Как перевозится лес и лесоматериалы с помощью железнодорожного транспорта

Лес и лесоматериал является востребованным продуктом в сфере строительства при изготовлении разной продукции, мебели и не только. В связи с этим их транспортировка пользуется повышенным спросом на рынке грузоперевозок. Учитывая все факторы, преимущества и недостатки разных методов доставки, именно перевозку лесоматериалов и леса железнодорожным транспортом считают наиболее оптимальным вариантом. Целый ряд транспортных компаний готовы оказать такую услугу, но не все способны обеспечить надлежащие условия доставки, правильное хранение, грамотное оформление сопроводительных документов и ряд других требований.

Особенности перевозки леса и лесоматериалов железнодорожным транспортом
Порядок перевозки леса и лесоматериалов железнодорожным транспортом.

Классификация

При железнодорожных перевозках леса не последнюю роль играет конкретный тип лесоматериала, который требуется доставить из одного пункта в другой. Поэтому важно точно знать, с какой разновидностью перевозчик имеет дело. В сфере лесодобывающей промышленности существует несколько классификаций по различным основаниям, позволяющих разделять лес на разные категории, виды и типы. Если брать во внимание только что срубленные леса, то тут выделяют 2 категории.

  • Короткий лес или коротьё. Это небольшие по длине деревья, размер которых не превышает 3 метра;
  • Длинномерные леса. Сюда относят более широкий диапазон деревьев по высоте. Длинномерными считаются материалы, длина которых составляет от 3 до 12 метров. Также в эту категорию относят круглые лесоматериалы, деревья, у которых необрезанная крона, и брёвна.

Перевозить лес с помощью ЖД транспорта действительно выгодно, эффективно и рационально. Поэтому такой вид доставки пользуется повышенным спросом. Нельзя забывать о том, что древесина также классифицируется в зависимости от качественных признаков. По этому критерию осуществляется разделение материала на 4 категории или 4 сорта.

Перевозка лесоматериалов

Сам хлыст, то есть дерево при первичном срубе, делится на комлевую, срединную и вершинную часть. Отличительной особенностью комлевой части является наличие минимального количества сучков, из-за чего ей присуждают самую высокую категорию качества. Ценность комлевой части превосходит остальные, поэтому из неё изготавливают дорогую мебель и прочие конструкции. Если отталкиваться от вида переработки, то лесоматериал бывает следующих видов:

  • пиленым;
  • фрезерованным;
  • колотым;
  • круглым;
  • строганным;
  • лущеным;
  • измельчённым.

На каждый вид материала и на любое качество леса есть спрос. Поэтому грузоперевозки с помощью ЖД транспорта осуществляются на регулярной основе. Здесь важно учесть все нюансы, обеспечить полный комплект сопроводительных документов, а также доставить товар в соответствии с действующими правилами и нормами. Для таких целей важно выбирать надёжных грузоперевозчиков, которые знают все тонкости транспортировки лесоматериалов, обладают материально-технической базой и могут помочь клиенту на всех этапах доставки. Мало просто погрузить лес в вагон и отправить к какому-то железнодорожному вокзалу. Лесоматериалы требуют соблюдения условий загрузки и перевозки, правильного оформления бумаг, мультимодальной схемы доставки по мере необходимости.

Перевозка леса

Используемые вагоны

При планировании грузоперевозки следует учесть, сколько кубов леса будет в ЖД вагоне, подбирая для него соответствующую конструкцию. В действительности существует 2 наиболее часто используемых типа вагонов, которые подходят для транспортировки древесины по железной дороге. Поэтому перевозка леса по ЖД осуществляется:

  • Полувагонами. Это специальный тип вагонов, куда можно загружать навалочные и штучные грузы, для которых не требуется создавать специальные условия по защите от воздействия окружающей среды, осадков и пр. У полувагонов отсутствует крыша, что помогает в обеспечении эффективной механизированной погрузки. Если это сыпучий груз в виде лесоматериала, для него предусмотрены специальные люки на полу или же в области торцевой стены;
  • Платформами. От параметров платформы зависит, сколько по объёму кубов леса удастся разместить в ЖД вагоне. При этом платформы являются специальными железнодорожными конструкциями, которые предназначены для перевозки длинномерного груза, оборудования, контейнеров и пр. Они делятся на несколько категорий. Среди них есть и платформа, ориентированная на перевозку леса. Такие транспортные средства оснащаются дополнительными стойками и торцевыми стенами, предотвращающими возможное смещение груза.

Как вы понимаете, перевозка и доставка лесоматериалов железнодорожным транспортом не может осуществляться на обычных крытых вагонах, в цистернах или хопперах. Наличие у перевозчика возможностей обеспечить клиента нужным количеством вагонов играет важную роль, поскольку партии товаров могут быть крупными. Отправлять состав несколько раз не так выгодно, как сцепить сразу большое количество вагонов с лесом и направить его к пункту назначения. На практике перевозка леса, древесины и пиломатериалов по железной дороге или ЖД является выгодным решением, которое обладает рядом преимуществ. Но тут есть и свои нюансы, которые следует обязательно учитывать.

Вагон для перевозки леса

Особенности и преимущества ЖД доставки

Если говорить про использование железнодорожного транспорта как инструмента для доставки леса и лесоматериалов, то тут можно выделить несколько основных преимуществ. А именно:

  • снижение трудоёмкости процесса;
  • возможность применения специальной техники для проведения погрузо-разгрузочных работ;
  • доступ к удобному визуальному осмотру груза;
  • упрощённая процедура очистки вагона после проведения разгрузки;
  • минимальное участие человека в загрузке и выгрузке, что снижает риски травм;
  • высокая вместительность;
  • превосходящая альтернативные виды транспорта грузоподъёмность (кроме некоторых морских судов-лесовозов);
  • выгодное соотношение цены, качества и скорости грузоперевозки.

Этих факторов более чем достаточно, чтобы выбрать железную дорогу в качестве транспорта для доставки крупной партии леса. Если же речь идёт о небольших объёмах, которые могут поместиться на 1-2 грузовые машины со специальными платформами, то действительно выгодно использовать автотранспорт. Но поскольку лес обычно доставляют крупными партиями и на разные расстояния, часто рациональнее всего обратиться к помощи железной дороги.

Погрузка леса в вагон

Когда происходит спил, лес распиливают и проводят первичную обработку, его доставляют на специальный склад. Там лесоматериалы постепенно накапливаются, и по мере необходимости или при поступлении заказа от клиента загружаются в вагоны и отправляются в пункты назначения. Существует достаточно большое количество методов погрузки, что зависит от конкретной ситуации. Свою роль играет тип лесоматериала, его количество, вес и объём. Также не все предприятия располагают современной техникой для погрузки и выгрузки, в связи с чем приходится задействовать человеческую рабочую силу. Практика показывает, что такой метод наиболее опасный, часто приводит к травмам, плюс занимает больше времени.

Если клиенту важно обеспечить надёжную, быструю и безопасную доставку, обращаться стоит в компании с хорошей и современной материально-технической базой. Примечательно и то, что в некоторых аспектах железнодорожный транспорт уступает автомобильным грузоперевозкам. Это касается длины перевозимого груза в виде леса. Используя специальные вагоны и платформы, длина лесоматериала не может превышать 15 метров. Есть грузовой автотранспорт, характеристики которого обеспечивают возможность загрузки и транспортировки леса длиной до 25 метров.

Отправка вагона с лесом

Погрузо-разгрузочные работы

Хотя лесоматериал не относится к категории опасных грузов, для него есть свои правила, которых перевозчик обязан строго придерживаться.

  • Для начала лесоматериал проходит этап сортировки, чтобы разделить его по размеру и дополнительным характеристикам;
  • Крайне важно для обеспечения безопасности и сохранности груза грамотно укладывать его в вагоны;
  • Укладка осуществляется штабелями, действуя встык вдоль всего вагона;
  • Если лес по длине превышает длину самого железнодорожного вагона, правилами не запрещается осуществлять перевозки при открытых дверях;
  • Для максимально рационального использования пространства часто применяется укладка по принципу шапки. С его помощью один вагон вмещает в себя до 15 кубических метров пиломатериалов без риска для их целостности;
  • Если лес грузят в железнодорожные вагоны с 4 осями, их длина не может составлять меньше 1,6 метра;
  • Если вагон имеет шесть осей, тогда минимальная длина леса 4 метра;
  • Правилами запрещается загрузка в вагоны лесоматериалов и брёвен, если они обледенели;
  • Для плотной фиксации применяются специальные прокладки, установленные на полу и в средней части. Их укладывают между штабелями;
  • При креплениях используются стойки, способные зафиксировать пиломатериал. Стойки монтируются к полу, после чего происходит обвязка с помощью проволоки. Расстояние между стойками напрямую зависит от того, какую длину имеет сам штабель.

Нельзя сказать, что погрузка, фиксация и выгрузка лесоматериала из железнодорожных вагонов является простой и быстрой процедурой. Здесь требуется иметь определённые навыки, чётко знать действующие правила. Неправильная загрузка способна повлечь за собой опрокидывание вагона, порчу материала или нарушение целостности фиксации. Неоднократно случалось так, что из-за неправильной загрузки или некачественных креплений брёвна буквально высыпались из вагона на ходу. Это влекло за собой дополнительные расходы, штрафы, создание аварийных ситуаций на железнодорожных линиях и пр.

Документация

При транспортировке леса и пиломатериалов ЖД транспортом такая грузовая перевозка обязательно сопровождается подготовкой пакета документов. Требования по документации не самые жёсткие, поскольку речь не идёт об опасных грузах или товарах скоропортящегося типа. Чтобы иметь возможность перевезти пиломатериал железнодорожным транспортом, требуется обязательное наличие железнодорожной накладной, а также отгрузочной спецификации на товар. В противном случае перевозка леса будет считаться незаконной, что подразумевает наложение штрафов и санкций в отношении перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя. Если речь идёт об экспорте леса с территории России по железной дороге, тогда требуется подготовить пакет документов, состоящий из:

  • сертификата происхождения;
  • фитосанитарного сертификата;
  • инвойса;
  • спецификаций;
  • контракта на доставку;
  • платёжных поручений для оформления таможенных процедур.

Российский лес достаточно востребован среди клиентов из других стран. Поэтому доставка не редко осуществляется на международном уровне, где требуется более тщательный подход к организации всего процесса, начиная от загрузки и заканчивая прохождением таможни и доставкой конечному получателю в ином государстве.

Оформление отправки леса

Хотя такой вид грузоперевозок леса железнодорожным транспортом имеет свои нюансы, требования и правила, для профессиональных перевозчиков эта задача относится к числу средних или даже лёгких по уровню сложности. Это объясняется необходимостью в подготовке стандартного пакета документов, а также отсутствием жёстких требований по обеспечению сохранности пиломатериалов. Их зачастую не требуется защищать от внешних воздействий, поэтому продукция перевозится в открытых полувагонах и на специальных платформах. Чтобы не рисковать, лучше обратиться к проверенным грузоперевозчикам, которые имеют богатый опыт в проведении таких операций по доставке леса и пиломатериалов по железной дороге.

Экономичные перевозки для жизни и бизнеса