Нефть и нефтепродукты являются важнейшей составляющей жизни современного общества. С их помощью мы получаем топливо, горюче-смазочные материалы и многое другие, чем человек пользуется в повседневной жизни. При этом поставки нефтепродуктов не прекращаются никогда. Интересно и то, что для самой транспортировки продуктов нефтяной промышленности требуется их большое количество для заправки автомобильного, авиационного, морского и железнодорожного транспорта. Специалисты отмечают, что именно у железнодорожных перевозок нефтепродуктов есть ряд объективных преимуществ перед остальными видами транспортных средств. Во многом это обусловлено вопросами финансовой выгоды от использования железнодорожных сообщений. Хотя в определённых ситуациях пальму первенства следует отдать речному и морскому способу доставки.
Причины популярности ЖД
Железная дорога существует множество десятков лет. За это время она существенно изменилась, модернизировалось. Такие перемены привели к увеличению скорости передвижения составов, повысилась эффективность локомотивов, значительно возросла грузоподъёмность железнодорожных составов. Буквально через некоторое время после появления первых железнодорожных перевозок железную дорогу начали активно использовать для доставки продуктов нефтеперерабатывающей промышленности. Сфера добычи нефти и ЖД всегда развивались параллельно, поэтому этот метод транспортировки оказался наиболее выгодным, эффективным и подходящим для целого ряда ситуаций. Несмотря на определённые сложности, которыми сопровождается перевозка нефти железнодорожным транспортом, популярность таких грузоперевозок продолжает расти. Тому есть несколько объективных причин:
- Развитая инфраструктура. Если говорить о России и мире в целом, то железнодорожная инфраструктура в настоящее время находится на стадии активного развития. В эту отрасль вкладываются большие деньги, направленные на развитие и улучшение железнодорожных сообщений. Это позволяет объединить по ЖД множество стран, между которыми осуществляется обмен продуктами нефтедобывающей промышленности;
- Скорость доставки. По скорости авиатранспорт объективно превосходит поезда, но только вот самолёты под перевозку крупных партий нефтепродуктов совершенно неадаптированы. При этом в специальных ЖД цистернах для перевозки нефтепродуктов можно в относительно короткие сроки доставить товар из одной точки в другую;
- Объёмы поставок. В плане количества нефтепродуктов, которое способен доставить один железнодорожный состав, в ЖД транспортом может сравниться только крупный морской танкер;
- Всесезонность. Для железной дороги не имеет значения, какой сезон сейчас. Перевозки осуществляются круглый год, что обусловлено универсальностью и всесезонностью железнодорожных сообщений. Реки могут замерзать, дороги засыпает снегом или они покрываются слоем льда, из-за чего доставка становится невозможной либо крайне опасной;
- Эффективность. Если сопоставить финансовые затраты на организацию железнодорожных перевозок и прибыль, которую получают все участники рынка, то железная дорога оказывается наиболее выгодной. поэтому такие виды доставки считаются наиболее эффективными, обладая оптимальным соотношением цены, качества и скорости выполнения перевозок.
Этим и объясняется повышенный спрос на железную дорогу в качестве способа доставки продуктов нефтеперерабатывающей промышленности. Довольно часто поезда становятся только составным элементом мультимодальных перевозок, в рамках которых принимает участие сразу несколько видов транспорта. Но множество нефтеперерабатывающих предприятий, которым отправляются нефтепродукты, имеют собственные погрузо-разгрузочные специально оборудованные пункты приёма цистерн. Это значительно сокращает расходы, поскольку исключается необходимость в перегрузки продукции из ЖД цистерн в автоцистерны. Но тут уже всё зависит от каждой конкретной ситуации.
Используемое транспортное оборудование
При организации перевозки нефтепродуктов по ЖД используются специальные железнодорожные цистерны ёмкостью от 50 до 120 тонн. Это специальные вагоны-цистерны, при изготовлении которых используется высококачественная листовая сталь с толщиной свыше 8 миллиметров. Такие цистерны могут отличаться по:
- размерам;
- грузоподъёмности;
- вместимости;
- оснащению;
- дополнительному оборудованию;
- используемым при изготовлении материалам и пр.
Обязательным требованием к железнодорожным цистернам, предназначенным для перевозки нефтепродуктов, является повышенная паростойкость, а также масло- и бензостойкость. Дополнительно специальные вагоны для транспортировки продукции нефтеперерабатывающей промышленности должны удовлетворять жёсткие требования по искробезопасности и устойчивости к образованию электростатических разрядов.
В противном случае возрастает вероятность образования взрывоопасных паров, для воспламенения которых достаточно одной небольшой искры. Результатом применения цистерн, нарушающих основные правила безопасности, становится повреждение резервуаров, потеря товара, а также нанесение ущерба окружающей среде и человеческому здоровью. Конструкция тщательно разрабатывается инженерами. Цистерны для нефтепродуктов, используемые при их перевозке железнодорожным транспортом, оснащаются специальными инструментами для выполнения погрузо-разгрузочных работ. Загрузка или заливка топлива, масел и прочих нефтепродуктов осуществляется через верхние специальные отверстия. Выгрузку или слив выполняют с помощью отверстий, расположенных в нижней части вагона-цистерны. Дополнительно для каждой железнодорожной цистерны предусмотрено наличие:
- смотровых площадок;
- наружных лестниц;
- внутренних лестниц;
- сливных устройств;
- заливного оборудования;
- контрольно-измерительных приборов;
- средств пожаротушения для экстренных случаев и пр.
Всё это оборудование и оснащение необходимо для создания максимально безопасных условий при перемещении цистерн с нефтепродуктами по железной дороге. Любое нарушение установленных правил грозит минимум административным наказанием. В определённых случаях, когда по причине нарушения правил безопасности был причинён ущерб имуществу либо пострадали люди, к ответственным лицам могут быть применены статьи Уголовного кодекса.
Важные особенности
Следует понимать, что транспортировка нефтепродуктов, вне зависимости от используемого вида транспорта, всегда сопряжена с определёнными рисками. поэтому для таких случаев разрабатываются специальные законы, нормы и правила. Все они направлены на обеспечение безопасности при транспортировке продукции. В общей сложности выделяют 4 главных пункта:
- упаковка;
- маркировка;
- перевозка;
- хранение.
Тара, используемая для перевозки нефтепродуктов, обязательно маркируется для её обозначения как опасного груза. Также применяются дополнительные метки и знаки манипуляции, подтверждающие уровень и класс опасности транспортируемого нефтепродукта. Прежде чем заливать нефтепродукт в железнодорожную цистерну, ёмкость тщательно осматривается и очищается от всевозможных загрязнений. Смешивание разных нефтепродуктов путём их заливки в цистерны без предварительной очистки строго запрещены. Каждая цистерна имеет свой сопроводительный документ. В этой документации указывается, какое вещество перевозится в резервуаре, а также что перевозили в этой же цистерне ранее. В некоторых случаях допускается отсутствие сопроводительного документа такого плана. Но тогда следует на месте провести анализ и выявить, для перевозки каких нефтепродуктов использовались резервуары.
Процедура заливки продуктов нефтеперерабатывающей промышленности строго контролируется и регламентируется. Важной особенностью является свойство такой продукции расширяться при изменении температурного режима. Поэтому запрещается заполнять железнодорожные резервуары на 100%. Всегда остаётся определённый запас пространства на случай температурного расширения нефтепродуктов. Правила перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом разработаны с основной целью минимизировать все потенциальные риски, которые несёт в себе транспортирование продукции нефтеперерабатывающей промышленности.
Каждый перевозчик должен строго соблюдать все установленные нормы доставки. Если перевозка нефтепродуктов железнодорожным транспортом осуществляется с нарушением регламента и законов, то это грозит как административной, так и уголовной ответственностью. поэтому клиентам транспортных компаний нужно внимательно изучать возможности перевозчика, его уровень надёжности и наличие опыта в сфере железнодорожных перевозок опасного груза.
Преимущества и недостатки
Чтобы сделать окончательные выводы относительно транспортировки продуктов нефтеперерабатывающей промышленности с помощью железнодорожного транспорта, следует изучить сильные и слабые стороны такого способа доставки. Начнём с положительных моментов. К основным преимуществам ЖД перевозок нефтепродуктов относятся:
- Возможность всесезонных грузоперевозок. Для железной дороги не имеет значение, какое время года на дворе. Она одинаково эффективно справляется с поставленными задачами зимой, летом, весной и осенью;
- Высокая скорость. Если сравнивать с речными и морскими путями, железнодорожные перевозки объективно более скоростные. Порой они выигрывают даже у автотранспорта;
- Широкая география. Это обусловлено отличным развитием железнодорожной инфраструктуры, что также можно отнести к преимуществам. Железная дорога покрывает огромные территории страны, что позволяет осуществлять грузоперевозки на короткие, средние и дальние расстояния, а также осуществлять доставку на международном уровне;
- Объёмы. Железнодорожный состав способен одновременно тянуть за собой несколько десятков цистерн с нефтепродуктами. поэтому по количеству перевозимого груза единственным конкурентом ЖД считается морские танкеры.
Но не стоит делать поспешные выводы. У железнодорожных перевозок есть и свои недостатки. Наиболее весомыми минусами перевозки нефтепродуктов по железной дороге считаются:
- Цена. В сравнении с финансовыми затратами на перевозку альтернативными видами транспорта, использование железнодорожных составов оказывается более дорогим. Хотя для определённых ситуаций ЖД становится оптимальным во всех отношениях решением.
- Потери при транспортировке. При проведении погрузо-разгрузочных работ достаточно часто происходят утечки нефтепродуктов из цистерн и резервуаров, из которых цистерны заполняются. Это закономерное явление при железнодорожных перевозках, поэтому требуется делать расчёты с учётом возможных потерь.
- Оборудование. Чтобы осуществлять регулярные и эффективные перевозки нефтепродуктов по железнодорожным сообщениям, требуется использовать специализированное оборудование. Оно применяется при погрузочных и разгрузочных работах, а также на промежуточных этапах доставки к конечному пункту назначения. Это приводит к увеличению общих затрат на транспортировку.
- Маршруты и линии. Хотя инфраструктура железнодорожных путей хорошо развита, они есть не везде. поэтому для доставки по железной дороге нефти к тем или иным пунктам требуется прокладывать новые пути.
Всё это даёт наглядное представление о железнодорожном транспорте как средстве для перевозки продуктов нефтеперерабатывающей промышленности и самой нефти в чистом виде. Железная дорога действительно обладает рядом важных преимуществ, но имеет и свои характерные недостатки. Чтобы перевозка нефтепродуктов оказалась максимально эффективной и выгодной, следует заранее предусмотреть все потенциальные риски, подобрать надёжного грузоперевозчика и согласовать нюансы доставки к пункту назначения.
При невозможности осуществить грузоперевозку по железной дороге следует выбирать альтернативные решения. Довольно часто нефтепродукты перевозятся по схеме мультимодальных доставок, где железнодорожный транспорт является одной из составных частей всего маршрута.