Мясо, рыба, молоко и другие продукты питания, которые нужно употребить в короткие сроки, требуют особого подхода к транспортировке на дальние расстояния. Крупные партии часто отправляют поездами, потому что это самый дешёвый способ. Для того чтобы благополучно доставить груз и избежать убытков, МПС РФ утвердило ряд правил, касающихся перевозок скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом. Предлагаем рассмотреть их подробнее.
Особенности перевозок
Для перевозки скоропортящихся продуктов используют специальные вагоны, внутри которых можно создать благоприятные температурные условия, поддержать нужную влажность и степень вентиляции. Это могут быть:
- вагоны-цистерны – закрытые скругленные металлические прицепы для молока, соков, жидких молочных продуктов;
- вагоны-рефрижераторы – закрытые металлические вагоны со встроенным механизмом охлаждения и прослойкой, сохраняющей заданную температуру (в них часто перевозят мясо, мороженое, рыбу);
- вагоны-термосы – отличаются от предыдущих только тем, что не могут охлаждать воздух, а лишь поддерживают ту температуру, какую имели продукты во время погрузки.
Перед тем, как предлагать услуги по транспортировке, логистическая компания должна обратиться в санэпидемстанцию, чтобы их сотрудники осмотрели все имеющиеся вагоны и выдали разрешение на перевозку пищевой продукции – санитарный паспорт. Отправитель груза должен снабдить перевозчика накладной, где указаны условия транспортировки, сроки доставки, дата изготовления, и еще:
- для замороженной и охлажденной пищи – её температура при укладке в вагон;
- для мяса, птицы, рыбы – время улова/убоя;
- пекарских ферментов – необходимая степень влажности и ph-баланс;
- плодово-ягодных и овощных культур – описание сорта и его свойства;
- маргарин, кремы кондитерские – какой должна быть их вязкость;
- грузов, перевозимых в вагонах-холодильниках – в каких пределах может меняться микроклимат, чтобы товар не испортился.
Помимо этого, поставщик товара предоставляет транспортной компании:
- при погрузке ягод, фруктов, овощей – заключение о содержании нитратов, фосфатов и других соединений, уровень которых не должен превышать допустимых норм;
- для мяса, молока, яиц и прочего – ветеринарный сертификат, свидетельствующий о допущении этих продуктов к употреблению;
- для разного пищевого товара, вывозимого из мест, где зафиксированы очаги эпидемий, поражений паразитами, вредными насекомыми и т. д. – карантинный сертификат.
Требования к размещению и укладке скоропортящихся грузов
При отправке ж/д транспортом скоропортящихся грузов нужно придерживаться правил укладки:
- Продукты складывают в чистую, целую упаковку. Это могут быть ящики, бочки, мешки, коробки – всё зависит от типа товара.
- Если стены вагона ребристые, то кладь можно размещать близко к ним, а если они гладкие – нужно оставить свободными несколько сантиметров.
- Все упакованные продукты, кроме фруктов и овощей, укладываются плотно для экономии пространства и надежной фиксации.
- Бочки нужно перемежать с прокладочным материалом, чтобы они не скатывались при движении. Они должны быть одинакового размера либо же большие ставят первыми, а сверху укладывают те, что поменьше.
- Ящики можно уложить разными способами: в шахматном порядке, вертикально, перекрёстно. Главное, чтоб они сохраняли устойчивость во время пути.
- Мешки укладывают вертикально, друг на друга.
- Коробки с бананами и другими, чувствительными к колебаниям температур фруктами/овощами ставят на паллеты.
- При погрузке нужно оставлять свободное пространство для разгрузки и удобного открытия дверцы – 25 см. Чтобы их не заблокировал груз, случайно передвинувшийся в дороге, нужно ограждать дверцы щитками.
- Крупные туши кладут на паллеты поперёк прицепа-рефрижератора или подвешивают.
Мясо и мясопродукты
Мясо и полуфабрикаты из него перевозят либо замороженными при -18 — -20 градусах, либо охлаждёнными, как и все скоропортящиеся грузы, отправляемые по ж/д. Перепад температур здесь чреват потерей качества, поэтому к погрузке предъявляются высокие требования.
- За сутки до отправки мясо должно пройти ветеринарный осмотр. В выданном свидетельстве будут указаны также место назначения и станция, с которой отправится состав.
- Говяжьи туши режут пополам вдоль или делят на четверти, свинину можно разделать также либо оставить тушу целой, но отделить голову. Баранину, крольчатину и другие мелкие тушки перевозят цельно.
- Туши должны быть выпотрошены, отмыты от крови, выглядеть аккуратными и не иметь кровоподтёков и других повреждений.
- До того, как уложить мясо в вагон-рефрижератор, нужно убедиться, что оно заморожено не менее, чем до — 8 градусов.
- Куски мяса, тушки птицы и мелких животных заворачивают в бумагу или полиэтилен и укладывают в картонные коробки. Целые крупные туши отправляются без упаковки.
- Охлаждённым мясо перевозят зимой или осенью, в холодную погоду, при условии, что дорога, выгрузка на склад и запуск в продажу займёт не более 6-7 дней.
- Копчёное мясо, колбасы должны соответственно пахнуть, быть сухими, без слизи, плесени и других признаков брака. Их упаковывают в картонные коробки.
- Пельмени, котлеты, тефтели, голубцы и другие мясные полуфабрикаты расфасовывают в лоточки и складывают в коробки. Их транспортируют строго при температуре -18 или -20 градусов, иначе они раскиснут, потеряют форму и товарный вид.
Рыба и рыбопродукты
Перед отправкой рыбу и морепродукты замораживают до -18 градусов и укладывают в коробки или тканевые мешки. Более высокая температура сокращает срок годности и может испортить вкусовые качества. К данным продуктам предъявляют следующие требования:
- Рыба должна быть чистая, хорошо пахнуть, иметь красноватые жабры.
- Солёная, маринованная, заливная – перевозится в бочках. Учитывается также количество соли. Слабосоленая рыба должна содержать до 10% хлорида натрия, среднесолёная — до 14% включительно, сильносолёная — 15% и более.
- Икру перевозят в маленьких бочках или стеклянных банках, которые укладывают в коробки, фиксируют скобами и пломбируют.
- Живую рыбу везут в специальных вагонах и под наблюдением экспедитора.
- Раков укладывают вместе со мхом или водорослями в деревянные вентилируемые ящики. Их отправляют не позднее, чем через 1,5 суток после улова и только живыми.
На рыбу, как и на другие грузоперевозки скоропорта, заполняется накладная, в которой указывается время улова.
Плодоовощи свежие
Фрукты овощи и ягоды сортируют по спелости, отбирают только хорошие, без червоточины и битых боков. Затем укладывают таким образом:
- корнеплоды — в деревянные ящики, мешки из ткани или синтетической жесткой нити;
- овощи семейства пасленовых и крестоцветных – в деревянные ящики;
- арбузы, тыквы, дыни — в паллеты;
- яблоки, груши, цитрусы, айву – в деревянные ящики и коробки;
- гранаты, виноград, абрикосы, персики, чернослив, а также плотные ягоды — в деревянные ящики;
- смородину, клубнику, землянику и крыжовник — в лотки.
Продукция молочной маслосыродельной и жировой промышленности, яйца
Требования к транспортировке молочных продуктов практически не отличаются от особенностей перевозки других скоропортящихся грузов.
- Перед разливом и погрузкой молоко обязательно обеззараживают: подогревают до 60 градусов и охлаждают либо кипятят и охлаждают. Первый вид отправляют в вагонах-цистернах, а второй – упакованным в стекло или тетрапаки и сложенным в картонные коробки.
- Кисломолочные продукты: йогурты, сметану, творог охлаждают до +4 градусов, упаковывают в коробки. Сметану также можно перевозить в флягах, а творог – замораживать и класть в лотки.
- Масло и жиры замораживают до -6 градусов, укатывают в фольгу и сортируют по размеру кусков, а затем укладывают в ящики и грузят в вагон-рефрижератор.
- Все виды сыров: твёрдые, мягкие, плавленые охлаждают до -4 градусов, сортируют по массе и сорту, заворачивают в бумагу и запаковывают в коробки.
- Яйца перевозят в лоточках-гофрах при температуре до +25, кроме тех, которые должны быть реализованы в течение недели (диетические).
- Отделённые яичные желтки и белки транспортируют запаянными в металлическую упаковку и только при сильной заморозке.
Условия использования специализированных изотермических вагонов рефрижераторных и универсальных контейнеров крытых вагонов
Для перевозки скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте нужно не только правильно обработать и упаковать продукты, но и заранее подготовить вагоны:
- Вагоны-холодильники предварительно остужают до 0 градусов, если предстоит везти заморозку, и до температуры хранения – для охлаждённых.
- В зимнее время вагоны, напротив, обогревают до +6.
- Сведения о том, какой климат нужен тому или иному товару, предоставляет грузоотправитель, а работники ж/д задают нужный режим после укладки продукции.
- Перевозчик может предложить отправителю груза обычный товарный вагон вместо рефрижератора, если температура на улице совпадает с той, что рекомендуется для доставляемого продукта.