Достаточно часто для различных предприятий, промышленных объектов и организацией требуется использовать особые вещества, компоненты и элементы. Для их доставки применяются соответствующие виды транспорта, включая железнодорожные составы. При перевозке грузов, которые относятся к категории опасных, обязательно следует придерживаться особых правил. Опасными считаются грузы, предъявляющие повышенные требования к их транспортировке. Для использования ЖД транспорта есть свои законы и нормы, нарушение которых может привести к серьёзным и опасным последствиям. Здесь речь идёт не только о денежных штрафах, но и о реальной угрозе окружающей среде, а также здоровью и жизни людей. Только отталкиваясь от действующих правил перевозки опасных грузов по железной дороге, можно организовать грамотную, эффективную и безопасную доставку. Причём разработанные правила обязательно должны знать все участники процесса, то есть грузоотправитель, грузополучатель и сам грузоперевозчик.
Законодательные акты
Есть несколько основных законов, которые регулируют вопрос транспортировки подобного груза. Согласно действующим правилам, перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом регламентируется:
- Законом о ЖД транспорте РФ;
- Гражданским кодексом;
- Уставом ЖДУ транспорта;
- Государственным стандартом (применяется ГОСТ под номером 19433088);
- Постановлением российского Госгортехнадзора.
Если транспортировка соответствующих грузов осуществляется по международным железнодорожным линиям, к российским законодательным актам также добавляются международные правила и законы тех стран, через территорию которых проходит ЖД состав с опасным грузом на борту.
Классификация
К категории опасных относят различные материалы, отходы, вещества, способные нанести существенный вред и ущерб окружающей среде, животным, а также человеку. Они делятся на взрывоопасные, отравляющие, способствующие возникновению заболеваний и пр. Чтобы упростить разграничение и внести конкретику в понятие опасного груза, была разработана специальная классификация. Согласно принятым нормам, все опасные грузы разделили на 9 классов. Начиная от 1 до 9, это:
- взрывчатые и взрывоопасные различные материалы;
- сжатые, сжиженные газы;
- жидкости, обладающие свойством легко воспламеняться;
- легковоспламеняющиеся твёрдые вещества, а также самовозгорающиеся и выделяющие чрезвычайно опасный, способный легко воспламениться газ при попадании в водную среду;
- окисляющиеся;
- ядовитые и инфекционные;
- грузы с радиоактивными свойствами;
- едкие и коррозийные;
- иные.
В зависимости от конкретного класса перевозимого по ЖД опасного груза, подбираются соответствующие и отвечающие всем нормам ёмкости, контейнеры и резервуары для их транспортировки. К ним применяются различные меры по обеспечению надлежащей и эффективной безопасности. Потому класс груза имеет ключевое значение в вопросе организации грузоперевозок железнодорожным и любым другим транспортом. Только грамотная и профессиональная организация перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом позволяет предотвратить аварийные и опасные, несущие в себе угрозу ситуации. Потому вопрос транспортирования следует доверять только тем перевозчикам, которые имеют специальные разрешения, допуски, а также располагают материально-технической базой для организации доставки опасных веществ.
Предъявляемые требования
Следует обязательно учитывать тот факт, что большинство опасных грузов обладают повышенной чувствительностью в отношении температурных даже незначительных колебаний. Потому при организации их транспортировки требуется быть предельно внимательными в вопросе соблюдения температурного режима. Также необходимо полностью исключить контакты с иными материалами, веществами и предметами, которые потенциально могут привести к серьёзным последствиям. При таких процедурах действуют особые правила перевозки опасных грузов. Планируя доставлять их железнодорожным транспортом, важно понимать, что требования распространяются на:
- тару;
- упаковку;
- транспорт;
- персонал;
- погрузо-разгрузочные работы;
- хранение.
Перевозчики опираются на государственные и международные правила. К 2018 году не было внесено никаких существенных изменений. Но развитие технологий позволяет применять более эффективные средства по обеспечению защиты от экстренных ситуаций, быстрого информирования о ЧП и по хранению опасного груза.
Упаковка и тара
Груз передаётся грузоперевозчику отправителем, который обязан обеспечить соответствующей тарой или упаковкой согласно стандартам на конкретный товар и государственному действующему стандарту под номером 2631984. Тара и используемая упаковка для разных материалов и грузов обязательно должны быть высокопрочными, цельными, исключающими возможную утечку и просыпание. Если транспортируемый по ЖД сообщениям груз относится к классу легковоспламеняющихся или ядовитых, тогда применяется герметичная упаковка. Можно указать ещё на несколько основных требований, в зависимости от конкретной ситуации:
- для тары из стекла применяются деревянные, пластиковые и металлические ящики;
- пространство между ёмкостями заполняют обязательно только негорючими и хорошо впитывающими специальными материалами;
- при мелкой фасовке допускается применение гофрокартона;
- обязательно применяются вкладыши, дополнительные перегородки, решётки, прокладки и амортизаторы по мере необходимости;
- край стенок тары должен возвышаться над грузом минимум на 5 см.;
- строго придерживаются правил по уровню заполнения;
- совместная упаковка может использоваться только в случаях, разрешённых правилами перевозки;
- в ЖД вагонах должна присутствовать дополнительная тара на случай нарушения целостности основной.
На эти рекомендации следует обращать особое внимание. Даже незначительная утечка некоторых веществ способна спровоцировать возгорание всего вагона, а также отравление находящихся поблизости людей и даже летальный исход. Тару и упаковку следует проверять на каждом из этапов, начиная с получения товара от грузоотправителя, закачивания выгрузкой из ЖД вагонов для последующей передачи получателю.
Транспорт
Для осуществления грамотной и безопасной перевозки опасного груза по железнодорожным путям сообщения допускается применение исключительно специальных контейнеров и ЖД вагонов, которые находятся в полностью исправном состоянии. Они арендуются перевозчиками либо являются их собственностью. Конкретный тип вагона или контейнера выбирается на основании того, какой именно груз будет перевозиться. При этом следует обязательно согласовать выбор с уполномоченными представителями МПС и Госгортехнадзора. Существует ряд обязательных требований и условий относительно вагонов, контейнеров и цистерн:
- обязательная маркировка для обозначения уровня и класса опасности перевозимого товара;
- полная техническая исправность;
- прохождение технического обслуживания и коммерческого осмотра перед началом погрузочных работ;
- применение вагона, имеющего колёсные пары со специальными подшипниками качения, а также композиционными исправными тормозными прокладками, предназначенными для грузов класса 1 и 2;
- наличие приспособлений для фиксации груза и инструкции по их применению;
- полное соответствие действующим стандартам и техническим требованиям в отношении контейнеров, используемых для транспортировки по ЖД путям опасных грузов;
- загрузка в вагон или ЖД контейнер только тех товаров, для перевозки которых он разрабатывался.
Не стоит забывать про сам локомотив, который позволяет вагонам перемещаться на большие расстояния по железнодорожным путям. К нему также предъявляются специальные требования. Их соблюдение является обязательным условием для получения разрешений и допусков на грузовые перевозки.
К локомотиву применяют следующие требования:
- использование локомотива на станциях и участках обращения (возможно исключение при наличии разрешений от начальника ЖД);
- полное соответствие ПТЭ и государственным стандартам;
- оснащение автоматической сигнализацией, автоскопом, скоростемером;
- применение устройств и приспособлений для обеспечения безопасности;
- наличие устройств для связи;
- использование средств пожаротушения;
- обязательное прохождение ТО и планового ремонта (проводят осенью и зимой согласно правилам МПС России);
- допуск к работе только для квалифицированных кадров с соответствующими допусками.
Прежде чем приступить к грузоперевозкам, бригада, обслуживающая локомотив, проходит специальное обучение, а также проверяется на предмет знания всех правил относительно транспортировки опасного груза.
Персонал
Поскольку локомотив и вагоны не могут перемещаться самостоятельно, для каждого железнодорожного рейса собирается команда сотрудников. Они занимаются обслуживанием вагонов и самого локомотива. К ним предъявляются следующие требования:
- возраст должен составлять не менее 21 года;
- каждый сотрудник проходит медицинскую проверку;
- все проходят специальное обучение и профессиональную аттестацию;
- каждый обязан иметь удостоверение, позволяющее работать с контейнерами и вагонами для опасных грузов.
Обучение проводят в образовательных учреждениях или в рамках специальных курсов. Их организацией занимается грузоперевозчик. Программа обучения строится на основе требований инспекции по надзору за железнодорожным транспортом при Госгортехнадзоре. Периодически каждый сотрудник проходит процедуру проверки своих знаний. Делается это не реже 1 раза в год. При этом предусмотрена и внеочередная проверка в случае:
- смены места работы;
- изменений в инструкциях;
- наличия предписаний от контролирующих органов.
Здесь важно понимать, какую ответственность несёт человек, обслуживающий вагоны и контейнеры с опасными грузами. Потому к обучению и переаттестации следует подходить предельно внимательно.
Погрузка, разгрузка и хранение
И на этот счёт есть свои требования, которых нужно строго придерживаться.
- Опасные категории товаров загружаются на участках железнодорожных станций, которые не являются местами общего пользования. То есть загружать груз около пассажирских составов запрещено. Исключениями являются контейнерные отправки и мелкие партии.
- Грузоотправитель обязан доставить товар к месту его загрузки в виде, который предусмотрен действующими правилами и порядком реализации железнодорожных грузоперевозок.
- Запрещается загружать и выгружать груз в неустановленных местах, а также на участках, где отсутствует специальное оснащение.
- Груз, который относится к 1 классу согласно классификации, не может находиться на станции более 2 часов.
- Грузоотправители и грузополучатели обязаны предварительно получить специальные разрешения, дающие право на проведение погрузочных и разгрузочных операций.
- Перед отправкой владелец или арендатор вагона предъявляет уполномоченному сотруднику депо специальное свидетельство, подтверждающее факт исправности используемого вагона.
- Категорически запрещается загружать или заливать в вагоны, контейнеры и цистерны опасный груз в количестве, превышающем установленные нормы.
- Опасные грузы транспортируют только по тем линиям железной дороги, которые не являются электрифицированными.
Требования в действительности очень жёсткие. Но это объясняется высокой степенью опасности и потенциальными рисками, которые могут произойти при нарушении правил транспортировки железнодорожными составами опасных грузов.
Документация
Ни одна перевозка опасных грузов по железной дороге не может осуществляться без наличия специальной документации, которая делится на разрешительную и сопроводительную. В зависимости от конкретной ситуации, в документы вносится соответствующая информация, и могут потребоваться дополнительные бумаги. Но основной набор сопроводительной и разрешительной документации состоит из:
- лицензии;
- разрешения от Минтранса;
- накладной;
- разрешений от ЖД станции;
- свидетельства о надлежащем техническом состоянии вагона;
- удостоверения о выполненном ремонте (если делался ремонт);
- акта технической экспертизы (актуально для новых вагонов);
- документов для подтверждения личности и юридического статуса при сопровождении груза;
- разрешений от МВД (требуется при доставке груза особой опасности).
Чтобы грузоперевозчик получил право на реализацию подобных грузоперевозок, где фигурируют опасные вещества и материалы, ему потребуется специальная лицензия. Выдаётся документ представителями Управления железнодорожного надзора. Также необходимо разрешение от Минтранса. Оно выдаётся в отделении ведомства после предъявления маршрута, лицензии, документов на ЖД транспорт и дополнительных бумаг. Разрешение нужно и от руководителей железнодорожной станции. Его выдают только после написания заявления с приложенными документами. Этот пакет документации передаётся начальнику станции на подпись. Лучше сделать это минимум за 1 день до загрузки товара.
Требования по размещению
Осуществляя перевозки различных по своему классу и количеству опасных грузов с помощью ЖД составов, транспортировку по России обязательно следует проводить при соблюдении особых правил по размещению. Размещение и фиксация груза, который относится к тем или иным классам опасности, выполняется согласно нормам. Они прописаны в Технических условиях. Выбранный способ размещения отправитель обязан предварительно разработать и утвердить с уполномоченными представителями отделений ЖД.
- В обязательном порядке применяются исключительно инертные крепления и особые материалы, используемые для их изготовления. Это исключит вероятность вступления груза в реакцию с такими элементами для фиксации.
- Если транспортируются баллоны с опасными веществами, тогда требуется подтверждение их исправного состояния, а также наличие соответствующих надписей и маркировки.
- При перевозке газовых баллонов, они размещаются в основном горизонтально. Вертикальное размещение допускается только при условии наличия защитных колец и средств, предотвращающих возможное падение.
- Если при фиксации ёмкостей, где перевозят легковоспламеняющиеся вещества, применяются деревянные доски, их предварительно прописывают составами с огнезащитными свойствами.
- Нельзя перевозить вместе разные по своим свойствам и классу грузы.
- Также не допускается совместная транспортировка опасного и неопасного груза.
Следует учесть, что для каждой категории и класса груза есть свои специфические требования и правила. Потому все случаи рассматриваются отдельно, и к ним предъявляются соответствующие требования.
Как действовать при внештатных ситуациях
Даже безупречное соблюдение всех правил при организации перевозок опасных категорий грузов специальным железнодорожным транспортом не позволяет на 100% обеспечить полную безопасность. Иногда возникают внештатные ситуации, зависящие и не зависящие от человека. Потому все сотрудники, принимающие участие в организации таких грузоперевозок, проходят регулярно специальные инструктажи и проверки, где они учатся грамотно действовать при внештатных ситуациях. Если произошло ЧП, первостепенной обязанностью машиниста является донесение информации до:
- диспетчера;
- дежурного на ближайшей ЖД станции;
- машинистов встречных поездов;
- машинистов попутных локомотивов.
При передаче информации следует постараться описать события, рассказать о количестве пострадавших вагонов, о зонах повреждений, пострадавших и пр. Бригада локомотива несёт ответственность за достоверность передаваемой информации. Потому категорически не рекомендуется шутить на эту тему или пытаться путём обмана завладеть грузом, списав всё на аварию или кражу. У каждого машиниста есть специальная аварийная карточка. Именно она описывает последовательность действий при внештатных ситуациях. Когда дежурный ЖД станции получает сообщение о ЧП, он незамедлительно передаёт информацию вышестоящему начальству, штабу ГО ЖД станции, другим диспетчерам. Сотрудники железнодорожных служб обязаны оперативно приступить к принятию мер, направленных на устранение ЧП и защиту от возможных последствий утечки, либо взрыва опасного груза. Но это допускается делать только при условии проведения предварительного инструктажа и после получения обязательных к использованию средств индивидуальной защиты.
Диспетчер, получивший сообщение про ЧП, передаёт информацию аварийным службам и при необходимости вносит изменения в движение других поездов, которые потенциально могут проходить в близости к опасному грузу, либо следовать теми же путями. При наличии угрозы для граждан и окружающей среды данные о происшествии также передаются в МВД, органы здравоохранения и иные ответственные службы. Обязательно про ЧП должны знать в Госгортехнадзоре. Грузоотправитель обязан иметь в распоряжении бригаду, в которую входят квалифицированные и подготовленные специалисты. Они отправляются к месту аварии для ликвидации.
Несение ответственности
Согласно правилам ЖД перевозок, при выявлении фактов нарушений применяются законодательные меры в отношении виновной стороны. Здесь основой служит статья 12.21.2 КоАП РФ. В этом акте прописываются все потенциальные меры наказания, предусмотренные при нарушении установленных стандартов и правил по осуществлению перевозки грузов опасной категории. В зависимости от самого нарушения, ответственным лицам грозит наказание в виде денежного штрафа. Размер определяется статусом ответственного лица:
- машинистов штрафуют на 1 – 2,5 тысячи рублей, а также могут лишить права на управление локомотивом до 6 месяцев;
- должностные лица выплачивают от 5 до 20 тысяч рублей;
- юридических лиц наказывают штрафом в размере от 150 до 500 тысяч рублей.
Но также нарушители могут понести ответственность в соответствии с УК РФ. Здесь актуальными являются следующие статьи:
- Незаконная перевозка грузов в другие страны, которые могут применяться с целью изготовления оружия для массового уничтожения.
- Утаивание информации относительно нарушений, связанных с хранением или утилизацией опасных отходов.
- 250, 252 и 254. Все эти статьи распространяются на неправомерные действия, связанные с загрязнением окружающей среды вредными веществами.
И далеко не всегда виновным удаётся отделаться обычным денежным штрафом. Если вина будет доказана, то есть возможность получить реальный тюремный срок. Подобный бизнес по перевозке опасных категорий грузов крайне прибыльный. Из-за этого многие компании начинают заниматься подобными грузоперевозками, не вникая в правила, законы и требования. Но это совершенно не освобождает никого от ответственности.
При осуществлении железнодорожных перевозок опасного груза следует понимать, что это крайне сложное, ответственное и опасное мероприятие. Оно требует соблюдения действующего закона, знания всех норм, правил и стандартов. Любая ошибка может стоить очень дорого. И это касается не только денежных штрафов, но и человеческого здоровья или даже жизни людей.