Железная дорога – самый простой, дешёвый и удобный способ доставки грузов по России и территории Содружества Независимых Государств. В этих пределах конструкция рельсов одинаковая, и по ним беспрепятственно может проехать отечественный поезд. Что касается ЕС или стран Азии, то на границе нередко приходится перекладывать товар в другой состав. Но, несмотря на это, отправка груза по ж/д может быть экономически оправдана. Товарные поезда (особенно со скоропортящимся грузом) едут без остановок до самого рубежа, отделяющего два государства. Здесь перевозчика ожидает длительная процедура прохождения таможенного контроля, включающая осмотр товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, и составление документов.
Задачи пограничной железнодорожной станции
На приграничной железнодорожной станции регистрируют вновь прибывших перевозчиков экспортных товаров и дают заключение, можно ли впускать их в страну. Такие станции делятся на:
- перегрузочные и бесперегрузочные (располагаются в местах, где смыкаются рельсы разных конфигураций: на первых переносят товар из одного состава в другой, а на вторых меняют не поезд, а колеса вагонов, чтобы они могли проехать по нестандартной дороге);
- грузовые и пассажирские (соответственно на одних станциях оформляют иностранных пассажиров, а на других – импортные/экспортные грузы);
- сортировочные и участковые (на обеих можно помимо оформления документов и переукладки груза запросить диагностику и ремонт поезда, если с ним возникли проблемы).
В договоре, который отправитель груза согласовывает с транспортной компанией, заранее указано, на какую именно станцию нужно приехать для прохождения таможни (услугу по подбору наиболее удобных пунктов оказывает, в том числе, РЖД). Здесь вновь прибывший состав проходит:
- таможенные операции – осмотр груза и документов на него, оценка состояния прицепов, контейнеров, проверка оплаты пошлины и т. д.;
- эко- и ветконтроль – если в страну ввозятся продукты питания и вещи растительного/животного происхождения;
- замену колес вагонов или перенос товара в другой поезд (если есть разница в конструкции ж/д).
Порядок оформления грузов и составов на приграничной станции
Оформление груза начинается на отечественной приграничной станции. Сотрудники компании «Российские железные дороги» (ОАО РЖД) должны составить документ с информацией о содержимом вагонов и передать его иностранным коллегам. Если все требования к перевозке соблюдены и комплект бумаг (товарно-транспортная накладная, санитарный сертификат и т.п.) в порядке, то состав пересекает границу и становится объектом внимания таможенной службы принимающей страны. На данном этапе:
- осматривают, как уложен груз, соответствует ли его количество заявленному в накладной, не повреждены ли опечатанные лотки, контейнеры;
- чтобы увидеть непосредственно содержимое, работники таможни или станции выбирают несколько случайных упаковок и открывают их, а затем опечатывают заново. Результатом этого действия будет составленный Акт таможенного досмотра;
- если качество мяса, молока, фруктов, саженцев и т. п. вызывает сомнения у экспертов или завозится с территории, на которой свирепствует эпидемия, продукты отправят в лабораторию для исследования;
- изучают все сопроводительные бумаги и фиксируют оплату пошлины.
Оформление происходит не быстро: около декады. Могут потребовать дополнительную проверку, отправить в другой пункт таможенного досмотра и задержать состав до выяснения и улаживания всех обстоятельств. Это должно быть обязательно отражено в накладной – с пометкой о причине задержки, сроками, печатью и подписью ответственных лиц. Если обнаружены серьёзные нарушения, и состав возвращают обратно, то указываются основания для такого решения и фамилия сотрудника, который его вынес, чтобы имелась возможность рассмотреть инцидент в суде.
Иное дело – когда между государствами существует договор о свободном перемещении товаров (например, они являются членами одного торгово-экономического союза). В этом случае процедура таможенного оформления выглядит совершенно по-другому: поезд проезжает без задержек на пограничных станциях, но на всём пути следования контролируется уполномоченными органами. Такой способ пересечения границы очень удобен, особенно для компаний, поставляющих продукты питания, саженцы и цветы. Чтобы получить право на транзитную перевозку, нужно соблюдение следующих условий:
- Груз разрешён к импорту/экспорту на территорию обеих стран.
- У перевозчика есть при себе соответствующее разрешение – транзитная декларация (её нужно сделать заранее и даже можно получить в электронном виде).
- Грузоотправитель заблаговременно позаботился о составлении карты следования (вместе с сотрудниками транспортной компании), спецсопровождении, уплате таможенных издержек.
- Поставщик собрал необходимые документы:
- расписку представителя логистической фирмы, где подтверждается, что он получил товар в указанном объеме;
- международную товарно-транспортную накладную, где сосредоточена вся информация о грузе;
- сертификаты качества (предварительно выясняется, какими они должны быть, чтобы принимающая сторона сочла их достоверными);
- квитанцию об оплате пошлины (на подакцизные товары: сигареты, алкоголь нужно получить и наклеить акцизные марки);
- документ, подтверждающий коммерческую сделку и ожидание партии товара принимающей стороной;
- договор с лицом, которое будет встречать груз или доверенность на его имя, чтобы он смог принять товар;
- декларацию, где подтверждено разрешение на экспорт;
- налоговую декларацию и сведения о своей фирме.
- Груз правильно уложен и опечатан, т. е., невозможно принести в вагон (или вынести оттуда) что-то ещё после процедуры погрузки и опломбирования.
Сложности при железнодорожной перевозке в другие государства
Порядок международных грузоперевозок регламентируется соглашениями между странами, и порой именно это становится камнем преткновения для компаний-экспортеров. Для беспрепятственной доставки товаров по ж/д необходима слаженная работа сотрудников государственных ведомств с обеих сторон. Подобные договоры Россия заключила с рядом стран:
- Китаем;
- Белоруссией;
- Эстонией;
- Казахстаном;
- Южной Осетией;
- Литвой;
- Польшей;
- Турцией;
- Азербайджаном.
Здесь возможен транзит, о котором упоминалось выше. Касательно других государств действуют правила Бернского соглашения. К сожалению, они не избавляют от разногласий в плане оформления документов, поэтому при прохождении таможни приходится кое-что переписывать и заверять уже на месте. Если же сопроводительные бумаги не просто заполнены неверно, а содержат ложную информацию о количестве и качестве груза, компании, уплате налогов, лицензиях и прочем, это может обернуться крупным штрафом и санкциями – вплоть до запрета на экспорт/импорт продукции. Чтобы подобного не произошло по ошибке, стоит тщательно выбирать транспортную компанию и доверять только надёжным экспедиторам.
Когда получено разрешение на транзитную перевозку, водитель поезда/локомотива обязан придерживаться заранее оговорённого и утверждённого пути. Если произошло что-то из ряда вон выходящее, и пришлось внезапно изменить маршрут, о перемещении нужно немедленно сообщить в таможенную службу принимающей страны. В противном случае могут потребовать покинуть ее пределы вместе с грузом или надолго задержать на станции. Кроме того, действующие международные соглашения могут быть прерваны объявлением эмбарго (запрет на ввоз какого-либо товара, который ранее беспрепятственно проходил на территорию страны. Такой закон государство может принять в одностороннем порядке, не считаясь с мнением партнеров), импортозамещения (запрет на ввоз иностранных товаров ради поддержки собственных похожих отраслей) и т. п. Придётся следить за сроками вступления этих решений в силу, чтобы не потерпеть убытки.