Феномен китайской экономики, адепты которой 50 лет назад призывали бороться с неурожаем отстрелом воробьёв, ещё предстоит детально изучать. Но практика – упрямая вещь: оказывается, даже общество закрытого типа способно весьма эффективно интегрироваться в мировую экономическую систему. Сегодня Поднебесная считается мировым лидером по производству товаров повседневного спроса, и не только. Возьмите практически любой товар – и окажется, что он произведён в Китае, куда уже перенесли свои производственные мощности практически все крупные западные компании. Неудивительно, что и сами китайцы оказались достаточно умелыми производителями, буквально заводнившими мировые рынки своим ширпотребом. Россия, как ни странно, хотя и входит в двадцатку основных импортёров китайских товаров, в последние годы неизменно оказывается в конце этого списка, уступая не только странам большой семёрки, но и таким государствам, как Гонконг, Вьетнам, Тайвань, Таиланд, Бразилия, Сингапур, Индия.
Но для России последние 8 лет Китай неизменно является основным торговым партнёром. И если вначале экспансия нашего соседа распространялась преимущественно на отечественный рынок потребительских изделий, то сейчас китайцы всё более активно торгуют промышленной продукцией, вытесняя российских производителей, представляющих самые разные отрасли промышленности – металлургическую, машиностроительную, химическую и др. В 2016 году грузоперевозки из Китая в Россию в стоимостном выражении составили порядка 40 миллиардов долларов, а активнее всего завозились следующие группы товаров:
- легковые автомобили, спецтехника, запчасти и автомобильная электроника (основные регионы, из которых поставляются товары этой категории – Пекин, Тяньцзинь, Шанхай и провинции Хайнань, Аньхой, Хуабэй, Ляонин, Цзянсу);
- широкий спектр бытовой техники, от отопительных приборов и устройств до аудио- и видеоаппаратуры (поставки из провинций Гуандун, Фуцзянь, Сычуань);
- товары домашнего потребления (мебель, посуда, канцтовары, бумага, средства бытовой химии), основные поставщики сосредоточены в Шанхае, провинциях Аньхой, Сычуань;
- компьютерная техника (ПК, ноутбуки, планшеты, периферические устройства, игровые автоматы), поставки производятся из Тяньцзиня, провинций Сычуань, Цзилинь, Фуцзянь;
- металлы/изделия из металлов – сталь, трубы, метизная продукция широкого спектра, канаты, проволока, металлическая сетка, арматура, основные поставщики сосредоточены в Тянцзине и провинции Гуанчжоу;
- машиностроительное оборудование: производственные (конвейерные) линии, станки, приборы – поставляются из провинций Хайнань, Шаньдун, Хуабэй, Цзянси;
- товары лёгкой промышленности (одежда, обувь, изделия из меха, текстиль, головные уборы, ткани), основные производители находятся в провинциях Гуандун, Хайнань, Хуабэй и Шанхае;
- сельскохозяйственная продукция (фрукты/овощи, сельхозтехника, сельскохозяйственный инструмент), поставки идут из Внутренней Монголии, Макао, АР Гуанси-Чжуан;
- товары промышленного назначения – рекламная продукция, спецодежда, упаковочная продукция, медицинские товары, химическая продукция – крупные поставщики сосредоточены в Гонконге, Тайване, автономном районе Синьцзян-Уйгур, провинции Шаньси;
- стройматериалы и сантехника, поставляемые из провинций Ганьсу, Хуабэй, Хайнань, Цинхай, Шаньдун.
Особенности грузоперевозок из Китая
Всё большее количество начинающих предпринимателей считает, что легче всего поднять собственный бизнес, начав с поставок товаров из Китая. В этом есть свой резон, поскольку ассортимент продукции, поставляемой из Поднебесной, чрезвычайно широк. Главный вопрос после выбора специализации – как доставить товар из Китая в Россию, поскольку даже от небольших нюансов зависит рентабельность такого бизнеса. Вопрос действительно интересный, поскольку грузоперевозки из КНР требуют применения отлаженной логистической схемы и знания специфики таможенной очистки конкретной группы товаров. На первых порах выгоднее воспользоваться услугами таможенных брокеров – многие транспортные компании имеют в своём штате таких специалистов. В их компетенцию как раз и входят вопросы, связанные с оперативным и безошибочным оформлением таможенной документации.
Грузоперевозки из Китая в Россию предполагают прохождение таможенных процедур дважды: с китайской стороны при выезде из страны (потребуется заполнение экспортной декларации и уплата соответствующих пошлин) и на российской территории (составление грузовой декларации, оплата ввозных пошлин, таможенных сборов, НДС, акциза для подакцизной категории товаров). Многое зависит и от правильного выбора способа доставки, который определяется, исходя из характеристик поставляемого товара:
- для объёмных грузов, перевозимых на большие расстояния, выгоднее воспользоваться поставками с использованием железнодорожного транспорта;
- крупные партии товара, в особенности достаточно дорогостоящего (стройматериалы, бытовая химия, сантехника, электроника) лучше всего доставлять в Россию морем контейнерными перевозками. Основная сложность здесь – необходимость доставки груза из порта назначения до склада покупателя, что обычно возлагается на автомобильный или железнодорожный транспорт;
- при небольшом объёме грузоперевозок оптимальный способ доставки – автомобильные перевозки;
- если требуется срочность, невзирая на стоимость – авиаперевозки будут безальтернативным способом.
В любом случае Китай в настоящее время предоставляет массу возможностей для организации торговли. На первых порах освоить беспроблемную и оперативную доставку грузов из Китая в Москву или другой регион РФ будет непростой задачей, поэтому имеет смысл прибегнуть к помощи профессиональных грузоперевозчиков. По мере получения опыта и соответствующих знаний можно будет пробовать заниматься этими вопросами и самостоятельно. Рассмотрим особенности всех вышеперечисленных способов доставки груза из КНР.
Транспортировка грузов из Китая морем
В настоящее время именно морские грузоперевозки из Китая являются наиболее актуальным методом доставки товаров российским покупателям. По мере возможности такие поставки следует осуществлять из провинции Гуаньдун, в портах которой действует упрощённая форма растаможивания грузов – на остальной приморской территории таможенное оформление производится по стандартной процедуре. Такие поставки осуществляются либо в дальневосточные порты, либо в Санкт-Петербург, где производятся таможенные процедуры с российской стороны.
Рентабельность таких грузоперевозок зависит от объёма партии товара и его характеристик, прежде всего габаритов – оба показателя должны быть достаточно большими. Перевозка груза, который не подлежит длительному хранению, таким способом невозможна. Китай – морская держава, причём наиболее густонаселённые территории как раз и сосредоточены вблизи морского побережья. Неудивительно, что в этой стране имеется свыше 2000 портов, из которых порядка трёхсот обладают статусом международных. Для российских предпринимателей морские перевозки из Китая обладают следующими преимуществами:
- универсальностью – морем можно перевозить практически любые грузы: сыпучие, жидкие, твёрдые, находящиеся в газообразном состоянии;
- надёжностью – на транспортировку морем практически не влияют факторы загруженности трассы, характерные для автомобильных/железнодорожных перевозок;
- невысокой стоимостью, что объясняется низким расходом энергоресурсов грузового морского транспорта;
- безопасностью – аварийность при морских перевозках на порядок ниже, повреждения товара при правильном укреплении контейнеров практически исключены.
Перевозка морским транспортам особо выгодна при транспортировке негабаритных грузов – в этом случае экономия достигается за счёт отсутствия расходов на получение разрешительной документации и поиск спецтехники для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Это связано с тем, что порты оборудованы самой современной крановой техникой, а для транспортировки крупных и массивных грузов могут использоваться специально оборудованные суда.
Впрочем, имеются у этого метода грузоперевозок и несколько очевидных минусов:
- низкая скорость доставки, которая из-за необходимости придерживаться графика отправки может достигать одного месяца;
- далеко не все страны граничат с морем, поэтому такой способ подходит не всем;
- при поставках в Россию большинство регионов расположено вдалеке от портов разгрузки, что требует использования других видов транспортных средств для доставки груза в конечный пункт;
- достаточно большой ассортимент товаров морским путём перевозить нельзя (продукты питания, цветы, грузы, требующие оперативной доставки).
Для перевозки грузов судами используются контейнеровозы, спроектированные для оптимального размещения стандартных контейнеров (20- и 40-футовых). Контейнерные перевозки характеризуются высокой скоростью погрузки/разгрузки и обеспечивают отличную сохранность груза. Как правило, при перевалке грузов товар из контейнера не изымается, перегрузке подлежит только сам контейнер. Доставка морем из Китая производится либо сборными грузами, либо цельным контейнером. С точки зрения скорости последний вариант является более предпочтительным, но требует достаточно плотного заполнения контейнера. Стоимость генеральных перевозок также минимальна, при этом время на таможенную очистку в российских портах существенно уменьшается.
При импорте небольших партий товара наиболее подходящим вариантом является доставка сборным грузом, но стоимость перевозки несколько увеличивается. Усложняется прохождение таможни и доставка из российского порта конечному заказчику, поскольку в контейнере перевозятся грузы, предназначенные для разных покупателей.
Железнодорожные перевозки из Китая
Сами по себе железнодорожные перевозки – достаточно дешёвый и удобный способ доставки грузов. Если говорить о доставке товаров из Китая в Россию, то он является востребованным для китайских поставщиков, географически расположенных в северной, восточной и северо-восточной частях страны. Именно здесь проходит Харбинская ж/д, которая через Транссибирскую железнодорожную магистраль позволяет доставить груз практически в любой российский город. Железнодорожная доставка из Китая осуществляется:
- в вагонах (в том числе крытых), на платформах и полувагонах;
- контейнерами – стандартных или уменьшенных размеров.
В последнее время всё большую популярность приобретают контейнерные перевозки, позволяющие снизить время и трудозатраты во время погрузки/разгрузки, обеспечивают оптимальное использование площадей железнодорожного состава и необходимую безопасность перевозок груза. Транспортировка железнодорожным транспортом – оптимальный метод доставки как стандартных, так и негабаритных, тяжеловесных грузов, включая насыпные/наливные материалы и продукты, длинномерное промышленное оборудование.
Доставка поездом сборных грузов востребована при перевозке контейнерами. В этом случае небольшие партии товара консолидируются на железнодорожных складах, ожидая своей отправки. Такой способ доставки более длителен, поскольку во время таможенного оформления приходится рассматривать множество деклараций в рамках таможенной очистки одного контейнера. Груз из Китая железной дорогой редко поставляется без использования дополнительных способов транспортировки. Так, достаточно распространённым вариантом является доставка партий товара до российских портов морем, где перевозимая продукция перегружается на товарный состав для его доставки к месту назначения.
Достоинства поставок товара из КНР железной дорогой:
- всепогодность этого способа грузоперевозок;
- достаточно большая пропускная способность железной дороги в обеих странах;
- возможность перевозить грузы любого объёма, независимо от категории товара;
- достаточно демократичная стоимость;
- доставка в самые отдалённые районы России.
Основным недостатком ж/д перевозок является их недоступность для тех регионов, где отсутствует железнодорожное сообщение. К минусам можно отнести и дополнительные траты времени при пограничной перегрузке. Возможны также расходы, связанные с простоями вагонов в пути, с их чисткой и т. д. Этот способ доставки грузов выбирают те заказчики, которые географически расположены на большом расстоянии от морского побережья (например, потребителям из Центральных районной страны), если требуется доставка негабаритных товаров, при отсутствии автомобильных путей сообщения.
Доставка грузов из Китая автотранспортом
Главная особенность автоперевозок по России – плохое состояние дорог, особенно в регионах, удалённых от центра. Обычно этот вид доставки комбинируют с другими. Поскольку в Китае с качеством дорожного полотна проблем практически нет, распространённой является схема, при которой от места дислокации поставщика до российской границы товар доставляется автотранспортом, а после оформления таможенных процедур перегружается в вагоны и дальше следует по Транссибирской магистрали. Если по российской территории груз необходимо перевезти на небольшое расстояние, в этом случае использование автомобильного транспорта на протяжении всего маршрута будет самым целесообразным.
Несмотря на вышеописанные ограничения, доля автомобильных перевозок из Китая в общем объёме грузопотока составляет 15 – 20%. Если пункт назначения расположен на расстоянии, превышающем 600 – 1000 километров, по российской территории груз предпочитают перевозить железной дорогой. Несмотря на такой расклад, доставка товаров и материалов из Китая грузовым транспортом обладает рядом достоинств:
- это один из самых экономных способов грузоперевозок – при оптовых закупках товара важнейшим показателем является рентабельность перевозок, зависящая от соотношения времени к стоимости, и автоперевозки здесь вне конкуренции;
- благодаря наличию у компаний-перевозчиков большого ассортимента специализированных ТС, автотранспортные перевозки можно назвать универсальными, пригодными для транспортировки практически любых категорий товаров;
- в случае выбора доставки сборных грузов расходы на транспортировку оказываются более низкими, поскольку делятся между всеми получателями товара пропорционально объёмам перевозимого груза;
- при закупках скоропортящихся продуктов использование рефрижераторов позволяет доставлять товары на порядок быстрее, чем железнодорожным транспортом, без потери потребительских качеств;
- наконец, доставка грузов из Китая автотранспортом по оперативности уступает только авиаперевозкам, отличаясь доступной стоимостью.
Доставка грузов из Китая по воздуху
Авиаперевозки из Китая в Россию, несмотря на очевидную дороговизну этого способа в перерасчёте на единицу веса перевозимого груза, становятся всё более популярными по данному направлению, хотя во многие другие страны это один из самых безальтернативных способов грузоперевозок. Главное достоинство доставки воздухом – оперативность, особенно в случае, когда получатель географически расположен достаточно далеко. Даже на другой конец земного шара чистое время транспортировки не превышает суток. Задача усложняется необходимостью оформления сопроводительных документов и прохождением таможенной очистки. В настоящее время в КНР насчитывается около двухсот аэропортов, имеющих статус международных, из которых можно выделить следующие:
- Пекинский столичный аэропорт, один из крупнейших в мире по загрузке;
- Пудун (Шанхай);
- Байюнь (Гуанчжоу);
- Чхеклапкок (Гонконг);
- Баоань (Шэньчжэнь);
- Биньхай (Тяньцзинь);
- Гонггар (Лхаса);
- Лукоу (Нанцьзин);
- Лютин (Циндао);
- Цзянбэй (Чунцин);
- Чжоушуйцзы (Далянь).
Чтобы доставить среднегабаритный груз в центральные регионы России (например, Москву) самолётом, потребуется 4 – 6 суток, в зависимости от времени, потраченного на таможенное оформление. На такие большие расстояния стоимость авиаперевозок оказывается не намного большей, чем при использовании альтернативных способов.
Примерная схема организации доставки грузов самолётом из Китая выглядит следующим образом:
- со складских площадей компании-отправителя груз направляется либо на консолидационный склад, либо непосредственно в ближайший аэропорт;
- этап хранения груза на складе при отправке сборных грузов может отсутствовать, если осуществляются генеральные перевозки;
- обработка товара перед прохождением таможенных процедур (взвешивание, маркировка, паллетирование, заключительное складирование);
- оформление сопроводительной документации (манифест груза, авианакладные, другие документы);
- таможенная очистка товара в китайском аэропорту;
- консолидация груза, погрузка в самолёт, доставка в российский аэропорт.
Авиаперевозки – способ доставки практически любых грузов, особенно скоропортящихся, ценных и требующих высокой срочности. Чаще всего это следующие категории товаров:
- грузы спецназначения (промоборудование, медикаменты);
- тяжеловесные/негабаритные грузы (электроподстанции, роторные установки, турбины, станки);
- грузы категории General Cargo;
- быстро теряющие стоимость товары (электроника, бытовая техника).
Доставка из Китая сборных грузов
Для малого/среднего бизнеса, а также физлиц генеральные перевозки – недоступная роскошь. Закупая товар небольшими партиями, гораздо выгоднее оформлять доставку сборных грузов – временные потери на консолидацию партии товара целиком компенсируются невысокой стоимостью таких перевозок, поскольку расходы на транспортировку распределяются между грузополучателями пропорционально объёму партии товара. При этом способ доставки не имеет значения – перевозка сборных грузов из Китая производится всеми существующими разновидностями транспорта. Однако стоимость такой транспортировки в наибольшей степени зависит именно от выбранного способа доставки.
Для тех, кто оформляет сборную доставку впервые, бывает сложно сориентироваться в том, какой вариант окажется более рациональным, могут возникнуть сложности и с выбором оптимального маршрута. Помощь профессиональных логистических фирм в этом случае может оказаться незаменимой. Приводим примерную схему, в соответствии с которой происходит транспортировка из Китая сборных грузов:
- доставка партии товара со склада компании-отправителя на консолидационный склад. Этот этап можно выполнить самостоятельно, силами отправителя, или воспользовавшись услугами перевозчика (проще всего использовать второй вариант с включением данного пункта в контракт);
- хранение товара на консолидационном складе до момента формирования полной загрузки транспортной единицы;
- оформление пакета сопроводительных документов, необходимых для прохождения таможенного контроля;
- обработка партии товара перед доставкой к месту погрузки (взвешивание, маркировка, паллетирование);
- доставка консолидированного груза в склад, расположенный в непосредственной близости от пункта отправки товара;
- хранение сборного груза на складе перед погрузкой на транспортное средство;
- прохождение таможенной очистки на китайской стороне;
- погрузка товара на транспортное средство;
- транспортировка в Россию.
Для беспроблемной перевозки сборного груза потребуется оформление определённого пакета документов, при этом, если в составе консолидированного груза будут присутствовать десятки деклараций, время на растаможивание увеличится в соответствующее число раз. Именно длительность прохождения таможенных процедур является главным недостатком этого способа грузоперевозок.
Мультимодальные перевозки
Как уже отмечалось выше, большинство международных перевозок из Китая в Россию не обходится без применения комбинированных методов доставки. Вызвано это тем, что Китай граничит с РФ не со стороны самых экономически развитых регионов, поэтому прямые автомобильные поставки используются относительно редко. Все остальные виды имеют ограничения географического характера (морские, авиаперевозки и доставка ж/д транспортом), возможны не везде и только до промежуточного пункта – железнодорожной станции, морского порта, аэропорта. Для доставки до конечного пункта приходится использовать дополнительный транспорт, и зачастую – не один.
Поэтому при планировании поставки следует тщательно поработать над оптимизацией маршрута со стороны логистической составляющей, что может потребовать заключения контрактов с двумя – тремя компаниями-перевозчиками. В качестве примера мультимодальных перевозок из Китая можно привести один из самых распространённых вариантов, когда сначала товар доставляется во Владивосток или Санкт-Петербург (и очень редко – в порты акватории Чёрного моря), а затем используется железнодорожный транспорт (из Владивостока) или автоперевозки (из СПб).
Достаточно востребованный способ – доставка в Россию воздухом из крупных китайских аэропортов, осуществляющих прямые рейсы в города РФ, после чего товар перегружается на автомобиль и доставляется по месту назначения. С точки зрения оптимальной стоимости грузоперевозок самым выгодным вариантом можно назвать морские перевозки, сочетаемые с автомобильными или железнодорожными на конечных участках маршрута. Единственный минус – длительность транспортировки, которая может растянуться на месяц и даже больше. Прямые железнодорожные поставки – проблемные из-за несовпадения ширины железнодорожной колеи, поэтому часто на границе контейнеры приходится перегружать и отправлять другими составами, что связано с недопустимыми временными задержками и удорожанием грузоперевозок.
Сроки и стоимость доставки товара из Китая
Поскольку на стоимость доставки грузов из Китая влияет множество факторов, определить точную цену самостоятельно достаточно проблематично. Однако для начала вполне допустимо ориентироваться на среднестатистические показатели, которые разнятся для каждого из видов грузоперевозок. В частности, если использовать морские перевозки, следует учитывать, что до Владивостока суда из китайских портов доходят примерно за неделю, до Санкт-Петербурга – за 45 – 50 дней, на побережье Чёрного моря – за 25 – 30 дней. Достаточно распространённой является мультимодальная доставка в транзитный порт (финский или прибалтийский). При выборе железнодорожных поставок следует ориентироваться на сроки порядка 15 – 30 дней, в зависимости от расстояния. Так, доставка до Иркутска может занять две – три недели времени, до Новосибирска – 15 – 28 дней, до Москвы поезд доедет за 21 – 30 дней. Временная задержка неизбежна на границе по причине перегрузки товара из-за несовпадения ширины колеи.
Перевозка авиатранспортом с учётом таможенного оформления займёт от пяти дней. Отметим, что основные временные задержки, независимо от способа транспортировки, возникают именно на таможне. В идеальном варианте таможенный осмотр занимает около пяти часов. Чаще всего таможенники находят в документах неточности, что становится причиной частичной или полной проверки груза и переоформления бумаг. Если с ними всё хорошо, максимальный срок задержки товара на границе – 10 суток. Проще всего определять стоимость доставки контейнера из Китая. Так, до Владивостока стоимость перевозки стандартного двадцатифутового контейнера морем составит порядка 1500 долларов, по железной дороге – около 3600 долларов, по воздуху – от 5000 долларов. В эту цену включаются такие услуги, как погрузочно-разгрузочные мероприятия и экспедирование в порту.
При выборе других способов транспортировки расчет стоимости доставки из Китая усложняется, однако, многие транспортные и логистические компании предоставляют на своих сайтах возможность воспользоваться онлайн калькулятором стоимости перевозок. Достаточно использовать несколько таких ресурсов, чтобы оценить, во что обойдётся вам транспортировка товаров из Поднебесной.
Центр сертификации «СБК» оказывает услуги по оформлению разрешительной документации, которыми пользуются более 3000 компаний http://www.sbk-cert.ru