Железная дорога соединяет большое количество стран, что позволяет осуществлять грузоперевозки на международном уровне. Железнодорожный транспорт в определённых ситуациях становится оптимальным решением для доставки того или иного товара в соседние страны. Обычно к международным железнодорожным перевозкам прибегают в тех случаях, когда использование автотранспорта становится уже нерентабельным. Несмотря на ряд объективных преимуществ, у ЖД есть свои нюансы, особенности и потенциальные риски. Многие указывают на сложности оформления документов. Но это не единственная проблема, с которой может столкнуться грузоперевозчик. Прежде чем использовать железную дорогу для доставки товаров в другие страны, следует изучить все важные моменты, правила и рекомендации касательно такого вида грузоперевозок.
Международное сообщение
Учитывая огромную площадь РФ, железная дорога является одним из самых развитых видов транспорта, предназначенных для грузовых и пассажирских перевозок. Но они осуществляются не только внутри государства, а и далеко за его пределы. Речь идёт о странах, с которыми Россия соседствует, а также о других государствах, куда позволяет добраться железная дорога. Ошибочно считать, что международные перевозки ЖД транспортом Россия осуществляет только в рамках действующего договора со странами, которые входят в Таможенный союз. Есть и другие государства, куда регулярно отправляются железнодорожные составы из России. В настоящее время грузоперевозки железнодорожным транспортом налажены с:
- Литвой;
- Абхазией;
- Польшей;
- Южной Осетией;
- Беларусью;
- Эстонией;
- Казахстаном.
Это те страны, с пересечением границ которых не возникает совершенно никаких сложностей. При этом грузоперевозки осуществляются и в страны альянса НАТО, но здесь уже следует придерживаться некоторых правил из-за действующих ограничений. Хотя это не мешает осуществлять торговлю с 14 субъектами НАТО. Международные перевозки осуществляются в рамках действующей конвенции, которая касается вопросов железнодорожных перевозок. В настоящее время в России функционирует большое число транспортных компаний, которые занимаются грузовыми и пассажирскими перевозками, используя ЖД транспорт.
Правовое регулирование
Чтобы осуществлять грузоперевозки в международном сообщении, используя железные дороги, перевозка грузов обязательно должна сопровождаться составлением и подписанием специальных документов. При этом все бумаги для транспортировок товара, как и процедуры по организации железнодорожных перевозок, регулируются законодательными актами, имеющими статус международных. В случае с ЖД транспортом перевозчики опираются на 2 основных документа:
- МГК. Это конвенция, которая регулирует грузоперевозки по железнодорожному сообщению между странами;
- КОТИФ. Это соглашение, подписанное множеством стран, где рассматриваются вопросы международных ЖД перевозок. Помимо прочего, документ позволяет определить размер и условия несения ответственности при порче и повреждениях грузов.
Это так называемые Бернские конвенции, которые насчитывают 33 страны-участницы, включая государства, расположенные в Азии, Европе и Северной Африке. Важно учитывать, что правила этих международных документов действуют только на определённые ЖД линии.
Популярные виды грузов
Международные перевозки грузов по ЖД осуществляют доставку всевозможных товаров и продукции из России и в обратном направлении. При этом существует определённая статистика, дающая наглядно понять, какие именно грузы преобладают в случае с железнодорожными перевозками. Важно понимать, что, в основном, железнодорожные сообщения направлены на осуществление длительных и дальних перевозок. поэтому ЖД в качестве транспорта для доставки скоропортящихся товаров не подходит и используется только за редким исключением. Перечень наиболее популярных грузов, которые вывозятся в другие страны из России, состоит из:
- каменного угля;
- продуктов нефтепереработки;
- нефти;
- руды;
- чёрных металлов;
- цветных металлов;
- строительных материалов.
Все указанные грузы в основном вывозятся из Иркутска, Кемерово, Челябинска и Свердловска. Это самые популярные регионы, выступающими поставщиками данной продукции. В значительно меньшей степени железная дорогая занята перевозками сельскохозяйственной продукции, удобрений, продуктов питания и пр. В обратном направлении, то есть в Россию, соседствующие страны вагонами по железной дороге активно отправляют различные продукты питания.
Наиболее активными в этом плане считаются Абхазия и Эстония, которые отправляют в РФ цитрусовые, а также яблоки и сыры соответственно. Существуют определённые правила и нюансы в отношении грузоперевозок железнодорожным транспортом конкретных товаров, грузов и продуктов. Всё это регламентируется, а поэтому указанные международные правила требуется строго соблюдать.
Стандарты грузоперевозок
В международном праве существуют соответствующие стандарты по требованиям в отношении грузоперевозок, осуществляемых железнодорожными транспортными средствами. Основой для них выступают рассмотренные ранее документы, которые были в своё время подписаны представителями стран в швейцарском городе Берн. Соглашение было принято почти 40 лет назад, в 1980 году. Со стороны СССР законы не были ратифицированы в то время. Россия, выступающая в качестве приемника Союза, может игнорировать любые изменения, которые вносятся в законодательный акт.
Это и стало главной причиной возникновения ряда сложностей при осуществлении международных грузоперевозок железной дорогой. Во многом это коснулось стандартов по оформлению документов. Их нужно соблюдать обязательно, иначе перевозчик попросту не сможет вывезти или ввезти на территорию РФ те или иные грузы. Грузоперевозчикам следует опираться на соглашение, которое рассматривает вопросы международного грузового сообщения. Сокращённо СМГС. Правила этого документа обязательно соблюдаются только по отношению к грузоперевозчику, страна которого приняла этот международный законодательный акт. Указанный документ о международном грузовом соглашении действует между:
- Вьетнамом;
- Китаем;
- Монголией;
- Северной Кореей;
- Турцией;
- Ираном;
- Польшей;
- Литвой;
- Эстонией;
- Болгарией.
Важно при этом отметить, что существуют некие разногласия между некоторыми странами, которые принимают участие в действующем договоре СМГС, а также в Бернском соглашении. В связи с этим возникает необходимость в обязательном переоформлении документов, если груз перевозится железнодорожным транспортом одновременно через несколько различных государств. Зачастую такие задачи решает диспетчер или экспедитор транспортной компании, к услугам которой обратился грузоотправитель. То, что специалисты полностью сопровождают груз, позволяет минимизировать риски грузовладельца и получателя товара.
В случае с международными перевозками железнодорожным транспортом действующие стандарты распространяются на следующие нюансы:
- классифицируют грузы по уровню их опасности;
- регламентируют правила упаковки продукции;
- указывают основные правила транспортировки;
- стандартизируют нормы по оформлению сопроводительных и прочих документов, необходимых в рамках перевозки железной дорогой.
Чтобы осуществлять международные железнодорожные грузоперевозки, в обязанности самих грузоперевозчиков входит знание всех норм и правил, которые регламентируются СМГС и Бернскими соглашениями. Без таких знаний и навыков решить все проблемы по переоформлению и грамотной реализации доставки груза в другие страны будет крайне сложно. Есть определённые различия касательно переоформления сопроводительной документации. Причём иногда правила отличаются очень существенно, из-за чего у малоопытных перевозчиков возникают проблемы. Прежде чем обращаться за помощью к перевозчикам, клиенту самому следует изучить особенности документации и правила, регламентированные международными соглашениями. Так удастся предотвратить ряд сложностей при организации железнодорожной грузоперевозки.
Сопроводительная документация
Согласно договору о международных железнодорожных перевозках, перед отправлением любой груз, вывозимый за границы РФ, обязательно проходит процедуру таможенного контроля. Представители грузоперевозчиков об этом прекрасно знают, поэтому заранее информируют грузовладельца или получателя о необходимости такого оформления на таможне. В противном случае товар попросту не выпустят за пределы страны.
В рамках международной железнодорожной перевозки между клиентом и транспортной компанией подписывается договор. Этот контракт или соглашение предусматривает обязательное предоставление полного пакета документов и всех необходимой информации, которая позволит беспрепятственно пройти таможенный контроль. Не стоит думать, что все заботы возлагаются на плечи грузоперевозчика. Заказчик также обязуется обеспечить компанию, которая занимается доставкой товара по железнодорожному сообщению, достоверной информацией, а также некоторыми документами. Стандартный перечень документации состоит из:
- накладной;
- торгового договора или актуального соглашения о доставке товаров;
- документального подтверждения заявления кода продукции;
- документальных подтверждения оплаты всех установленных таможенных пошлин;
- платёжных поручений;
- паспорта сделки;
- иных бумаг, которые подтверждают стоимость перевозимого груза;
- документов для подтверждения соблюдения установленных норм и запретов;
- доверенности, если требуется;
- пакета документации о компании.
Это базовый пакет, который всегда должен иметь при себе перевозчик. Но есть и дополнительные бумаги, отличающиеся между собой в зависимости от того, экспортируется или же импортируется груз. При импорте к рассмотренным выше документам следует добавить:
- декларацию;
- прайс-листы;
- сертификаты требуемого международного образца.
В случае с экспортом к базовому пакету документации прилагают:
- контракты на выполненную закупку;
- счёт-фактуру;
- смету, где указывается стоимость перевозимого товара;
- техническую сопроводительную документацию;
- CMR.
Следует понимать, какую ответственность несут перевозчики и грузоотправители, как и грузополучатели, при выявлении факта нарушения действующих правил железнодорожных перевозок. Если в сопроводительных грузовых документах была указана неправильная, некорректная или неправдивая информация, в рамках таможенного оформления это не так сложно обнаружить. За подобные нарушения, в зависимости от степени угрозы, следуют соответствующие меры наказания. В лучшем случае перевозчик потеряет драгоценное время на переоформление всех бумаг.
В некоторых ситуациях подобные ошибки и неточности в оформлении документов приводят к существенным финансовым потерям. Это особенно касается ситуаций, когда задержки возникают при транспортировке железной дорогой скоропортящейся продукции. Каждая испорченная единица товара является прямым убытком.
Прохождение таможни
Есть несколько основных этапов, которые следует пройти грузоперевозчикам при пересечении российских границ по железнодорожным сообщениям. А именно:
- Составить, зарегистрировать и выпустить декларации на весь перевозимый товар по железной дороге;
- Провести тщательную проверку кодов по товарным накладным;
- Проверить документы на предмет правильности указанной таможенной стоимости перевозимых товаров;
- Составить и провести все необходимые таможенные платежи;
- Выполнить валютный контроль.
Декларация на товар может составляться только на основе достоверной и полной информации о продукции. Иначе на этапе прохождения таможенного контроля у перевозчика возникают серьёзные проблемы. Минимум за такое нарушение следует административное наказание, применяемое в отношении перевозчика или самого представителя таможни, который допустил подобные ошибки. Иногда в качестве меры пресечения перевозчикам запрещают на определённый срок осуществлять тот или иной вид деятельности. Если при проверке было обнаружено, что в сопроводительных документах есть неточности, требуется обязательно внести соответствующие изменения и переоформить бумаги, где были выявлены ошибки.
Особое внимание таможенники уделяют вопросу указанной таможенной стоимости в документах. И это неудивительно, ведь именно от этого значения напрямую зависит размер таможенных пошлин на перевозимый товар железной дорогой. Многие клиенты, которые обращаются за помощью в транспортные компании для железнодорожной доставки товаров, часто намеренно неправильно указывают таможенную стоимость. Они преследуют цель сэкономить на таможенном оформлении. Если перевозчик об этом не знает, то сам рискует пострадать от незаконных действий своего клиента. поэтому всегда определённый риск есть и у транспортных компаний.
При выявлении факта некорректного указания таможенной стоимости, в документы не просто внесут изменения, но и выпишут дополнительные штрафы. поэтому пытаться обмануть таможенный контроль не стоит. Это выльется в ещё более серьёзные финансовые затраты, нежели оплата всех необходимых таможенных пошлин.
Основные преимущества
У международных железнодорожных перевозок грузов есть свои неоспоримые преимущества. Именно они являются основной причиной такой высокой популярности внешней и внутренней торговли с использованием железнодорожных сообщений. К главным достоинствам этого вида транспорта относятся следующие моменты.
- Безопасность. Статистика явно говорит в пользу железной дороги, поскольку количество аварий на железнодорожных путях значительно ниже в сравнении с автомобильными грузовыми и пассажирскими перевозками. Специалисты отмечают высокие показатели безопасности самого транспорта, а также относительно перевозимого груза. Вагоны обладают высокой прочностью и устойчивостью, поэтому вероятность опрокидывания, переворачивания и деформации минимальная.
- Стоимость. Это относительное преимущество, поскольку в разных ситуациях по цене выигрывают различные виды транспорта. Но в плане международных сообщений железная дорога намного дешевле, чем международные авиаперевозки. Это объективный факт. В некоторых случаях железнодорожные грузоперевозки между странами превосходят по выгоде автотранспорт. В основном это касается ситуаций, когда следует выполнить перевозку на дальние расстояния. Тогда использовать автомобили становится нерентабельно, но появляется серьёзная выгода от использования железной дороги.
- Погрузо-разгрузочные работы. Никаких сложностей в этих процессах не возникает. В точках доставки груза по железной дороге существуют приёмные пункты, которые располагают всем необходимым оборудованием и рабочей силой, осуществляющей погрузочные и разгрузочные работы.
- Запрещённые грузы. В отношении железнодорожных международных перевозок действует меньший перечень запрещённых к транспортировке товаров и грузов, если сравнивать с авиационным транспортом и автомобилями.
- Документы. Их составление относительно простое, если знать все международные стандарты и следовать установленным правилам. Поскольку эти вопросы решают транспортные компании, самому заказчику остаётся только передать некоторые документы и информацию о грузе.
Что же касается недостатков, то здесь выделить какие-то объективно негативные стороны сложно. Единственным исключением можно считать длительность осуществляемых грузоперевозок по международным железнодорожным сообщениям. Но это только в случае сопоставления скорости доставки железной дорогой с авиационным видом транспорта. По сравнению с автоперевозками железная дорогая зачастую выигрывает, поскольку здесь фактически исключаются такие факторы, как:
- пробки;
- аварии и ДТП;
- запреты на въезд в населённые пункты;
- посты ДПС;
- поломки автотранспорта и пр.
Нельзя исключать вероятность выхода из строя локомотива. Но по сравнению с машинами железнодорожные транспортные средства ломаются значительно реже. У международных грузоперевозок железной дорогой есть ряд своих нюансов, правил и регламентов. Их знание позволяет избегать возможных сложностей и затруднений на каждом из этапов транспортировки груза и товара.
Но, чтобы получить максимальные гарантии сохранности груза и их своевременной доставки к пункту назначения, следует обращаться к профессионалам в этой области. Поскольку железная дорога хорошо развита в РФ, в стране работает множество хороших транспортных компаний. Следует изучить их предложения и выбрать наиболее оптимальный вариант, который подходит заказчику.