Основные функции, предъявляемые требования и разновидности упаковочных материалов

При грузоперевозках одним из обязательных условий транспортировки является использование специальной тары и упаковки. Её задача заключается в обеспечении сохранности груза. С помощью упаковки перевозчик может отправить товар из одной точки в другую, не утратив её качество и не повлияв на свойства и иные характеристики. К выбору упаковки следует подходить очень тщательно, поскольку ошибки приводят к порче груза, соответствующим убыткам для транспортной компании и дальнейшим разбирательствам с заказчиком. Чтобы понять суть упаковочных материалов, требуется определить их основные функции, предъявляемые к таре требования, а также разобраться с разновидностями изделий. Отдельно стоит акцентировать внимание на упаковке, актуальной при транспортировке грузов.

Виды упаковочных материалов
Правильный выбор упаковочных материалов.

Основные функции

В системе товарооборота огромная роль отведена именно упаковке. Причём роль упаковочных материалов (УМ) определяется выполняемыми ею функциями. При этом ошибочно считать, что современные упаковочные материалы выполняют исключительно защитные функции. В общей сложности можно выделить несколько ключевых задач:

  • Предохранение всей перевозимой продукции от возможных негативных воздействий со стороны окружающей среды.
  • Обратная функция, предусматривающая защиту уже самой окружающей среды от перевозимой продукции.
  • Защита товаров от влияния со стороны другой транспортируемой продукции.
  • Создание необходимых для сохранности продукции и её качества условий в течение всего пути следования.
  • Обеспечение товару мобильности.
  • Создание необходимых условий для погрузки, выгрузки и прочих процессов.
  • Выполнение функций носителя основной информации о продукте, торговой марке и пр.

Чтобы УМ могли выполнять возложенные на неё функции, материал обязан соответствовать определённым предъявляемым требованиям.

Выбор упаковочного материла

Предъявляемые требования к упаковке

При производстве и использовании современных упаковочных материалов к ним предъявляют специальные требования. Несоответствие им делает невозможным применение изделий в тех или иных отраслях, включая транспортировку. Все требования, которым должен соответствовать упаковочный материал, применяемый для перевозки грузов, можно разделить на несколько категорий. Они бывают:

  • социальными;
  • функциональными;
  • эстетическими;
  • эргономическими;
  • гигиеническими;
  • экологическими;
  • антропометрическими;
  • психологическими;
  • требования по безопасности;
  • требования по надёжности.

Как упаковывать товары

Причём эти требования действуют вне зависимости от того, используется мягкая или жёсткая упаковка. Каждый упаковочный материал должен соответствовать этим нормам. Теперь каждый пункт стоит рассмотреть отдельно.

  • Социальные требования. Определяет соответствие упаковочного материала общественным потребностям, требованиям отдельных социальных групп, объёму производства и пр..
  • Функциональные. Непосредственно связаны с основной задачей УМ в виде защиты от внешних воздействующих факторов. Упаковка обязана защищать продукцию от влаги, кислорода, воздействия тепла, света, механических повреждений и пр. То есть функциональное требование предусматривает обеспечение полной сохранности транспортируемой продукции в плане её качества и количества. Если материал упаковки не соответствует функциональным требованиям, использовать её при перевозке, хранении и дальнейшей реализации невозможно.
  • Надёжность. Выражается в виде способности УМ сохранить функции и свойства в течение определённого периода времени. Всё это время упаковка обязана гарантировать сохранность продукции. При этом срок сохранности не должен превышать срок годности.
  • Взаимозаменяемость. Ещё одно важное требование, подразумевающее возможность одного вида упаковки заменить упаковку другого типа, но с аналогичными функциональными характеристиками, без вреда для упакованного товара.
  • Эстетические. Такие требования связаны с внешним видом, формой, дизайном и элементами изделия. Дизайн реализуется с помощью соответствующей графики, структуры и буквенных обозначений.
  • Эргономичность. Определяет удобство применения этой тары в соответствии с возможностями организма человека, оптимальными условиями применения и потребления самой упакованной продукции. Эргономичность определяется гигиеническими, физиологическими, психофизическими и антропометрическими требованиями.
  • Антропометричность. Определяет соответствие формы и размера упаковки рукам человека. Если говорить простым языком, правильный упаковочный материал обязан человек может без проблем взять в руки, не создавая дискомфорт при погрузке и выгрузке. Потому при производстве упаковочных материалов учитываются такие параметры как комфорт и удобство использования, а также принимается во внимание возрастная группа потребителей.
  • Психологические аспекты требований. Определяет соответствие УМ психике и восприятию упаковки человеком на подсознательном уровне.
  • Экологичность. Важное требование, предъявляемое к материалам упаковки. Предусматривает отсутствие негативных воздействий на стороны УМ на окружающую среду при изготовлении, перевозке, хранении и дальнейшей эксплуатации. Также материалы обязаны сохранять экологичность и после применения. Не существует целиком и полностью безопасных УМ, поскольку каждый из них в определённой степени приводит к загрязнению окружающей среды. Наименее экологичной считается пластиковая (полимерная) тара.
  • Безопасность. Выступает основным требованием при определении качества материала, поскольку обеспечивает безопасность человека в рамках применения и эксплуатации упаковки.

В качестве дополнительного требования можно выделить такое понятие как экономическая эффективность. Эта характеристика зависит от стоимости, эксплуатации и затрат на утилизацию. Цена упаковки формируется во многом на основе используемых материалов и нюансах производства. Показатели экономической эффективности у разных УМ различные, но все всегда тесно связаны с характеристиками самого товара, для которого предназначается. Потому не существует типа упаковки, одинаково высокоэффективного для всех групп продукции.

Разновидности

Многих объективно интересует классификация используемых и производимых упаковочных материалов. Существует несколько признаков, по которым делят тару или упаковочные материалы. Если учитывать виды выполняемых функций со стороны упаковочных материалов, то их делят на следующие разновидности:

  • Транспортные. Являются внешней упаковкой, которая используется в рамках перевозки и хранения продукции. Является самостоятельной транспортной единицей.
  • Потребительские. Такие упаковочные материалы считаются внутренними. Их получает конечный потребитель товара. Эта тара не выполняет транспортные задачи. Наиболее актуальными примерами потребительской упаковки называют бутылки, банки, флаконы, такие упаковочные материалы как пакеты и пр. В отношении потребительского УМ предъявляются повышенные эстетические и гигиенические требования. Большую роль играют маркетинговые функции.
  • Тара-оборудование. Это специальная категория упаковки, которая представлена в виде изделия для укладки, транспортировки, хранения и реализации продукции.
  • Цеховые. Такие упаковочные материалы созданы для того, чтобы группировать продукцию непосредственно внутри предприятий. В основном речь идёт о ящиках и лотках со специальной конструкцией.

Также классификация различных упаковочных материалов зависит от количества или кратности их применения. По этому признаку УМ классифицируют на следующие категории.

  1. Разовая упаковка. Служит исключительно для разового или однократного применения в рамках поставки продукции. Это основная масса потребительской тары. Также к разовым упаковочным материалам относятся транспортные виды тары, подлежащие утилизации после однократного использования.
  2. Возвратная. Это уже бывшая в употреблении упаковка, которую можно использовать повторно. Особенно возвратной тары заключается в том, что она обязательно сдаётся поставщику.
  3. Многооборотная. Предусматривает многократное повторное использование. Зачастую подразумевает возврат к поставщикам. Это преимущественно ящики, мешки, бочки и прочие разновидности транспортной тары.

Дополнительно существует классификация упаковочных материалов в зависимости от функционального назначения и конструктивных особенностей. В первом случае выделяют только два типа — это универсальная и специализированная упаковка. В случае с конструкцией УМ делят на:

  • разборные;
  • складные;
  • разборно-складные;
  • закрытые;
  • открытые;
  • неразборные.

Немаловажную роль играют физико-химические свойства изделий. По этим параметрам предусмотрена следующая классификация:

  • Жёсткая тара. В основном это касается бочек, полимерных и деревянных ящиков.
  • Полужёсткая. К этой группе относят трубы из полимера, ящики на основе картона.
  • Мягкая. В эту категорию входят мешки, пакеты и пр.
  • Хрупкая. Сюда относятся все виды тары, которые обладают хрупкостью и преимущественно выполнены на основе стекла.

Самой же основной классификацией считается различия между упаковкой в зависимости от используемых для их производства материалов. Различают 8 основных разновидностей упаковочных материалов.

  1. Картон. Чуть ли не самый распространённый упаковочный материал, который получил широкое распространение в различных отраслях, а также активно применяется в транспортировке. Картонные изделия или просто картон как упаковочный материал применяется для товаров продовольственной и непродовольственной группы. Характеризуется небольшим удельным весом. Для производства применяют литой, склеенный или прессованный картон. Сырьём для самого материала выступает древесина и продукты её переработки в виде целлюлозы и макулатуры. Картонная упаковка товара
  2. Бумага. Не менее распространённой считается бумажная тара. Нашла широкое применение при упаковке штучного и сыпучего товара. Бумажными в основном бывают пакеты и разного рода мешки.
  3. Металл. Несмотря на солидный вес, металлическая тара также применяется для упаковки различной продукции при затаривании, транспортировке и хранении. Актуальная для летучего, жидкого, огнеопасного и иного товара, характеризующегося специфическими свойствами. Металлическими бывают баллоны, канистры, бочки, фляги, барабаны и пр. Чтобы продукция не контактировала с металлом и не вступала с ним в химическую реакцию, изнутри тара покрывается специальными составами для консервации металла. Это позволяет перевозить в металлических упаковках даже продовольственную продукцию.
  4. Стекло. В основном применяется для жидких товаров продовольственной и непродовольственной группы. Из стекла делают банки, бутылки, флаконы, разного рода ёмкости и пр. Стекло бывает окрашенным и неокрашенным, что зависит во многом от свойств затаренной продукции, а также маркетинговых нюансов товара. Поскольку стекло обладает повышенной хрупкостью, такая тара применяется при перевозках в сочетании с другими видами упаковки.
  5. Полимеры. Популярность полимерных упаковочных материалов обусловлена их простотой и дешевизной производства в сочетании с высокими эксплуатационными характеристиками. Широкое распространение получил вспененный полимерный упаковочный материал. Пластик обладает незначительной удельной массой, отличается механической прочностью, великолепными влагозащитными свойствами и пр. Полимерный упаковочный материал
  6. Комбинированные материалы. В случае с комбинированными упаковочными материалами при их изготовлении используется минимум 2 вида сырья или более. При этом тара обладает цельной и единой конструкцией. Примером можно назвать изделия с картонным корпусом и армированным металлическим днищем.
  7. Древесина. Широко распространённый вариант упаковочного материала. Характеризуется свойствами выдерживать существенные механические нагрузки. Деревянные виды тары прекрасно защищают перевозимый товар. При этом дерево ещё и отличается солидной массой и габаритами, из-за чего повышается стоимость транспортировки продукции, для которой используется деревянная упаковка. Основной деревянных УМ выступают ящики, поддоны, корзины и бочки.
  8. Текстиль. Это всевозможные упаковочные материалы в виде тканевых мешков и просто различных отрезков ткани.

Разнообразие упаковочных материалов обеспечивает широкие возможности в плане реализуемых грузоперевозок. С помощью соответствующей тары создаются условия транспортировки на различные расстояния и с помощью соответствующих видов транспортных средств. При этом разработчики упаковки не стоят на месте. Регулярно появляются инновационные разработки, уникальные и оригинальные проекты, которые будут реализованы и введены в активную эксплуатацию в ближайшее время. Роль упаковки трудно переоценить. Но особенно важно выбирать качественные изделия, строго соответствующие поставленным перед ним задачам.

Используемая в грузоперевозках упаковка

Все упаковочные материалы для переездов и грузоперевозок объединяют в одну общую группу и называют их транспортной упаковкой. Либо же транспортной тарой. Её относят к внешнему виду тары, которая образует транспортную самостоятельную единицу. В свою очередь транспортная упаковка (ТУ) бывает малогабаритной и крупногабаритной. В некоторых случаях принадлежит самой транспортной компании, либо же грузовладельцу. ТУ в рамках грузоперевозок выполняет несколько основных функций. А именно:

  • техническую;
  • идентифицирующую;
  • маркетинговую.

Упаковка для грузоперевозок

Если говорить о технических задачах, то к ним относится:

  • сохранность перевозимой продукции;
  • стабильное сохранение формы;
  • долговечность;
  • совместимость с транспортируемым товаром;
  • устойчивость к ударам;
  • прочность;
  • амортизация при соударении;
  • прочность на разрыв и сжатие;
  • защита от несанкционированного доступа;
  • оптимизация затрат на изготовления;
  • экономическая оправданность применения;
  • экономия пространства;
  • удобство в использовании и дальнейшей утилизации.

Маркетинговая функция транспортной упаковки выражается в:

  • информировании;
  • позиционировании;
  • мотивации к приобретению;
  • продвижении;
  • сервисе.

Что же касается идентифицирующей функции, то тут принимается во внимание сочетание используемых цветов, дизайн, особенности формы, запоминаемость для потребителей, способность вызывать определённые ассоциации. Выделяют несколько основных разновидностей транспортной тары или упаковки.

  1. Барабаны. Эта упаковка отличается наличием гофрированного или гладкого корпуса, выполненного в форме цилиндров. При этом здесь отсутствуют обручи и зигзаги катания. Днище плоское.
  2. Ящики и коробки. Широко распространённый вид транспортной упаковки, где корпус образует дно прямоугольной формы, имеется пара торцевых и пара боковых стенок. В зависимости от конкретного типа ящика и коробки, на изделии может присутствовать или отсутствовать крышка. Коробки изготавливают из картона, а ящики бывают деревянными и пластиковыми. В некоторых случаях используется металл.
  3. Бочки. Разновидность транспортной тары, которая обладает цилиндрической или параболической формой корпуса. Имеются дополнительно донья, зигзаги катания и обручи. Донья выступают характерной особенностью для бочек.
  4. Мешки. Это транспортная упаковка мягкого типа, выполненная в виде рукавов, имеющих днище и горловину. Горловина может открываться и закрываться клапанами. Дно изготавливают путём склеивания, сварки и сшивания.
  5. Мягкие контейнеры. Также широко используется понятие Big Bag. Является разновидностью транспортной мягкой тары с повышенными показателями вместимости. По форме напоминают обычные мешки. При этом дополнительно оснащаются стропами, что упрощает перенос и перевозку с использованием подъёмных приспособлений и механизмов.
  6. Канистры и бидоны. Они бывают транспортными и потребительскими. Характеризуются наличием корпуса с сечением, расположенным параллельно относительно дна. Форма зачастую близка к прямоугольнику. Имеется ручка для удобного перемещения, запорная крышка и сливная горловина;
  7. Фляги. Является многооборотным видом транспортной упаковки. Обладает цилиндрической формой корпуса и аналогичной по форме горловиной, но с меньшим диаметром. Дополнительно оснащается приспособлением для удобного переноса. Имеет затворную крышку и горловину;
  8. Баллоны. Тара, характеризующаяся наличием закруглённого днища. Активно применяется в ситуациях, когда требуется равномерно распределить давление. Если это баллон из стекла, его называют бутылем. Его перевозка осуществляется совместно с корзинами.

Использование баллонов при упаковке

Упаковочные материалы действительно представлены в очень широком разнообразии. При этом каждый вид ориентирован на выполнение определённых функций и перевозку соответствующих видов продукции, товаров и изделий. Сфера грузоперевозок неразрывно связана с применением всевозможной тары. Несмотря на то, что основная ответственность за выбор упаковки лежит на производителе товаров, в плане именно транспортной тары не последняя роль отведена грузоперевозчику. Транспортная компания имеет право отказать в перевозке и в гарантиях на целостность доставки и сохранность груза, если используемая клиентом тара не соответствует требованиям по упаковке конкретного вида продукции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экономичные перевозки для жизни и бизнеса
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: