массе различают следующие виды грузовых автомобилей:
- менее 1,2 т;
- от 1,2 до 2 т;
- от 2 до 8 т;
- от 8 до 14 т;
- от 14 до 20 т;
- от 20 до 40 т;
- более 40 т.
По типу установленного на шасси кузова существуют 6 групп:
- с бортовой платформой;
- седельный тягач, предназначенный для работы в паре с полуприцепом;
- самосвал;
- цистерна;
- фургон;
- кузова специального назначения.
Каждой комбинации полной массы и типа кузова был присвоен свой индекс, по которому можно было определить, к какому грузовику он относится.
Внимание! Примеры расшифровки условных обозначений индексов грузовых автомобилей.
- КамАЗ-53212 – грузовой автомобиль, выпущенный Камским автомобильным заводом, первые две цифры 53 говорят о том, что это машина с бортовой грузовой платформой и максимальной полной массой в диапазоне от 14 до 20 т.
- ВАЗ-1706 – грузовой автомобиль Волжского автомобильного завода, с кузовом типа «фургон» и полной массой не более 1,2 т.
Классификация по кузову грузового автотранспорта
По типу кузовов грузовых автомобилей их делят на бортовые, самосвалы, тентованные, цельнометаллические, изотермические, рефрижераторы и др.
Бортовые
Главная особенность бортовых грузовиков – наличие платформы, которая жестко закреплена на раме грузовика и, как правило, имеет откидные борта. На грузовых машинах этого вида можно перевозить практически все виды грузов, включая жидкие, если они разлиты в соответствующую тару.
Обычно открываются боковые борта и задний борт. Некоторые модели позволяют демонтировать его для перевозки груза, габариты которого превышают размеры грузовой платформы.
Часто бортовые платформы комплектуют дугами, на которые можно установить тент, защищающий груз от осадков и грязи. Однако наличие дуг сильно усложняет погрузочно-разгрузочные работы.
Значительно удобнее конструкция со сдвижной крышей, при которой боковые стенки остаются на месте. Такой вариант тентованного кузова дает возможность использовать грузоподъемные краны и устанавливать крупногабаритный груз.
Ранее основным материалом для изготовления бортовых платформ служило дерево, но, по мере роста грузоподъемности автомобилей, чаще стали применять металлические бортовые платформы.
Интересно! Первый отечественный грузовой автомобиль, выпускавшийся заводом Московского автомобильного общества под названием АМО–Ф–15, имел кузов, сделанный из дерева.
Эта двухосная машина с четырехрядным карбюраторным двигателем мощностью 35 л.с. могла перевозить от 1 до 1,5 т грузов. АМО–Ф–15 выпускался с 1919 до 1924 год.
Тентованные
Машины с тентованным кузовом из ПВХ-материалов относятся к категории грузовых бортовых автомобилей. Универсальность и простота в эксплуатации обеспечили им на сегодня самую большую популярность.
По типу кузова различают: шторные, шторно-бортовые и бортовые полуприцепы. Тентовая конструкция имеет малую массу, при необходимости каркас быстро разбирается. Важным преимуществом является возможность не только задней, но и боковой, и верхней погрузки, и разгрузки.
Фургоны
Фургоны различных видов предназначены для грузов, которые нуждаются в хорошей защите от воздействия внешней среды или требуют для хранения определенных условий.
Обычно кузова грузовых автомобилей этого типа имеют конструктивную особенность: задние распашные двухстворчатые двери.
Встречаются варианты, когда задняя дверь откидывается и образует пандус для заезда небольшого вилочного погрузчика или ручной тележки штабелера.
Цельнометаллические фургоны
Особую сохранность грузов гарантирует перевозка в цельнометаллическом кузове, который полностью, включая каркас и перегородки, сделан из стального или алюминиевого листа и профиля.
В отличие от полимерных материалов, металл обладает большей прочностью, поэтому вероятность того, что груз потеряется, рассыплется или будет похищен, минимальна.
Однако конструкция фургона такого типа имеет недостатки: во-первых, цельный металл заметно увеличивает массу грузового автомобиля. Во-вторых, погрузка и разгрузка возможна только в специально оборудованные ворота.
Изотермические фургоны
Конструктивные особенности фургонов обуславливаются теми условиями, которые должны соблюдаться во время нахождения груза в кузове. Если фургон выполнен цельнометаллическим, температура внутри него будет сильно зависеть от погодных условий.
Для перевозки скоропортящихся грузов, например, продуктов или медикаментов, используют изотермические фургоны с термоизолированными стенками. Обычно конструкция состоит из стального каркаса с внутренней обшивкой из вспененного полимера. Существуют и бескаркасные фургоны, утепленные сэндвич-панелями.
Рефрижераторы
В тех случаях, когда необходимо перевозить замороженные продукты, термоизоляции изотермического фургона недостаточно. В таких случаях используются рефрижераторы, оснащенные дополнительно холодильной установкой.
Чтобы обеспечить независимость работы рефрижераторной установки от автомобиля, она оснащается специальным двигателем небольшой мощности для привода компрессора. Рефрижераторы способны поддерживать температуру до –25 °С, что позволяет перевозить продукты глубокой заморозки.
Специализированные кузова грузовых автомобилей
В зависимости от назначения, существует разнообразные специализированные типы кузова грузовиков. Чаще других используются самосвалы и цистерны.
Самосвалы
Кузов грузового автомобиля самосвального типа предназначен для перевозки насыпных грузов – преимущественно строительного и сельскохозяйственного назначения. Зимой такие машины используют для вывозки снега.
Для перевозки строительных грузов используют цельнометаллические кузова или конструкции, оснащенные открывающимся задним бортом для разгрузки назад. При транспортировке сельскохозяйственных грузов применяются самосвалы, имеющие откидные борта и возможность разгрузки на три стороны.
Цистерны
Узкоспециализированный тип кузова, предназначенный исключительно для перевозки жидких наливных грузов.
В зависимости от физических особенностей жидкости, которую необходимо транспортировать, конструкция, материал, из которого изготовлена цистерна, а также вспомогательное оборудование подбираются индивидуально.
Кроме самосвалов и цистерн, существует целый спектр типов грузовых автомобилей с различными кузовами, обладающих специфическими характеристиками: лесовозы и скотовозы, цементовозы и муковозы, мусоровозы и контейнеровозы, бронированные и медицинские автомобили, тралы и автовозы и др.
Виды грузовых автомобилей
Помимо классификации грузовых автомобилей, различающей их по типу кузова, существует другие виды типологии: по виду используемого топлива, по грузоподъемности, по колесной формуле, по количеству осей и осевой нагрузке.
По типу топлива
В зависимости от того, какое топливо используется для грузового автомобиля, различают: бензиновые, газобалонные и дизельные двигатели.
Дизельные двигатели
Конструкция такого мотора довольно сложна, производство и обслуживание требуют значительных затрат.
Несмотря на это, дизель, в сравнении с карбюраторным двигателем, имеет существенные плюсы:
- относительно низкий расход топлива на единицу мощности;
- более дешевое топливо (в пересчете на удельный расход);
- характеристики дизельного двигателя более гибкие, чем бензинового.
Дизель уверенно тянет на оборотах, которые для бензинового двигателя считаются холостыми.
Бензиновые моторы
Бензиновый двигатель конструктивно проще дизельного, менее сложен технологически и поэтому производство его обходится дешевле. Кроме того, он проще в эксплуатации и менее требователен к квалификации обслуживающего персонала.
В 1990-х годах количество грузовиков этого вида было намного меньше, чем бензиновых. Дизели обычно стояли на машинах с полной массой от 8 до 14 т, а также на более тяжелых автомобилях. Сегодня бензиновые двигатели по-прежнему используются на грузовиках полной массой до 1,2 т.
На заметку! В категориях от 1,2 до 2 т и от 2 до 8 т используются двигатели обоих типов.
В более тяжелых категориях бензиновые двигатели уже не встречаются.
Газобаллонные авто
В тех категориях, где бензиновые двигатели продолжают конкурировать с дизельными, производители моторов повышают их топливную экономичность, переводя двигатели с бензина на природный газ – метан и пропан-бутановую смесь. Топливная аппаратура для этих газов отличается весьма существенно.
На сегодняшний день метан считается самым дешевым углеводородным топливом. Хранить газ необходимо в сжатом состоянии – в этом его главный минус. Давление в емкости с метаном составляет 19,6 МПа (200 кгс/см2), что увеличивает стоимость баллонов, топливной аппаратуры и усложняет процесс заправки автомобиля, да и сам по себе баллон высокого давления – вещь небезопасная.
Пропан-бутан несколько дороже метана, но обращаться с ним проще. Газовую смесь хранят в сжиженном состоянии, для этого достаточно давления 1,6 МПа (16,3 кгс/см2).
Внимание! При необходимости газобаллонные двигатели, работающие как на метане, так и на пропан-бутановой смеси, можно перевести на бензин.
Существуют варианты оснащения газобаллонной топливной аппаратурой и дизельных двигателей – газодизели. На газодизельных двигателях, помимо удешевления используемого топлива, достигается снижение токсичности выхлопных газов, что особенно актуально при внутригородских перевозках.
По грузоподъемности
Сегодня в Российской Федерации не существует нормативного документа, который бы четко регламентировал автомобили по грузоподъемности.
Наряду с типологией, существующей у автопроизводителей РФ, у потребителей обычно различают грузовики, обладающие: малой, средней, большой и особо большой грузоподъемностью.
Важно! Грузоподъемность – это одна из основных расчетных эксплуатационных характеристик грузового транспорта.
Под ней понимается максимальная масса груза, которую способен перевезти автомобиль при заданных условиях.
Малой грузоподъемности
К данной категории принадлежат грузовые автомобили, способные перевозить от 500 кг до 2 т. Это машины, с небольшой длиной кузова, которые часто базируются на шасси джипов и легковых автомобилей.
Маневренность таких грузовиков помогает им без труда перемещаться в потоке машин, ведь они востребованы в малом бизнесе, обслуживающем нужды мегаполисов и крупных городов.
На них перевозят продукты питания, в том числе скоропортящиеся. Для этих целей используются изотермические фургоны.
Легкие грузовики транспортируют также продукцию сельскохозяйственных предприятий, хозяйственные, строительные материалы и многие другие грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности городов и сел.
К этой категории относятся, например, отечественная «Газель», а также Hyundai Porter, Kia Bongo и др.
Средней грузоподъемности
Главный плюс среднетоннажных грузовиков, способных перевозить от 2 до 5 т, – универсальность. Эти машины проедут не только по сельским дорогам, но и по городу, где встречается ограничение 8 т.
Их маневренность несколько хуже, зато они могут транспортировать довольно тяжелые грузы и при этом экономично расходовать топливо. К бесспорным плюсам среднетоннажных грузовиков относятся:
- низкий расход топлива (в расчете на полную массу);
- эргономичность кабины;
- невысокая стоимость обслуживания.
Типичные представители этой категории: широко распространенный «ГАЗ–33106», некоторые модели «КамАЗов», Isuzu и др.
Большой грузоподъемности
Большинство автомобилей с грузоподъемностью от 5 до 16 т оснащены тремя осями. Благодаря этому, большегрузные машины способны перевозить полуприцеп на подвижном соединении.
Эти автомобили, например, Scania P 280 6×2HNB, – хозяева скоростных магистралей, плохо приспособленные для городских условий.
На крупнотоннажных грузовиках, нередко входящих в состав автопоездов, перевозят самые разные грузы на дальние расстояния. Незаменимы они в транспортировке продуктов глубокой заморозки – заданная температура поддерживается в рефрижераторах в течение длительного времени.
Обычно водитель находится за рулем длительное время, поэтому кабина делается с максимальным учетом требований эргономики и оснащается спальным местом, а порой и целым комплексом бытовых удобств.
Особой большой
В категорию особо тяжелых грузовиков, способных транспортировать более 16 т, входят трех- и четырехосные машины, а также автопоезда. Это узкоспециализированный автотранспорт, который задействует только крупный бизнес для межрегиональных и международных перевозок.
Как правило, автомобили этой категории не встречаются в городах, а вместе с тяжелыми грузовиками курсируют на автострадах. Типичный представитель грузовых автомобилей этого класса – седельный тягач Renault Premium Lander 440.26T.
По осевым нагрузкам
Осевая нагрузка грузового автомобиля нормируется в зависимости от нескольких параметров:
- нагрузка, разрешенная для конкретного типа дороги;
- количество осей грузовика;
- расстояние между осями;
- наличие или отсутствие сдвоенных колес на оси.
Чтобы определить конкретную осевую нагрузку для данного автомобиля, следует обратиться к нормативному документу «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, принятым правительством РФ 09.01.2014. В приложении №2 содержится таблица, отражающая классификацию по совокупности всех перечисленных характеристик.
По количеству осей
Автопроизводители, как правило, не привязывают классификацию грузовиков к количеству осей, предусмотренных конструкцией грузовика. Этот параметр зависит от нескольких факторов:
- полная масса автомобиля;
- распределении массы по осям;
- наличие или отсутствие сдвоенных колес на осях;
- база тележки;
- максимально разрешенная нагрузка на ось на дорогах, по которым будет ездить данный грузовик.
Чтобы определить количество осей грузовика для транспортировки груза в тех или иных условиях, учитываются несколько факторов. Например, на дороге первой категории у автомобиля максимальной полной массой до 20 т могут быть две оси.
Если грузовик с такой же полной массой должен передвигаться по дорогам всех категорий, то потребуется машина, имеющая четыри оси. При этом расстояние между ближайшими осями должно находится в пределах от 1,3 м до 1,8 м или более, а оси неуправляемых колес оснащаться сдвоенными колесами.
В России автомобильные дороги подразделяются по разрешенной осевой нагрузке на три категории:
- для 1-й категории – до 11,5 т;
- для 2-й – до 10 т;
- для остальных дорог – до 6 т.
По колесной формуле
Под колесной формулой принято понимать условное обозначение, включающее два или три числа. Первое означает общее количество колес на автомобиле (при этом сдвоенные колеса считаются за одно), а второе – количество ведущих колес.
Между ними ставится знак «х». Кроме того, может присутствовать еще одна цифра, отделенная знаком «/», указывающая на количество управляемых (подруливающих) колес.
Например, MAN модели TGS 41.400 имеет колесную формулу 8х4/4, которая означает, что у него 8 колес, из которых 4 колеса ведущие, а 4 колеса управляемые.
Колесная формула машин оказывает непосредственное влияние не только на доход от коммерческой деятельности его владельца или арендатора, но и, первую очередь, на безопасность.
При подборе колесной формулы грузового автомобиля обычно учитывается категория дорог, по которым он будет ездить.
Важно! В обычных условиях, при перемещении преимущественно по асфальтированным дорогам, как правило, бывает достаточно формулы 4х2.
Между тем, нередко существуют ограничения по нагрузке на ось, поэтому для перевозки тяжелых грузов порой выгоднее оказывается многоосная техника.
В нашей стране наибольшим спросом пользуются двух- и трехосные грузовики с формулой 6х6, 6х4, 4х4 и 4х2. Кроме них, иногда встречаются четырехосные машины 8х8 и 8х4.
Грузовики, имеющие пять и более осей, встречаются только как специальные шасси особо большой грузоподъемности, предназначенные для движения в сложных дорожных условиях или по бездорожью.
Характеристики транспортных средств, которые чаще других используются при транспортировке грузов
Анализ рынка автомобильного транспорта показывает, что чаще всего приобретаются грузовые авто, оснащенные полуприцепами и изотермическими фургонами. В таблице приведены основные характеристики наиболее востребованных грузовых автомобилей с кузовами трех типов.
Вместимость, м3 | Грузоподъемность, т | Размеры кузова, м | |
Тягач с полуприцепом типа Jumbo | 96 | 22 | 13,8 × 2,45 × 2,45 |
Тягач с полуприцепом типа Mega | 100 | 22 | 13,6 × 2,45 × 3,0 |
Еврофура | 82 | 20 | 13,6х2,45х2,45 |
Самыми востребованными считаются стандартные еврофуры с полуприцепами. Тягачи Jumbo – тентованные полуприцепы с изогнутой рамой – отличаются от них тем, что пол имеет специальный уступ, благодаря чему увеличивается высота и, как следствие, полезный объем. Тягачи Mega имеют относительно маленькие колеса, что позволяет перевозить грузы высотой до 3-х м.
На дорогах России можно встретить не только автомобили, но и автопоезда, состоящие из тентованных или цельнометаллических фургонов с прицепами, вместимость которых составляет от 110 до 120 м3. Они активно используются для транспортировки сборных грузов на самых популярных направлениях.
Сегодня в России грузовой транспорт перевозит половину всего объема грузов. Оперативность, гибкость в составлении маршрутов, экономичность обеспечили ему большую популярность во всех сферах экономики. По прогнозам специалистов, в дальнейшем его доля будет возрастать.